«Образы памяти» с видами на будущее

9295
Вадим Кравцов Журналист
Фото: Вера Беликова рассказывает о процессе создания стелы. Фото автора

У входа в алматинский БЦ Abylai Khan Plaza появилась необычная скульптурная композиция, напоминающая о важности многовекового делового и культурного обмена между Востоком и Западом.

В расположенном здесь Итальянском институте культуры в Алматы состоялась презентация стелы «Образы памяти». Презентация организована Посольством Италии в РК и Итальянским институтом культуры в Алматы в рамках Недели итальянского дизайна.

Вера Беликова у своей стелы «Образы памяти». Фото автора

Созданная Верой Беликовой, художницей-мозаичисткой из Венеции, стела «Образы памяти» посвящена 700-летию со дня смерти итальянского путешественника Марко Поло.

После многолетнего путешествия в Китай через азиатские просторы венецианец Марко Поло написал «Книгу о разнообразии мира». Она оказала значительное влияние на европейскую элиту XIV-XVI веков, став важным источником знаний по географии, этнографии, истории азиатских стран, в том числе и Казахстана.

Алматы. Мозаичное панно В. Твердохлебова на фасаде ТЮЗа им. Сац. фото автора

Стела «Образы памяти» воплощает в себе синтез современного искусства и инновационных технологий. Она показывает скрытые возможности современных строительных материалов для высокого творчества.

«Эта работа для меня оказалась очень личной историей. Я благодарна Господу, что из такого огромного количества художников, которые творят в Италии, выбор пал на меня. Мне было позволено рассказать о таком великом человеке, иметь честь представлять великий город и прекрасную страну Италию» Вера Беликова

Скульптура «Образы памяти» представляет собой двустороннюю стелу, составленную из произведенных в Италии керамогранитных поверхностей Fiandre. Обе плоскости изящно декорированы мозаичными и металлическими вставками. Вера Беликова рассказала о сложной технологической цепочке и многих специалистах, участвующих в создании ее произведения.

В изображении средневековых географических карт на панно «Образы памяти» применена лазерная гравировка. фото автора

На лицевой части стелы выделяется контур арки традиционного венецианского окна с эффектом акварельного рисунка. Он получен благодаря применению передовой технологии печати на керамограните. Пескоструйная обработка задействована при создании углубления для металлического диска с изображением средневековых географических карт. Сами карты прорисованы с применением лазерной гравировки. Этому предшествовала сложная работа по созданию векторной версии географических карт. На обратной стороне стелы в виде инкрустаций мозаики с цветным сусальным золотом набран фрагмент текста из книги Итало Кальвино «Невидимые города», вдохновившей Веру Беликову на создание стелы. Нанесенный на металлическую пластинку QR-код отправляет зрителя на сайт с детальным описанием контента стелы.

Образцы казахстанского модернизма с мозаикой М. Кенбаева и Н.Цивчинского  в презентации В.Беликовой. Фото автора

В. Беликова успела полюбить Алматы и готовит еще один художественный проект для южной столицы. В Алматы, и шире в Казахстане, она увидела еще недавно существовавшую традицию удачного синтеза архитектуры и монументального искусства, в том числе и мозаики.

Фрагмент мозаичного панно в алматинском детском саду на ул. Брусиловского. Фото Владимира Невского

Художница выразила опасение, что эта традиция без должного внимания общества и поддержки государства может исчезнуть:

«Очень большая проблема Казахстана, как и всего постсоветского пространства, в том, что мозаичным произведениям не придан статус художественного наследия. Из-за этого многое безвозвратно теряется… Если мы сегодня не проснемся и не придумаем, что еще можно сделать для мозаики, чтобы она существовала, как высокое искусство, то она просто умрет. Это будет то, чем занимается сегодня большинство мастерских по всему миру. Там дают курсы для непрофессионалов. Им достаточно создать небольшую картинку, повесить ее на стену, и все. Хотя мозаика это совсем не про это. Мозаика это про архитектурное пространство» Вера Беликова

Утраченная мозаика неизвестного автора с фасада школы №1 в Алматы. Фото автора

Но все же Вера Беликова искренне верит, что ситуацию можно направить в благоприятное русло. Она убеждена, что мозаика может приобрести новое лицо в современных реалиях.

«Сейчас в Казахстане строительный бум, – продолжает Вера Беликова. – Сложилась уникальная ситуация, когда есть большое количество строящихся зданий. И есть социальная восприимчивость к тому, что такое декорирование поверхности экстерьера, фасада. И не просто какими-то банальными керамогранитными панелями. Здесь живо восприятие мозаики, как социокультурного феномена. Этим нужно пользоваться. Сегодня в Казахстане существует восприимчивое к декорированию фасадов общество. И, с другой стороны, работают компании застройщиков, стремящиеся к созданию экологичной архитектуры с новым эстетическим языком. Поэтому нужны новые художественные идеи, которые будут транслироваться с помощью современных технологий» Вера Беликова

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -