Двухпутка… на цифровизации

10197
Ирина Бектиярова Журналист
Фото: автора

Казахстан укрепляет свою роль как ключевого транзитного хаба между Европой и Азией. Введен в эксплуатацию участок нового второго пути протяженностью 138 километров от станции Бесколь до Достыка.

Он оснащен высокотехнологичной цифровой системой устройств сигнализации, централизации и блокировки отечественного производства МПЦ-QZ, обеспечивающей высокую надежность и безопасность движения поездов.

Сделан еще один важный шаг к развитию транзитного потенциала, созданию транспортно-логистического комплекса и развитию железнодорожной инфраструктуры. С опережением сроков реализуется стратегически важный проект «Строительство вторых путей железнодорожной линии Достык – Мойынты». Комплекс по заданию главы государства развивается мощно и успешно, строительно-монтажные работы ведутся высокими темпами. Ветеран железнодорожного транспорта, Почетный железнодорожник Калтай Самбетов

Строители и железнодорожники подготовились к этому событию. На участке Бесколь – Достык модернизированы раздельные пункты. На линии уложено 155 километров верхнего строения пути, построено 29 труб, сооружено 26 мостов.

И вот наступил день, когда по новым рельсам должны пропустить первый грузовой поезд. Это всегда большое событие для строителей и железнодорожников. Для Алакольского района – это вдвойне событие из-за необходимости «согласовывать» планы с «небесной канцелярией». А прогноз был жесткий – штормовое усиление ветра до 28-30 метров в секунду. При таком на железной дороге движение останавливается, поскольку сносит даже контейнеры с платформ.

Но в этот раз алматинцы даже погоду «заказали» – перед штормом им подарили несколько прекрасных солнечных дней! Природное окно железнодорожники совместили со своим технологическим «окном» для пропуска по новому пути обкаточных маршрутов и переключения с действующей релейной на новую технологичную МЦП-QZ (микропроцессорная централизация стрелок и сигналов) всего двухпутного участка.

Но сначала надо было убедиться в надежности уложенных рельсов и шпал. Утром в 9 часов первый грузовой состав был запущен по новому второму железнодорожному пути от станции Бесколь в сторону Достыка. Он должен быть именно тяжеловесным, для проверки чувствительности пути, выявления дефектов. Под управлением машиниста Марата Найкенова грузовой состав из 65 вагонов, весом 6 тысяч 96 тонн с гематитом Железорудного ГОК повез грузы для КНР. Одновременно, не создавая препятствий друг другу, двигались встречные поезда, которые шли параллельным курсом по действующему пути.

Было волнение на первом перегоне, вдруг что-нибудь пойдет не так. Но уже скоро убедились – все хорошо. Проехали без проблем и происшествий. Путь уложен добротно. Обкаточная скорость держалась стабильно 40 км\час. Поделился первыми впечатлениями машинист-инструктор Айдын Нусипов

Строители тоже находились в локомотиве. Есть такая традиция у мостовиков, когда запускается новый объект, главный архитектор и строитель находятся под мостом во время прохождения состава, гарантируя своей жизнью качество работ. Для строителей-путейцев тоже важно самим убедиться в надежности.

Наш путь измеряется миллиметровой шкалой. Поэтому пока последний вагон первого обкаточного не проедет по нашему участку, контролирую, перепроверяю. Заместитель исполнительного директора филиала «Южная дирекция» ТОО Integra Construction Мейрамбек Мырзалиев

Вслед за первым по новым рельсам пошел и второй состав. Но праздновать было рано. Предстояло превратить рельсы и шпалы в современный цифровой объект. Для этого запустить модернизированную систему автоматизации, телемеханики и связи МПЦ-QZ на действующем и новом построенном пути.

Проектировщики изначально запросили дать им на эти работы пять суток. Железнодорожники считали, что реально выполнить все в два раза быстрее. Ветеран отрасли К. Самбетов утверждал, что для этого достаточно суток, он лично проехал по всей линии, постоянно держал на контроле выполнение всех работ, вникая во все нюансы процесса, убедился в высокой готовности объекта. Он и людей настроил по-боевому: идти на штурм, чтобы эффективно поработать.

Система устройств сигнализации, централизации и блокировки МПЦ-QZ предназначена для удобства эксплуатации железной дороги по части диагностики, надежности, легкости в обслуживании. Все это в совокупности обеспечивает повышенную безопасность движения поездов. По сравнению с действовавшей раньше релейной системой, новая расположена в компактных модульных зданиях, для нее требуется меньше оборудования, все компьютеризируется. Ее применение позволяет увеличивать пропускную способность участка.

Интервальное движение поездов между раздельными пунктами выполнено на базе автоблокировки ЦАБ АЛСО-Е как самостоятельное средство сигнализации с централизованным размещением аппаратуры цифровыми блоками ЦМ КРЦ. Данные системы в настоящее время выпускаются казахстанскими разработчиками компании «QAZ Rail автоматика» и соответствуют европейским стандартам CENLEC.

Как рассказал заместитель директора компании, внедряющей эту систему на линии Достык – Мойынты, ТОО «Qaz Rail automatic» Алмас Аркабаев, до этого система уже запущена и хорошо себя зарекомендовала на ключевой станции Достык. Он гордится своей работой и считает, что тем самым достойно продолжает дело своего деда Кыдырмы Аркабаева, Почетного железнодорожника, новатора, новшества которого внедряли на железных дорогах в Казахстане.

Первый грузовой поезд по новому модернизированному пути торжественно отправили в сторону Китая всем коллективом строителей, проектировщиков и железнодорожников. В ТОО «КТЖ Грузовые перевозки» – Алматинское отделение ГП отметили, что успешная реализация проекта стала возможной благодаря слаженной работе всех структурных подразделений железной дороги.

В процессе ввода в эксплуатацию новой системы была обеспечена безопасность и бесперебойное движение поездов, что позволило выполнить запланированные объемы грузоперевозок по межгосударственному стыковому пункту Достык. За время технологического «окна» по двум путям – действующему и новому – в сторону КНР по двум путям – действующему и вновь построенному были пропущены в общей сложности 30 поездов, в том числе 16 контейнерных. Номенклатура перевозимых грузов включала в себя гематит, окатыши, ферросплавы, кокс, уголь, и другие. Это подтверждает высокую эффективность новой системы.

В настоящее время параллельно ведутся строительно-монтажные работы на других участках. В планах на май сдача участка от Бесколя до Актогай-Восточный, далее Балхаш-1 – Саяк. В этом году планируется завершить строительство и сделать стыковку на станции Саяк.

Мы свидетели досрочного открытия движения на участке Бесколь – Достык. Работа строительно-монтажного комплекса и железнодорожников идет очень высокими темпами. Мы делаем общее дело для поднятия транзитного потока на Европу, Китай, по маршруту ТМТМ и в близлежащие государства и транспортировки товаров внутри страны. Почетный железнодорожник Калтай Самбетов

В торжественной обстановке со станции Бесколь отправлен грузовой поезд в сторону КНР по новому второму пути, оборудованному новейшими устройствами систем автоблокировки и электрической централизации.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -