Путь в кино Михаила Сирьянова

8679
Айгуль Бейсенова Журналист
Фото: из личного архива Михаила Сирьянова

Свой первый фильм Михаил Сирьянов показал одноклассникам под открытым небом – на выпускном вечере, где школьный двор превратился в кинотеатр. Прошло десять лет, и теперь его работы звучат на международных фестивалях, а сам он – оператор голливудского проекта с Томом Фелтоном. История Михаила – как кадр, наполненный светом: о том, как упорство, интуиция и любовь к кино превращают мечту в реальность.

Казахстанская киноиндустрия переживает заметный рост – появляются яркие имена, а молодые профессионалы все чаще заявляют о себе за рубежом. Один из таких специалистов – кинооператор нового поколения Михаил Сирьянов, путь которого начался с дебютного школьного фильма и привел на съемочную площадку голливудского проекта. Его история – это не просто успех, а вдохновляющий пример того, как увлеченность, настойчивость и профессионализм открывают двери в большой кинематограф.

 

– Михаил, вы сказали, что этот год для вас особенный. Почему?

– Потому что ровно 10 лет назад я решил стать кинооператором. С тех пор все изменилось – я изменился. Это было десятилетие поиска, проб, вдохновения и, главное, настоящего пути в кино. 

– Как началось ваше увлечение кино?

– Когда мне было 10 лет, родители подарили компьютер – для учебы и игр. Но вместо игр я открыл для себя монтаж. За три года собрал около 20 семейных анимационных фильмов. Меня всегда вдохновляло то, что на экране можно создать целый мир, с сотнями тысяч людей, и каждая деталь из этого мира – часть тебя. Я тогда мечтал стать режиссером кино, но никто и не догадывался, что я стану оператором. 

– Из чего складывалось ваше виденье?

– Основное формирование, конечно же, происходит в детстве, а оно у меня было счастливое и беззаботное. Полная семья, живописный Меркенский район. Реки, пруды и цветущие маки, словно алое море, уходят к самому горизонту, теряясь в величественных очертаниях гор. Эта красота окружала меня с детства. По сей день я между съемками езжу туда, наслаждаюсь красотами, отдыхаю, заряжаюсь энергией. 

– И все же – как вы поняли, что кино – это серьезно?

– Все решилось в последний школьный год. Я решил снять короткометражный фильм, и мы устроили премьеру прямо на выпускном. Примерно 600 человек, проектор на школьном дворе, аплодисменты… У меня побежали мурашки. Я понял – это мое. Родители, увидев, как во мне загорелся свет, впервые сказали: «Строй свою карьеру в кино». 

– С чего начинался ваш профессиональный путь?

– Учился в Бишкеке, в университете культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой. Потом переехал в Алматы. Все – с нуля: без связей, без друзей. Начал с должности осветителя, потом – механик камеры. Это сыграло злую шутку: меня знали, но не как оператора. И я решил – пора снимать самому. 

– Ваш кинодебют состоялся с сериалом «Өмір»?

– Да. Это история подростка, пережившего потерю родителей. Сериал получил признание, я был номинирован на лучшую операторскую работу на New Jersey Web Fest. Это стало настоящим стартом. За три года – около 50 различных проектов, клипы, ролики, реклама, 4 сериала и 4 полнометражных фильма. 

– Что для вас операторская работа?

– Это не просто кадры, это способ говорить со зрителем, создание индивидуального языка для той или иной истории. Я не люблю слово «оператор-постановщик» – я просто кинооператор. На площадке важны не только визуальные решения, но и атмосфера: поддержка, ритм, внимание к команде, вообще я за дружественную атмосферу на площадке, именно благодаря этому работа идет легко, тяжелые длинные смены пролетают одна за одной легко и просто.

– Особое место в вашем творчестве занимает фильм «Көке»…

– Это был вызов. Режиссер Асылжан Абдумуталиб предложил снять комедию абсурда. Я сначала отказался. А он сказал: «С завтрашнего дня – подготовка». Мы нарисовали весь фильм кадр за кадром. Каждый кадр – это моя внутренняя работа. И наша команда смогла воплотить все задуманное в короткие сроки.

– И все же: как вы попали в голливудский проект?

– В 2023 году узнал, что в Астане снимается фильм Altered с Томом Фелтоном. Хотел попасть туда любой ценой, в итоге подал заявку на позицию второго оператора – и прошел! Но… отказался: у жены был срок родов. Я выбрал семью. Позже она сама настояла: «Ты должен поехать». В итоге я поехал – и стал частью съемочной группы голливудского фильма. Главный оператор Антон Бакарски позже сказал: «Твои работы сразу выделялись. Ты подходишь по стилистике».

Тогда я понял: все было не зря. Этот проект стал новой большой ступенью в моей операторской карьере.

– Были ли сложные моменты?

– Да. На съемках Altered я как-то заболел: температура под 40, слабость. Но была важная ночная смена. Я не мог подвести группу. Только мои ассистенты знали, что я болен. Было очень тяжело, но я выстоял, все снял. Позже главный оператор, когда узнал, сказал: «Ты – crazy». Но мне было важно не подвести его. Это, наверное, и есть то, за что казахстанских специалистов ценят: ответственность и надежность.

– Сегодня, оглядываясь назад, что вы чувствуете?

– Благодарность. За каждый шаг, за каждое препятствие. Кино стало моей жизнью. Я продолжаю учиться, искать, создавать.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -