По состоянию на первое июля 2025 года государственный долг Республики Казахстан составил 31,9 трлн тенге, или 21,1% от ВВП страны. Несмотря на абсолютный рост долга на 40 млрд тенге с начала года, его относительный показатель продолжает снижаться благодаря опережающему росту экономики. Это свидетельствует о сбалансированной фискальной политике и грамотной работе правительства в сфере управления заимствованиями.
Отношение госдолга к ВВП в Казахстане за последние четыре года снизилось с 29,2% в 2020 году до 23,5% в 2024 году, а по итогам первого полугодия 2025 года достигло 21,1%. Это значительно ниже лимита в 32%, установленного Концепцией управления государственными финансами до 2030 года. Для сравнения, во многих развитых странах, включая экономически устойчивые государства ЕС, этот показатель превышает 80-100%.
«Уровень госдолга у нас приемлемый. Это не чья-то субъективная оценка – это позиция и экспертов, и международных институтов. Во многих странах госдолг превышает ВВП. У нас – 21%. Это очень низкий уровень», – заявил на пресс-конференции Олжас Бектенов, премьер-министр РК.
Зачем Казахстан привлекает госдолг
Основной причиной роста госдолга в 2025 году стало финансирование дефицита республиканского бюджета и реализация ранее одобренных займов. Однако акцент делается не просто на заимствование, а на целевое использование заемных средств для ускоренного развития инфраструктуры.
Например, в партнерстве с Исламским банком развития Казахстан привлекает более 1 млрд долларов на модернизацию водохозяйственной инфраструктуры: строительство водохранилищ, каналов и других объектов. Это альтернатива медленному и поэтапному бюджетному финансированию, которое могло бы растянуться на 10-20 лет.
Не признак кризиса, а инструмент ускорения
«Важно понимать: государственный долг – это не признак кризиса, а инструмент для ускоренных инвестиций в приоритетные сферы», – отметил глава правительства.
Залповые инвестиции – это крупные и разовые вливания капитала в экономику, направленные на ускоренное развитие инфраструктуры, промышленности или социальной сферы. В Казахстане такой подход рассматривается как альтернатива традиционному, поэтапному финансированию из бюджета, которое растягивается на годы. Вместо постепенного освоения средств залповые инвестиции позволяют реализовать масштабные проекты. Например, в сфере водного хозяйства, транспорта или энергетики в кратчайшие сроки, при этом с максимальным экономическим эффектом и мультипликативным воздействием на рынок труда, поставщиков и регионы.
Премьер-министр РК Олжас Бектенов подчеркнул важность залповых инвестиций как инструмента опережающего роста: «Вместо того чтобы 20 лет поэтапно выделять деньги на один объект, мы можем вложиться сразу и получить отдачу уже через 2-3 года».
Такой подход требует привлечения долгосрочных и льготных внешних заимствований, однако он позволяет избежать замедления темпов развития, особенно в отраслях, критически важных для устойчивости страны. Например, в агросекторе, водоснабжении и транспортной логистике.
Исторические примеры
После мирового кризиса 2008 года Китай запустил крупнейший в мире стимул: пакет в $586 млрд на инфраструктуру, жилье и транспорт. За счет залповых инвестиций были построены тысячи километров скоростных железных дорог, аэропортов и электростанций. Это помогло удержать высокие темпы роста ВВП (около 9-10% в год), стабилизировать рынок труда и активизировать спрос внутри страны. Китайская модель впоследствии вдохновила другие развивающиеся экономики.
Во времена Великой депрессии (1930-е) президент Рузвельт запустил «Новый курс» (New Deal) – масштабную инвестиционную программу в дороги, электрификацию, плотины и государственные рабочие места. Это стало важным поворотом в выходе США из кризиса. Спустя почти 100 лет, в 2021 году, США снова прибегли к залповым инвестициям. План Байдена на $1,2 трлн в инфраструктуру (дороги, вода, интернет). Ожидается, что это усилит рост ВВП, создаст миллионы рабочих мест и модернизирует базовые фонды экономики.
В 1960-80-х годах правительство Южной Кореи сделало ставку на залповые государственные инвестиции в промышленные кластеры (сталелитейный, судостроительный, электроника). С помощью целевого субсидирования, экспорта и инфраструктурных строек страна за одно поколение превратилась из бедной аграрной в индустриального гиганта. Это один из самых успешных примеров «экономического чуда», частично благодаря концентрированным инвестициям государства.
Обслуживание долга
Как уточнил премьер-министр, обслуживание долга также находится под жестким контролем. Так, в Министерстве финансов работает профессиональная команда, которая анализирует каждое заимствование на предмет эффективности и условий. При этом ориентиром служат низкие ставки (около 3% годовых в долларах), что делает кредиты устойчивыми для бюджета.
В 2025 году на обслуживание долга Казахстану предстоит выплатить значительную сумму. Только в июле порядка 2 трлн тенге, что объясняется накопленным долговым «бугром» 2015 года. Однако в будущем график выплат будет сглаживаться.
Евробонды – новый ориентир для квази-сектора
24 июня 2025 года Минфин успешно разместил еврооблигации на сумму 2,5 млрд долларов США. Полученные средства позволили полностью перекрыть предстоящие выплаты по внешним обязательствам без увеличения общего долга. Более того, эта сделка задала ориентир по доходности для заимствований компаний квазигосударственного сектора на внешнем рынке, усилив позиции Казахстана как предсказуемого заемщика.
Государственный долг Казахстана находится на низком и безопасном уровне. Правительство использует заимствования как стратегический инструмент, направленный на развитие инфраструктуры и поддержку экономического роста. При этом обслуживание долга осуществляется в рамках фискальной устойчивости и с учетом международных стандартов. В условиях глобальной нестабильности такой подход делает Казахстан примером ответственной макроэкономической политики в регионе.