Казахстан расширяет торговый флот – на Каспийском море запущен крупнейший контейнерный хаб, болгарские порты станут частью ТМТМ — об этих и других новостях в нашем ежемесячном дайджесте новостей логистики в июне 2025 года.
В Казахстане наблюдается заметное оживление в сфере грузоперевозок.
Рост грузоперевозок
С января по май перевезено почти 456 млн тонн грузов, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вырос грузооборот, который достиг 229,4 млрд тонно-километров, прибавив 13,6%. Железнодорожный транспорт по-прежнему играет ключевую роль в грузоперевозках: перевезено свыше 185 млн тонн, что на 14% больше, чем годом ранее. Автомобильные грузоперевозки выросли на 2,3%, но грузооборот увеличился почти на 45%. Это может быть связано с тем, что компании начали использовать более дальние маршруты. Авиаперевозки выросли на 12% и составили 11,4 тыс. тонн. Объемы перевозки морским транспортом увеличились почти на 44%, достигнув 1,6 млн тонн (грузооборот – почти 748 млн тонно-километров).
Дорога из Китая в Европу
Свыше 80% наземных грузоперевозок из Китая в Европу осуществляется через Казахстан, сообщил вице-премьер-министр Серик Жумангарин на втором заседании Делового совета «Центральная Азия – КНР». Он отметил, что Совет стал важной платформой для укрепления экономических связей между Центральной Азией и Китаем.
Особое внимание уделяется развитию торгово-экономических отношений: в 2024 году товарооборот между Центральной Азией и Китаем ожидается на уровне $95 млрд, из которых около половины приходится на Казахстан. Торговля между Казахстаном и КНР достигла рекорда в $44 млрд. По итогам 2024 года объем перевозок по Среднему коридору увеличился на 60%, составив 4,5 млн тонн, и к 2030 году планируется удвоение этого показателя до 10 млн тонн.
Расширение пограничных переходов
Казахстан приступил к модернизации трех автомобильных пунктов пропуска на границе с Россией: «Жана жол», расположенного на границе с Курганской областью, «Алимбет» на границе с Оренбургской областью и «Косак» на границе с Новосибирской областью.
Как сообщила компания «Казавтожол», которая выступает национальным оператором по управлению автомобильными дорогами республики, планируется обновить еще пять пунктов: «Таскала», «Урлитобе», «Курмангазы», «Аксай» и «Кайрак». Всего на казахстанско-российской границе функционирует 30 автомобильных пунктов пропуска.
Проект особенно актуален в связи с регулярно возникающими проблемами на границе. Так, в середине июня время пересечения границы между Россией и Казахстаном для фур возросло до трех суток. Время досмотра сборных отправлений выросло с 10 минут до 72 часов. Это связано с контролем оформления сопроводительных накладных и ограничениями на перевозку определенных групп товаров без спецразрешений.
Увеличение времени проверок также обусловлено нехваткой инфраструктуры и проблемами с электронными очередями. В результате сроки доставки в январе-апреле увеличились на 32% (среднее время перевозки из Алматы в Москву составляет 11-14 дней), а стоимость возросла на 25% из-за дополнительных расходов на хранение и обработку.
Расширение торгового флота
Казахстан намерен развивать торговый флот и в 2025 году планирует закупить шесть сухогрузов и два парома. Как подчеркивает премьер-министр Олжас Бектенов, транспорт, наряду с энергетикой и другой инфраструктурой, является основой для экономического роста. Он отметил, что если сейчас не начать инвестировать в транспортную систему, то в будущем можно столкнуться с проблемами в экономике.
В этом контексте правительство готово выделить все необходимые ресурсы. По итогам первых пяти месяцев 2025 года транспортная отрасль Казахстана показала прирост в 24%, что подчеркивает важность вложений в логистику для экономического развития страны.
Каспий как центр притяжения грузов
В Актау запустили крупнейший контейнерный хаб на Каспийском море. Этот проект значительно увеличит транзитные возможности и укрепит позиции республики как ключевого игрока на международных транспортных маршрутах между Востоком и Западом, а также Севером и Югом.
Проект хаба в Актау реализован национальной железнодорожной компанией «Қазақстан темір жолы» в сотрудничестве с портом Ляньюньган и Актауским международным морским торговым портом. Генподрядчиком строительства стала крупнейшая китайская корпорация China Communications Construction Company (CCCC).
Болгария включается в ТМТМ
Болгарские порты Бургас и Варна присоединятся к проекту Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТМ). Об этом шла речь на переговорах президента Казахстана Касым-Жомартом Токаева и президента Болгарии Румена Радева. Лидеры договорились о том, что необходимо увеличить объемы взаимной торговли.
ТМТМ уже зарекомендовал себя как один из важнейших торговых маршрутов, соединяющих Азию и Европу. Президент Болгарии акцентировал внимание на том, что обе страны должны максимально эффективно использовать свои стратегические географические позиции в этом важном транспортном маршруте.