В 90-х на заре создания государства остро возник вопрос самостоятельного социально-экономического развития молодой республики. Учитывая, что Казахстан богат углеводородами, логически были сделаны ставки на максимальную добычу – извлечение прибыли для развития. Здесь необходимо отметить, обладание богатыми недрами не означает ничего без технологий, компетенций, восприятия собственных сил в освоении гигантских нефтегазовых месторождений.
Шаги в привлечении инвестиций дали свои плоды, мировые ТНК (транснациональные компании) начали изучать возможности добычи нефти в Казахстане, хотя переговоры с «Шевроном» были начаты в поздний советский период и были продолжены с новыми властями.
В результате ТНК посчитали все риски, появляются Соглашения о разделе продукции, документ, в высшей степени имеющий приоритет над национальным законодательством республики. Конкретно речь идет о месторождениях Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Здесь нужно отметить, кроме Кашагана, месторождения Тенгиз и Карачаганак были открыты, требовались значительные инвестиции, технологии в увеличение добычи. Сотрудничество с ТНК принесло свои выгоды. В части применения новейших технологий, огромного роста добычи нефти. Плюс факторы благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры: с 2001-го по 2014 год добывающие страны чувствовали себя прекрасно в связи с попаданием в период суперцикла высоких цен на углеводороды.
Ветер политических перемен постепенно начал приходить и в нефтяную отрасль Казахстана – основной донор бюджета. Преобразования в обществе, связанные с политикой «Слышащего государства», как и ожидания ускоренных социально-экономических реформ, их широкого разъяснения, не могут остаться вне поля Нового Казахстана и понимания формулы – драйвером экономического роста Казахстана еще долгое время будет нефтегазовый сектор.
Энергетическая дипломатия
Принимая во внимание активную роль властей, текущий социальный запрос, интерес общества к событиям нефтегазового сектора Казахстана, объективно создаются предпосылки для реализации энергетической дипломатии в укреплении своих позиций в заключенных контрактах с ТНК, направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, распределения доходов, локализации учебных центров, строительства НПЗ.
Для достижения целей энергетической дипломатии используются как традиционные средства и методы, так и специальные, свойственные только энергетическому взаимодействию инструменты. Прежде всего, переговоры со всеми участниками ТНК, участниками консорциумов. Цель Нового Казахстана путем активного энергетического взаимодействия и дипломатии найти убедительные аргументы и подходы, которые заключаются в достижении взаимоприемлемого компромисса. Очень важно сохранить партнерство и доверительные отношения.
Прагматика и диалог
Энергетика на данном этапе развития Казахстана является основным источником решения социальных и стратегических задач республики. Различные виды безопасности представляют собой состояние защищенности от угроз интересов в той или иной сфере жизнедеятельности.
Современный мир сталкивается с проблемой определения экономической роли государства. В государстве Казахстан основным донором бюджета является нефтяная отрасль. Актуальность состоит в том, что энергетико-экономическая роль государства является основным регулятором многих процессов в стране. Государство имеет возможность влиять на экономику через различные инструменты, такие как налоговая политика, корректировка энергетической политики в связи с объективными изменениями в мире политики, инвестиционная политика и другие.
Одной из главных причин проблемы является трудность определения идеального баланса между свободной рыночной экономикой и государственным регулированием. Слишком жесткое государственное вмешательство могло бы привести к бюрократическому контролю и ограничению предпринимательской инициативы, тогда как недостаток государственного регулирования мог бы спровоцировать экономическую нестабильность и неравномерное распределение благ.
Однако, учитывая изменения как в мире, так и в самом Казахстане, предпочтительным видится изучение вопроса усиления роли Казахстана на стратегических направлениях по увеличению поступлений в бюджет Казахстана, что в свою очередь повысит доходы населения, увеличит способности государства к развитию.
На примере компании «Тенгизшевройл» рассмотрим предложения, на которые стоит обратить внимание Казахстану, а конкретно – в какую сторону можно было бы повести энергетическую политику. Бесспорно, сотрудничество и организация производства в этой компании выше многих похвал, главное – идет постоянное увеличение добычи и отчисления налогов, внутренние процедуры, менеджмент можно поставить в пример многим казахстанским компаниям. На кону инвестиционный имидж страны, но сильна, огромна занятая роль ТНК в экономике Казахстана.
Предлагается несколько пунктов, нуждающихся во внимании. Абсолютно ясно, «Тенгизшевройл» организован по западным стандартам с очень жесткой диаграммой ответственности и полномочий. Тем не менее обозначим несколько возможных направлений:
- Анализ и рекомендации по управлению затратами ТШО. Строго говоря, ТШО – это не СРП. Тем не менее накопленные затраты подлежат возмещению по сложной формуле. За 30 лет деятельности проекта накопились как финансовые, так и юридические вопросы. Что из этих исторических затрат (приближается к $50 млрд), действительно, признается к возмещению из текущей и будущей добычи, а что подлежит списанию. Потребуется технический и юридический анализ, включая как старые акты признания и согласования затрат, так и новые проектные затраты.
- Социальные, учебные и культурные программы. В целом ТШО ведет достаточно масштабные работы в этом плане. Вложили почти $3 млрд за 30 лет. Тем не менее необходим как исторический аудит этих затрат, так и оптимизация текущих социальных программ с упором на нужды региона.
- Экология и природоохранные мероприятия. Проект Тенгиз по природе своей является экологически сложным, где никуда не деться от H2S. Однако это не уникальная ситуация. В целом оператор ведет разумную природоохранную деятельность. Горы складированной серы встречаются на подобных проектах в разных странах (в том числе, и рядом с аэропортом в Калгари). Другое дело, что здесь нужно спокойно и профессионально работать как с оператором ТШО, так и с общественностью.
- Начать диалог с ТНК о поиске точек мотивации для базирования главных подразделений «Шеврона» на территории Казахстана, создании совместных с государством нефтехимических, нефтеперерабатывающих заводов, возможно, с экспортной составляющей части нефтепродуктов
- Если говорить о влиянии ТНК на инновационное развитие, то следует отметить, что практически половина мировых затрат на НИОКР и не менее 65% коммерческих расходов на исследования и новые разработки приходится именно на них. При этом данные затраты могут превышать аналогичные показатели многих стран мира. Одним из основных направлений инновационной деятельности международных компаний является поиск путей снижения издержек и задействование ресурсной базы принимающих стран, что должно привести к новому логическому шагу производственной кооперации с ТНК.
В этой связи, нужно изучить вопрос переноса инновационных центров ТНК в Казахстан. Вопрос необходимо ставить не банально о финансировании отечественных проектов, а о полноценной кооперации, организации инновационных центров на территории страны. Интерес ТНК, мотивация должны быть учтены республикой.
Необходимо отметить, для достижения поставленных задач следует вести диалог со всеми партнерами Тенгизшевройла. Хоть и большая роль отведена «Шеврону», все же организована компания коллегиально, требует учета бизнес-моделей, планов развития каждой из них. Следовательно, понадобится гибкий подход и время.
Так или иначе, история все равно даст свою детальную оценку, что можно было сделать, а что не было просчитано.