Отбасы банк всегда отличала четкая и неуклонная социальная направленность: стремление обеспечить доступность жилья каждому казахстанцу, поддержать социально уязвимые слои населения. Серьезность вклада данного банка в решение именно социальных проблем подтвердили даже международные институты – в прошлом году он впервые получил ESG-рейтинг на уровне «3» от агентства Sustainable Fitch. В нынешнем году KASE признала Отбасы банк лидером рынка ESG-облигаций. Награда получена за выпуск социальных облигаций на 209,9 млрд тенге. Это позволило в рамках новой жилищной программы «Наурыз» 7745 семьям отпраздновать новоселье.
52% в доле ипотеки страны
На сегодня доля Отбасы банка в казахстанской ипотеке составляет 52%. Банк обслуживает более 30,3% экономически активного населения страны. Он – четвертый по активам и собственному капиталу банк среди БВУ с общим кредитным портфелем в 3,5 трлн тенге по данным на 1 февраля 2025 года. По официальной информации банка, кредиты с целевым социальным эффектом составили 34,4% от общего кредитного портфеля на конец 2023 года, увеличившись до 38,2% к октябрю 2024 года – это льготные займы для социально-уязвимых слоев населения и малообеспеченных казахстанцев.
За 2024 год с помощью продуктов банка 71 452 казахстанские семьи получили займы и уже отметили новоселье. Поэтому неудивительно, что диджитал-услуга «онлайн-ипотека» от такого банка очень быстро пошла в гору и стала популярной у казахстанцев.
В 2025 году уже выдано 10 956 займов онлайн
Как рассказала начальник управления дистанционного кредитования департамента дистанционного обслуживания Отбасы банка Айжан Манапова, с момента запуска по состоянию на 12 марта 2025 года выдано 10 956 займов.
И с каждым годом данный показатель только растет: в 2022 году доля онлайн-кредитов банка по отношению к обычным составила 2,6%, в 2023 – 4,4%, в 2024 – 7,3%, в 2025 – уже 8,3%.
То, что в Отбасы банке можно без лишних усилий оформить ипотеку онлайн от 3,5% (ГЭСВ от 3,6% до 4,4%) годовых в любом удобном для заемщика месте, оценили многие казахстанцы. Плюсы очевидны – это экономия времени, помощь персонального менеджера, который сопровождает заем от заявки до получения квартиры, онлайн-решение о выдаче займа. Бывает ситуация, когда доход потенциального заемщика оказывается недостаточным, тогда к видеозвонку можно подключить созаемщиков, причем они могут находиться в другом городе. Регистрация залога также происходит онлайн. Осуществление выбора квартиры, оформление ипотеки возможны по всему Казахстану.
Итак, сравните: чтобы оформить обычный ипотечный кредит, необходимо посетить отделение банка девять раз, а онлайн-ипотека – это всего два похода в банк.
К ипотеке через депозит
На данный момент у Отбасы банка более 2,9 млн действующих сберегательных счетов. На них казахстанцы копят средства, чтобы в дальнейшем приобрести свое жилье. Все они потенциальные покупатели на рынке недвижимости, и именно для этой аудитории, ее удобства, банк запустил маркетплейс Baspana market (otbasybank.kz), где в одном месте можно выбрать жилье и оформить онлайн-ипотеку.
На данной площадке есть выбор недвижимости, и застройщики, которые представляют там свои объекты, проверены на наличие разрешительной документации. У тех из них, кто продает квартиры на стадии строительства, есть гарантия Казахстанской жилищной компании.
Отбасы банк отличает еще то, что его менеджмент очень хорошо понимает, что цифровые услуги не должны полностью вытеснить простые, добрые, человеческие отношения.
«Мы считаем, – сказали в банке, – что получение кредита на приобретение жилья очень серьезный шаг. Поэтому нашим клиентам важна поддержка и персональное сопровождение специалиста». И в этом Отбасы банк сто процентов не ошибся. С каким бы клиентом банка Отбасы ни поговорил «ДК», все они отмечают именно внимательное, неравнодушное отношение специалистов банка.
Онлайн-путь к собственному жилью
Чтобы взять онлайн-ипотеку, можно воспользоваться инструментом в личном кабинете на портале Baspana market (otbasybank.kz) или связаться по видео-звонку на сайте Отбасы банка (hcsbk.kz), выбрав услугу «оформить ипотеку».
Что получает клиент по видеосвязи? Консультацию, предварительный расчет и предварительное одобрение суммы кредита. Потом клиент самостоятельно ищет недвижимость и производит ее оценку. Когда оценка недвижимости готова, оператор по видеосвязи помогает оформить кредитную заявку и сообщает клиенту о ее статусе.
Если банк выдает положительное решение, далее клиент у любого нотариуса осуществляет сделку купли-продажи, где, конечно, необходимо физическое присутствие клиента.
И вот тот момент, когда будущий заемщик впервые появляется в отделении банка – он должен предоставить правоустанавливающие документы, чтобы подготовить банковские договоры.
