17501
Анна Черненко Корреспондент

Налоговая реформа все больше напоминает сложный квест. Дня не проходит без новостей с «налоговых полей». Новости эти меняются, что называется, в режиме реального времени. Неделю назад страна громко обсуждала повышение НДС с текущих 12% до 20% и снижение налогооблагаемой базы до 15 млн тенге вместо нынешних 85 млн тенге. После чего проект нового Налогового кодекса не смог пройти горнило Мажилиса Парламента, и обсуждение вернулось на новый виток споров и публичных предложений.

Последнее предложение правительства, от которого, видимо, не сможет никто отказаться, рост ставки НДС до 16% со снижением порога собираемости налога до 15 млн тенге. Ставка будет дифференцированной. Для сферы здравоохранения она составит 10%, для аграриев – ноль. Ставка НДС для банков до конца не определена. Напомним, ранее речь шла о 25%. Любой рост НДС в итоге оплачивается карманом потребителя.

Банковский сектор предвидит сокращение будущих доходов и начинает отыгрывать потери. Отдельные банки подняли тариф на перевод денег клиентов в другие банки. В целом Министерство экономики ожидает, что налоговые поправки ежегодно принесут в бюджет 4-5 трлн тенге.

Меньший рост ставки НДС в новом Налоговом кодексе можно считать победой бизнеса над чиновниками. Но победа на одном участке оборачивается поражением на других «фронтах». Меньший рост ставки НДС, чем планировало правительство, вернул на круги своя платежи, которые планировалось отменить при ставке в 20%.

Вернулось из небытия предложение поднять взносы в многострадальный Фонд социального медицинского страхования. Текущий уровень взносов не покрывает растущие в цене медицинские услуги. Дефицит фонда покрывается за счет бюджета, где и так большая «дырка». Проблема в том, что новые пороги отчислений в ФСМС не решат проблему больших очередей в поликлиниках и приписок в лечащих учреждениях. Но бизнес понесет затраты.

Фискальной нагрузкой на балансы работодателей останутся обязательные пенсионные взносы за своих работников. С этого года ставка платежа выросла до 2,5% от фонда заработной платы. Эти деньги не относятся к накопительной пенсионной системе и будут тратиться на всех пенсионеров. Фактически ответственные работодатели платят в пенсионный бюджет за тех, кто работает и кто не работает. Такие пенсионные взносы лишь подстегивают пенсионный инфантилизм лиц, не думающих о будущей пенсии и надеющихся на государство.

Но у государства финансовые дела идут не очень хорошо. Никто не отменял бюджетного кризиса. За разговором о новом НДС о нем временно забыли. В 2024 году дефицит бюджета вырос на 30% и достиг 3,6 трлн тенге против 2,8 трлн тенге в 2023 году. Бюджетную «дыру» покрывают растущими займами. В 2024 году Минфин привлек 7,5 трлн тенге госдолга против 5,5 трлн тенге годом ранее. С ростом долга растут и затраты на его обслуживание: с 4,4 до 5,9 трлн тенге. Доля расходов по обслуживанию долга выросла с 12,9% до 16,9%. В 2025 году Минфин намерен привлечь дополнительно 6,9 трлн тенге на внутреннем рынке. Еще нужно погасить облигации на 2,5 млрд долларов. Расходы на обслуживание госдолга станут наибольшими в затратной части бюджета. В сложной фискальной ситуации рост налогов должен хоть как-то снизить аппетит правительства к получению денег за счет накачки госдолга. 

Однако новый НДС – не единственная тема занимательного квеста. Отдельные депутаты предлагают решить проблему бюджетного дефицита более масштабно – провести налоговые реформы по примеру Аргентины. Заодно побороться с отмыванием денег и теневой экономикой. Еще лучше – взять свежий пример – США. 

Оптимизация по-аргентински и по-американски, прежде всего, – сокращение количества чиновников. В Аргентине так вообще упразднили Центральный банк. Отменить можно всё и вся. Вопрос в том, насколько это поможет многострадальному бюджету, который «болеет» по причине односторонней сырьевой направленности экономики и слишком больших социальных обязательств государства. США могут себе позволить любые сокращения чиновников и реформы.

Эмиссия доллара – в качестве главной мировой валюты покроет любые промахи и просчеты любой реформы. В Казахстане нет места маневрам для налоговой, бюджетной и административной реформ. Экономику тянут на дно множество структурных проблем, которые не решить одним махом. Маск может позволить себе говорить о налоговых реформах – снижении налогов на прибыль компаний и дивидендов для акционеров. Трамп давит соседей ростом пошлин. Хотите торговать с США – переводите производства в эту страну.

Канадским и мексиканским экспортерам в США придется пойти на уступки, чтобы сохранить за собой огромный и платежеспособный рынок США. В то время как в Казахстане сокращаются прямые иностранные инвестиции. Вкладывать в растущий рынок США гораздо интересней.

На фоне проблем с бюджетным вопросом появляется немало знатоков и советчиков. Но тут, как говорится, советы не монетизируются. И по-прежнему актуально бессмертное из киноклассики: «Не учите жить, лучше помогите материально…»

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -