Не очень известный художник…

6556
Вадим Кравцов Журналист
Фото: Вс. Теляковский. 1910-е. Фотография

31 мая в РК отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. По приблизительным данным, в 1930-1950 гг. в Казахской ССР было несправедливо осуждено более 100 тыс. человек. Около четверти из них получили смертельные приговоры. В те же годы Казахстан стал местом заключения и ссылки для сотен тысяч советских людей. 

Этот трагический поток захватил и ленинградского художника Всеволода Теляковского (1894-1963), о котором подготовила монографию искусствовед Галина Сырлыбаева. Ему «повезло» – Теляковский не был заключен в тюрьму или в лагерь, а лишь сослан в Казахстан по причине своего дворянского происхождения. Репрессии осуществлялись советским государством против представителей чуждых социальных элементов, якобы мешающих строительству социализма в стране.

А. Головин, портрет барона С.К.Фелейзена,  х, м, пастель, 1904 г.

Большинство исследователей считает достоверной статистику государственного террора, предоставленную председателем КГБ СССР Владимиром Крючковым в перестроечные годы. В своих публичных выступлениях он неоднократно приводил данные по учету в КГБ СССР за 1930-1953 гг.: 3 778 234 осуждены по политическим мотивам, из них 786 098 приговорены к расстрелу.

Юные годы Всеволода Теляковского прошли в атмосфере передового искусства Санкт-Петербурга. Его отец Владимир Теляковский был видным театральным деятелем, много лет с энтузиазмом возглавлял дирекцию императорских театров Российской империи. Был дружен с выдающимися деятелями культуры. Для увлекшегося изобразительным искусством Всеволода первыми педагогами стали лучшие художники страны, Константин Коровин и Александр Головин. Они много работали в театрах, дружили с его отцом.

В. Теляковский. Лист из серии  «Костюмы народов мира ХIV-ХХ вв»

«Коровин и Головин для меня были неразрывно связаны, так как они были в области искусства как бы моими крестными и до момента революции постоянно просматривали мои работы и руководили моими первыми шагами», – писал В. Теляковский. 

Он продолжил образование в парижской частной Академии художеств Ронсона. Там его наставниками становятся знаменитые художники Морис Дени и Феликс Валлотон, принадлежащие к группе «Наби». Их творчество характеризуется главенством цветового начала, декоративной обобщенностью форм, мягкой музыкальностью ритмов, плоскостной стилизацией мотивов разных этнических культур. Эти идеи в сочетании с петербургской эстетикой объединения «Мира искусств» и духом русского импрессионизма повлияли на художественное мироощущение Всеволода Теляковского. 

После революционных потрясений 1917 года он относительно успешно работает театральным художником. До 1924 года служит в Мариинском театре, затем преподает в Архитектурном институте. Поворотным для семьи Теляковских стал день 1 декабря 1934 г. Тогда было совершено убийство Сергея Кирова, главы городской администрации Ленинграда, официально первого секретаря Ленинградского обкома и члена Политбюро бюро ЦК ВКП (б).

В. Теляковский. Лист из серии  «Костюмы народов мира ХIV-ХХ вв»

Убийство С. Кирова стало поводом для широкой волны политических арестов, массовых репрессий и высылок, получивших неофициальное название «Кировский поток». Всего в 1935 г. из Ленинграда и Ленинградской области было выселено около 40 тыс. человек.

Всеволод Теляковский с женой, няней, своей сестрой Ириной Красовской и ее мужем были высланы в Атбасар, маленький городок Акмолинской области. Они оказались в чрезвычайно тяжелой ситуации. 19 августа 1935 года В. Теляковский написал письмо театральному режиссеру В. Мейерхольду: «Город Атбасар в 200 верстах от железной дороги, без электричества, без керосина, со свечкой, которую выписываю из Ленинграда…, а главное – я без возможности работать, т. к. не могу считать работой писание объявлений для местного кино за 30 руб. в месяц и, изредка, уличных вывесок для разных учреждений. Другого применения для меня трудно найти, ведь это просто большое село».

Для Ирины Красовской в Атбасаре работы также не было. К моменту высылки она уже была состоявшимся ученым-ботаником. Накануне защитила докторскую диссертацию на тему: «Засухоустойчивость яровых пшениц мировых растительных ресурсов». В1934 г. знаменитый генетик, академик Николай Вавилов привлек Ирину Красовскую к работе над новым вариантом перевода книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов», ранее осуществленным Климентом Тимирязевым.

В. Теляковский. Эскиз декорации к опере Пиковая дама. 1945. Частная коллекция

«На долю Ирины Владимировны пришлось чрезвычайно много мытарств. За время изгнания она выполняла всевозможные работы, вплоть до доярки», – пишет ее коллега, доктор сельскохозяйственных наук Евгения Синская. Муж Ирины Красовской, Александр Красовский, был значительно старше супруги, до революции служил обер-секретарем в департаменте Правительственного Сената. Заступничество Н. Вавилова, вскоре репрессированного и погибшего в тюрьме, и других ученых помогло семье Красовских.

В августе 1936 года И. Красовская переехала в город Горький для работы на областной опытной полеводческой станции. Ее утвердили в ученой степени доктора биологических наук. С 1944 года И. Красовская руководила кафедрой физиологии растений Саратовского университета, где продолжила научную деятельность. 

В 1936 г. улучшилось положение и Всеволода Теляковского. Вместе с супругой и няней его переводят в Алма-Ату. Он работает художником в недавно созданном Государственном объединенном театре казахской и русской оперы и балета, сегодня известном как Театр оперы и балета им. Абая. Г. Сырлыбаева указывает на примечательную биографическую деталь: дед Всеволода Теляковского, генерал Аркадий Теляковский, совместно c другим фортификатором, генералом Эдуардом Тотлебеном, участвовал в разработке проекта крепости на реке Малая Алма-Атинка, утвержденного в 1854 году. Крепость стала основой города Верный, впоследствии переименованного в Алма-Ату.

В.Теляковский

С 1938 по 1941 г. В. Теляковский работает главным художником Актюбинского областного драматического театра. Осуществляет постановки по мотивам казахских эпосов. Затем возвращается в алматинский Театр оперы и балета им. Абая, где им были созданы декорации к операм «Пиковая дама», «Снегурочка», «Евгений Онегин», «Фауст», «Паяцы», к балету «Лебединое озеро». С 1946 года становится главным художником недавно созданного в Алма-Ате Театра юного зрителя.

«В ТЮЗе им были оформлены более пятидесяти пяти спектаклей, среди которых «Снежная королева», «Два капитана» «Я хочу домой», «Три мушкетера», «Алтын-сака» и многое другое», – отмечает Г. Сырлыбаева.

Писатель Юрий Домбровский посвятил Всеволоду Теляковскому целую главу в своей книге «Гонцы. Рассказы о художниках»:

«О сценическом пространстве он знал все. Он мог его сжать, уничтожить или раздвинуть до бесконечности. Мог создать в узкой сценической коробке снежную пустыню, завертеть метель, расстелить настоящее половецкое поле, такое, чтобы небо смыкалось со степью. Он мог создать и реку, и заречную даль, и избушки на этой стороне реки, и огоньки на той. Но, вероятно, хуже или лучше это умели делать и другие алма-атинские театральные художники. Но что его, безусловно, выделяло, ставило выше всех этих декораторов, хотел он этого или нет, знал об этом или не знал, – это безусловное и безукоризненное чувство стиля. И даже не чувство, а чутье».

К.Коровин, портрет  В.А Теляковского , х, м,1901 г.

Помимо театральных постановок Теляковский в Алма-Ате занимается живописью и графикой. Практически всю жизнь он работал над книгой «Атлас исторического костюма». Для этого капитального труда создано около 20 тысяч тщательных зарисовок, выполненных в цвете. Костюмный атлас задумывался им как пособие для театральных художников. Его издание было мечтой художника, которая так и не осуществилась.

В. Теляковскому удалось вывезти в Казахстан значительную часть семейной коллекции произведений искусства. В разные годы от В. Теляковского и его наследников в Казахскую государственную художественную галерею им. Шевченко (ныне Музей искусств им. Кастеева) поступили десятки первоклассных живописных и графических произведений, предметов декоративно-прикладного искусства, ценная семейная икона. Они составили своеобразную «Теляковскую галерею».

К.Коровин, портрет  Г.Л Теляковской (фрагмент), х, м,1905 г.

В постоянной экспозиции русского искусства находятся портреты родителей В. Теляковского – Владимира Аркадьевича и Гурли Логиновны, написанные Константином Коровиным в их поместье Отрадное. Обращает на себя внимание и выполненный Александром Головиным в том же Отрадном портрет Сергея Фелейзена, сводного брата Всеволода Теляковского.

Более четверти века В. Теляковский жил и плодотворно работал в Казахстане. В августе 1956 года ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.

«Судьба Всеволода Теляковского сложилась, конечно, не так, как он ее задумывал сам. Но и в этих обстоятельствах он сумел сохранить себя как личность и остался верен своему пути – пути труженика, творца и созидателя», – резюмирует Г. Сырлыбаева.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -