15 мая на Центральном кладбище Алматы был установлен памятник выдающемуся ученому, культурологу и видному общественному деятелю Мурату Мухтаровичу Ауэзову. А уже на следующий день, 16 мая, в Национальной библиотеке РК состоялся круглый стол «Времен связующая нить», посвященный его жизненному пути и духовному наследию. Эти два события стали продолжением широкого общественного диалога о значении личности Мурата Ауэзова для культурного пространства Казахстана.
Почтить память Мурата Мухтаровича Ауэзова пришли представители научной и творческой интеллигенции, государственные и общественные деятели, а также друзья, соратники, родные и близкие. Мурата Мухтаровича вспоминали как человека глубокого ума и широкой души, культуролога с редким даром чувствовать дыхание времени и направлять общественное сознание к подлинным духовным ценностям.
– Имя Мурата Мухтаровича Ауэзова невозможно вместить в какие-либо рамки. Он был энциклопедистом, гуманистом, человеком высокой нравственности – настоящей совестью и гордостью казахского народа. Те, кто знал его лично, кто имел счастье с ним общаться, подтвердят это. Он никогда не стремился к мнимым почестям и высоким должностям, не искал расположения у власть имущих. Мурат Мухтарович был достойным сыном своего великого отца – писателя Мухтара Омархановича Ауэзова, – отметил в своем выступлении педагог, исследователь и писатель Исмаилжан Иминов.
Отмечалось, что еще при жизни Мурат Ауэзов предупреждал о рисках культурной эрозии, об утрате духовных ориентиров. В своем стихотворении Фатима Габитова выражала тревогу эпохи – не только как мать, но и как тонко чувствующая личность. Ее слова прозвучали как гимн духовного сопротивления, как отклик на вызовы времени. Для Мурата Мухтаровича, основателя «Жас тулпара», историческое понятие партии «Алаш» было не просто предметом исследования, а мировоззренческой категорией, глубоко укорененной в культурной памяти казахского народа.
Особое внимание участники круглого стола уделили книге «Эстетика кочевья» – одному из ключевых трудов Ауэзова. В ней он не только исследует кочевую культуру, но утверждает ее как полноценную философскую и эстетическую систему.
«Кочевая культура – это не просто образ жизни, а особый способ восприятия мира, где пространство и время ощущаются иначе; где ценится гармония с природой и ритм, а не накопление материального», – писал он.
Мурат Ауэзов объяснял, что эта книга родилась из внутренней необходимости – сохранить, осмыслить и переосмыслить родное. Не как фольклорную экзотику, а как целостную систему мышления и красоты. В 1975 году труд был признан «националистическим» и уничтожен, что стало для Мурата Ауэзова личной драмой. Но он не отступил. «Я не защищал только книгу. Я защищал право на голос», – говорил он.
В своем выступлении доктор философии Игорь Крупко подчеркнул: «Завершился круг земного пути Мурата Ауэзова – и началась его вечная жизнь в истории. Он прожил долгую жизнь, но ушел слишком рано. Кто теперь удержит «времен связующую нить» в истории казахов? Таких личностей немного – их судьбы становятся биографией народа. Каждая такая утрата сокращает для культуры шанс на будущее, который дается, быть может, лишь раз в столетие. Судьба Мурата Ауэзова – это зеркало казахской культуры второй половины XX и начала XXI века. Новое поколение встречало его как сына великого писателя, а иногда как соратника великого времени. Но, приближаясь по-настоящему, ты согревался у костра его речи – мощной, полнозвучной, наполненной смыслом. Он был гением беседы, диалога, встречи в пути».
В теплой и проникновенной атмосфере участники делились личными воспоминаниями, отмечая искренность, принципиальность, обостренное чувство справедливости и вдохновляющую силу Мурата Мухтаровича. Модератором встречи выступил профессор кафедры журналистики КазНУ им. аль-Фараби Сабанбай Козыбаев, задавший искренний и уважительный тон обсуждению.
Историк движения «Жас тулпар» Жанна Кдралина отметила: «На открытии памятника мы в полной мере прониклись его идейным содержанием и символикой. Как и многое в казахской культуре – в ее эстетике, мироощущении, духовных образах – этот памятник наполнен глубоким смыслом. Все в нем символично. Как писал М. Булгаков: «Рукописи не горят». Изучая архивные материалы движения «Жас тулпар», я была поражена точностью и силой слов молодого тогда аспиранта Восточного факультета ИСАА МГУ – Мурата Ауэзова. Его почерк, словно мост между эпохами, напомнил о преемственности духа. Это ощущение усилилось, когда в 2016 году я получила из его рук книгу «Времен связующая нить» с дарственной надписью от его дочери – Зифы Алуа Ауэзовой. Я поразилась, насколько схожи их почерки. Будто незримая нить передает не только манеру письма, но и внутреннюю культуру, мировоззрение…».
Особое внимание участников вызвало недавно изданное произведение писателя и общественного деятеля Әміржана Әлпейісова – роман-эссе «Мұрат» (Алматы, «Атамұра», 2023). Это проникновенная книга-посвящение, в которой раскрыт духовный, научный и общественный облик Мурата Мухтаровича Ауэзова. Значимым итогом круглого стола стало предложение назвать Национальную библиотеку Республики Казахстан именем Мурата Мухтаровича Ауэзова. Именно под его руководством библиотека обрела статус не только научного, но и культурного и дипломатического центра, открытого для всех слоев населения. Эта инициатива стала логичным продолжением признания его заслуг и стремления увековечить имя человека, посвятившего жизнь служению культуре, просвещению и духовному наследию страны.
В завершение встречи выступила дочь Мурата Ауэзова – Зифа Алуа. В ее словах звучала глубокая личная боль, переплетенная с благодарностью за бережное отношение к наследию ее отца: «Спасибо всем, кто хранит память о Мурате Мухтаровиче. Его идеи, труды и душевное тепло продолжают жить – в сердцах, в книгах, в культурной памяти народа».