Выставка «Street Layers» Фото предоставлено Асель Момбековой
В алматинском Государственном музее искусств РК им. Кастеева прошла международная групповая выставка «Street Layers»/ «Уличные слои». Проект органично объединил пять непохожих по творческой манере и работающих в различных техниках художников.
Каждый из авторов поделился своим субъективным визуальным взглядом на многослойную жизнь города. Смысл выставки объясняет ее куратор, музеевед Бибигуль Кусаинова:
«Участники стремились собрать не коллекцию видов, а коллекцию ощущений… Каждый из них исследует городскую среду не как статичную архитектурную форму, а как живое пространство. Именно эту многослойность – не столько географическую, сколько чувственную и визуальную, исследует «Street Layers».
Айсулу Усентаева. «Ущелье Алма-Арасан, х, м 2024 фото автора
Выставка получила название по одноименному фотопроекту Омара Даньяла Бюйюктосуна. Он родился в Москве. Последние пять лет живет в Лондоне, где закончил киношколу MetFilm School. Как оператор и монтажер активно работает в кинопроектах и на фотосъемках. Участвовал в ряде групповых выставок в Лондоне, Токио, Нью-Йорке и Ташкенте.
Фотопроект Омара Даньяла Бюйюктосуна – серия черно-белых фотоснимков, созданных в технике многократной экспозиции на один кадр фотопленки. Объектом исследования фотохудожника стал Лондон. Отпечатки проявлены традиционным способом при отсутствии какого-либо монтажа. Небольшие фотографии напоминают старинные дагерротипы, а формообразующим элементом является свет.
Асель Момбекова фото автора
Не всегда четкие очертания архитектурных фасадов многократно накладываются друг на друга с элементами хаоса, как любит выражаться Омар:
«Я хочу показать город, где много всего разного, все детали поэтичные и нет какой-то ясной структуры… Где все вместе все же сводится к единству. То есть, даже в каком-то визуальном шуме есть гармония. Жизнь – это хаос. И нужно уметь контролировать спонтанность жизни. Так же работает этот проект. Я применяю свои технические знания, но не всегда знаю, что получится в итоге, потому что это пленка».
Остальные четыре участницы выставки – алматинки. Асель Момбекова представила самую большую работу в экспозиции выставки – гобелен «Красота ночи» размером 106х101см. Почти все пространство гобелена выткано черной нитью, но от композиции веет очарованием и прохладой южной летней ночи.
Карина Азимжанова фото автора
«Алматы красавица, и вся ее красота проявляется ночью», – считает Асель Момбекова, координатор выставки.
Карина Азимжанова (Крылова) кроме алматинских городских пейзажей представила работы, созданные в Чехии и на Кипре.
«Там интересная смесь культур. Остатки древней греческой архитектуры и средневековой христианской. А наша выставка про город, про его ритм, про его музыку, какие-то внутренние состояния», – отмечает Карина.
Еще она решила поддержать лондонский фотопроект Омара Даньяла Бюйюктосуна серией своих фотографий, снятых ночью на алматинской реке Есентай во время ковидного карантина. Карина многократно участвовала в различных выставках с живописными работами, а фотографии выставила впервые.
Омар Даньял Бюйюктосун фото автора
Айсулу Усентаева показала серию пейзажей, выполненных в традициях казахстанской живописной школы. В ее наполненных спокойствием холстах присутствует единение человека и природного окружения. Айсулу ненавязчиво показывает гармонию, которую в суете городской жизни люди часто не замечают.
Александра Калачева успешно применяет масло и акрил в своих ярких живописных композициях. Ее круглые холсты в форме тондо, напоминающие старые вывески, существенно оживляют выставочную атмосферу. В них Александра использует не часто встречающуюся технику граттажа –процарапывания по заранее подготовленной цветной поверхности.