Мировая практика показывает: увеличивается потребление электроэнергии, значит, растет экономика. Поэтому в стране постоянно совершенствуется стратегия по поддержанию и развитию энергетической инфраструктуры. При этом, в условиях рыночной экономики повышение тарифа неизбежно, а правильное управление энергопотреблением может помочь казахстанцам снизить нагрузку на семейный бюджет.
Как и многие страны, Казахстан испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества. Объяснить это можно немалым количеством больших и малых недоработок, допущенных в прежние времена. Одной из причин возникающей проблемы дефицита – искусственное сдерживание тарифов. Система формирования тарифов должна быть долгосрочной, позволяющей в разумные сроки окупать инвестиции и поддерживать надлежащее состояние объектов инфраструктуры.
Например, в Кокшетауском регионе остро поднимается тема уже сложившегося дефицита электроэнергии и ситуация может ухудшиться, если не принимать необходимых мер. В этом регионе оплата осуществляется по трем тарифам. Если средний тариф составляет около 35 тенге, то населению энергия поставляется по заниженному тарифу, дешевле ее стоимости – около 20 тенге.
Чтобы компенсировать эти расходы, для бюджетных организаций применяется завышенный тариф – около 50 тенге. Когда были внесены изменения в законодательство о государственных закупках, бюджетные организации не имели больше права заключать договоры из одного источника. А когда выходили на конкурсы, их «забирали» частные энергосберегающие организации, которых только в Кокшетауском регионе было около двадцати.
Это могло привести к резкому повышению тарифов для населения. Этого нельзя было допустить, поэтому, в защиту семейного бюджета населения, вышло постановление о приостановлении деятельности всех ЭСО, не являющихся гарантирующими поставщиками энергии для населения. У поставляющих электроэнергию организаций появилась прибыль, которую пустили на модернизацию сетей, развитие и обновление инфраструктуры. Появилась возможность завершать текущие ремонты, выполнять пункты инвестиционной программы.
Так, в компании «Кокшетау Энерго» пять лет назад объем финансирования инвестпрограммы составлял 818 млн тенге, в прошлом году – 2,7 млрд тенге. За последние пять лет организация купила 110 автомобилей, в том числе 72 единицы спецтехники, капитально отремонтировала 16 зданий. Компании удалось обновить 0,5-0,7% оборудования и сетей, а чтобы ежегодно обновлять хотя бы 2% сетей, необходимо зарабатывать по 12 млрд в год. Это означает серьезное повышение тарифов – средний отпускной в таком случае составлял бы не 35, а 47 тенге.
Только на Акмолинскую область требуется 94 млрд тенге. Город Кокшетау продолжает расти на север, на юг, на запад, появляются десятки новых многоэтажных домов, планируется строить многопрофильную больницу, большой спорткомплекс. Сейчас нужно построить одну большую подстанцию на 220 киловольт и новые внутригородские подстанции. Большая работа планируется в Бурабайской курортной зоне, где тоже есть дефицит электроэнергии.
Будет справедливым разрешить субъектам естественных монополий закладывать в тариф определенную норму прибыли. При этом, рост тарифов будет сопровождаться адресным субсидированием потребителей. Министерство энергетики установило новые тарифы на электроэнергию, производимую возобновляемыми источниками, – они значительно выше. Растет и стоимость производства энергии у крупных станций страны.
Эксперты считают, что тарифы будут, как минимум, на 5-7 тенге выше. Среднее потребление электроэнергии населением с каждым годом растет и связано это с повышением уровня жизни людей. Но повышенное энергопотребление в отдельных регионах имеет и негативные причины. Уже упоминавшаяся компания «Кокшетау Энерго», к примеру, работает в нескольких районах Акмолинской и в районах Северо-Казахстанской области, и это дает возможность сравнивать.
В Кокшетау в отсутствие горячего водоснабжения люди постоянно пользуются водонагревателями. Каждый потребитель в этом городе расходует примерно в 2,5 раза больше энергии, чем астанчанин или житель Петропавловска. Получается, что вместо существующих 90 тысяч абонентов есть условные 200 тысяч. Это, конечно, создает определенные трудности.
Во-первых, так как жители платят за электроэнергию по сниженному тарифу, компенсация затрат должна быть больше – соответственно, выше нагрузка на тариф бюджетных организаций. Большие затраты требуются и на оборудование. К примеру, в новом доме трансформатор должен быть не на 400 КВА, а на тысячу. Соответствующими должны быть автоматы, рубильники, кабели. Все это обходится дороже. Получается, что на те же деньги другой регион может купить в полтора раза больше оборудования для модернизации. Помогла бы здесь адресная поддержка, эти факты должны приниматься во внимание.
Увеличение расходов на электроэнергию связано не только с ростом тарифов, но и с естественным увеличением потребления электроэнергии. В то же время рынок мощности в электроэнергетике складывается в Казахстане за счет тарифа на мощность, который заложен для потребителей в конечной цене на электроэнергию. Такая плата за услугу поддержания в готовности определенных мощностей в теории должна обеспечивать возвратность вложенных инвестиций в строительство новых мощностей, а также обновление и расширение уже существующих.
Электростанции могут получать фиксированные на определенное количество МВт ежемесячные выплаты с рынка мощности, которые устанавливаются на год по итогам аукционных торгов не выше предельного тарифа на 1 МВт в месяц, а также – по индивидуальным тарифам на 15 лет в случае заключения долгосрочных инвестсоглашений с Минэнерго. По прогнозам, в 2025 году тарифная ставка повысится до почти 2 тенге на кВт*ч с увеличением объемов инвестиционных проектов до 1203 МВт. Реализация нацпроекта по модернизации энергетики в 2026-2029 годах предполагает объем инвестпроектов еще на дополнительные 7272,6 МВт новой и модернизированной генерации, что в итоге дает 8475,3 МВт.
Без сомнения, текущее состояние энергетической инфраструктуры в стране требует обновления для того, чтобы бесперебойно обеспечивать казахстанцев теплом, электроэнергией. Сложившаяся ситуация по устареванию основного и вспомогательного оборудования ТЭЦ и активная урбанизация с увеличением потребляемой тепловой мощности демонстрирует необходимость модернизации, реконструкции и обновления существующих генерирующих мощностей ТЭЦ, требующих значительных затрат.
Кроме того, в данной сфере наблюдается отток квалифицированных специалистов, у которых годами не повышалась заработная плата. Одновременно, в тарифной политике во главу угла ставятся интересы потребителей – предоставление качественных услуг по обоснованным ценам. В целях обеспечения прогнозируемой тарифной политики рассматривается возможность утверждения предельных тарифов на электрическую энергию на долгосрочный период с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции.
Индекс потребления электричества отражает индекс развития общества. Каждый год нормально развитое общество электроэнергии потребляет все больше и больше. Безусловно, крупные потребители при стремительно растущих тарифах на электроэнергию станут больше задумываться над энергосбережением и увеличением своей энергоэффективности, не исключено, что некоторые из них даже обратятся к строительству собственной генерации.
В целом есть необходимость консолидации потребителей электроэнергии для защиты своих экономических интересов и повышения доступности электроэнергии на конкурентном рынке. Также понимание формирования тарифов и конечных целей поможет потребителям лучше осознавать, за что они платят, и правильно использовать ресурсы.