Когда будут готовы банковские договоры, все это можно будет подписать онлайн при помощи ЭЦП (за исключением договора долевого участия). Регистрация занимает всего 15 минут. После необходимо оформить страховку на недвижимость и подписать графики погашения займа – это второй раз, когда надо присутствовать в банке
Спасибо, что вы есть
Это то, что очень многие клиенты говорят Отбасы банку. Не забывайте здесь про социальный аспект и о человечном отношении к клиенту как принципе Отбасы. Что еще? Ну, во-первых, всех привлекает выгодная процентная ставка. Во-вторых, многих заемщиков объединяет то, что до получения жилищного займа они были вкладчиками и собирали деньги на депозите. Ну а то, почему они выбрали кредит в формате онлайн, объединяет уже нас всех – нехватка времени.
«Я увидела рекламу Отбасы банка и так узнала, что можно подать заявку на одну из программ банка, – делится своей историей Индира Бекдайрова. – Подала заявку на программу «Отау». Я многодетная мама – у меня пятеро детей, вдова. Через какое-то время мне пришло сообщение, что я прошла отборочный тур по вышеуказанной программе. Живу я в г. Иссыке, а ипотеку оформляли в Алматы».
Ее отношения с банком начались с депозита, открытого на имя дочери, которой на тот момент было 10 лет. «Сейчас ей 19, мы с мужем начали копить понемногу и за 10 лет накопили около миллиона», – рассказывает Индира Бекдайрова.
Когда клиентка банка стала проходить платежеспособность, выяснилось, что у нее не хватает дохода, чтобы взять кредит, сумма которого составляла 18 млн тенге. «Мой доход посчитали вместе с пособиями – так можно в программе «Отау», но мне чуть-чуть не хватило. Найти созаемщика для меня оказалось проблемой неразрешимой: у близких, у родственников свои кредиты… Тогда Ерболат Жақсылық – оператор Отбасы банка – посоветовал: если у вас есть ИП, то можете включить выписку с него. Я так и сделала, добавила в доход свою выписку с ИП, и мне одобрили ипотеку. Теперь ежемесячно я плачу 181 000 тенге».
Индира Көмекбаевна высоко оценила то, что все это можно было сделать онлайн, не выходя с работы, не отпрашиваясь с нее: «Я пошла в банк только в последний момент, чтобы подписать документы и получить график погашения ипотеки. То есть, я обратилась в банк только один раз».
Конечно, даже оформление онлайн-ипотеки – это все равно труд и переживания. «Не стану скрывать, были и препятствия, например, то же отсутствие созаемщика. В какой-то момент хотелось уже все бросить... Но очень важной на этом пути оказалась поддержка оператора, который вел меня от начала до конца. Переживал за меня, подсказывал, как и что надо делать, искал решения, доходчиво все объяснял». Теперь Индира в скором времени планирует оформить ипотеку на старшую дочь, когда ей исполнится 21 год.
Касым Тлеужанов для оформления ипотеки обратился в Отбасы банк уже во второй раз. «Первый раз получил ипотечный кредит в городе Актау, где-то в 2010-2011 гг., досрочно закрыл его в 2024 году и решил вновь, во второй раз, получить ипотеку. У меня пятеро детей, и до получения займа я открывал на жену, на себя и на детей депозиты. Пополнял счет, получал от государства госпремию, и вот в 2025 году решил купить еще одну квартиру».
«Я использовал сервис онлайн-ипотеки, так как пойти в офис банка, выстоять «живую очередь» не представлялось возможным. Это был конец 2024 года, народу много. Я всегда внимательно следил за сайтом банка и вот решил воспользоваться диджитал-услугой. В итоге мне одобрили заем», – рассказал Касым Сапарбердиевич.
На вопрос, почему вы обратились именно в этот банк, Касым ответил: «Во-первых, там самый низкий ипотечный процент. Получил я ипотеку под 7,5%. Менеджер сказал, что когда буду переходить на жилищный заем через 3-4 месяца, то это будет 5%».
Алия Баяндинова открыла депозит в 2021 году. «Я работала, – рассказывает она, – медсестрой, и так как у нас зарплаты небольшие, то возможности накопить себе на жилье не было. Я открыла депозит с тем условием, что через три года можно будет взять кредит под низкий процент. Ежегодно выплачивались премии государства». Затем Алия открыла через год депозит на ребенка – на свою несовершеннолетнюю дочь, какое-то время спустя сделала объединение депозитов. «Копила чуть более трех лет. Мне понравились условия накопления, и ипотечный процент невысокий. И вот я спустя три года взяла кредит. В банке очень хорошие менеджеры. Всегда доброжелательно и охотно отвечали на любые мои вопросы. Оформление прошло очень быстро. Буквально за несколько дней ипотеку одобрили. Спасибо, что вы есть, Отбасы…»
Софья Кобзева оформляла ипотеку для покупки квартиры в прошлом году и решила воспользоваться онлайн-сервисом. «Все прошло быстро, удобно, – говорит она, – заполняли заявку через видео-звонок вместе с менеджером, указали все необходимые данные, и уже через короткое время получили предварительное одобрение. Понравилось, что не пришлось собирать кучу бумаг на этом этапе – банк запросил только базовую информацию. Также порадовало, что все условия, включая ставку и сумму, были прозрачны с самого начала. После одобрения менеджер подробно объяснила дальнейшие шаги и помогла с подбором оптимального варианта. В итоге сделка прошла гладко, без задержек и неприятных сюрпризов». Особенно Софья Алексеевна отметила удобство видео-звонка: «Это оказалось отличной возможностью для моей сестры, которая участвовала в процессе, находясь в Санкт-Петербурге. Благодаря этому не пришлось искать время для личной встречи, все вопросы мы решили удаленно».