В последние годы Казахстан активно внедряет цифровые инструменты в систему государственного финансового контроля. Одним из проектов стала система онлайн-бюджетного мониторинга (ОБМ). Это инновационный механизм, который позволяет отслеживать движение бюджетных средств в режиме реального времени. ОБМ стала не просто инструментом выявления нарушений, но и системой профилактики хищений и неэффективных расходов. О том, как работает система, каких результатов она достигла и какие перспективы открывает ее развитие, рассказал Азамат МАГРОЕВ, директор департамента мониторинга бухгалтерских операций АО «Центр электронных финансов».
-Онлайн-бюджетный мониторинг называют революцией в сфере государственного контроля. Что изменилось с момента его внедрения, какие процессы теперь можно отслеживать в режиме реального времени, чего раньше не позволяли ручные проверки?
– Онлайн-бюджетный мониторинг стал основным элементом цифровой трансформации государственного финансового контроля. Сегодня система полностью изменила подход к проверкам и аналитике бюджетных операций. Так, автоматизированы профили рисков, позволяющие выявлять аномальные и подозрительные платежи. Кроме того, расширен перечень и объем данных, поступающих из сфер образования, культуры, спорта и здравоохранения. Реализована возможность автоматического отслеживания возвратных платежей по совпадающему ИИН.

фото из личного архива
Также автоматизировано формирование и направление уведомлений о выявленных нарушениях. Теперь система анализирует все платежи в реальном времени, определяя рисковые операции, например, завышенные авансы или неэффективные расходы. Это позволило перейти от ручных проверок к цифровому мониторингу, повысить прозрачность и подотчетность, сократить время аудита и улучшить качество контроля за использованием бюджетных средств.
– Искусственный интеллект активно внедряется и здесь. Каким образом он помогает системе распознавать рисковые платежи, предотвращать хищения и повышать точность анализа данных?
– Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью системы. Он анализирует огромные массивы данных, включая историю транзакций, типовые схемы нарушений и поведенческие модели получателей средств.
На основе алгоритмов машинного обучения система распознает аномалии и несоответствия практически мгновенно то, на что раньше уходили недели ручных проверок. Это позволяет оперативно выявлять возможные хищения и нарушения, а также прогнозировать риски еще до того, как произойдет неправомерное расходование средств. В результате резко снизилась необходимость ручных расчетов, а точность и эффективность контроля значительно выросли.
– Уже можно подвести итоги за 2025 год. Какие результаты показала система, какие цифры и эффекты особенно показательны?
– По итогам 2025 года достигнуты впечатляющие результаты. Система ОБМ не только выявляет нарушения, но и предупреждает их появление. За год выявлена 641 тысяча рисковых платежей на сумму 189 млрд тенге. Приняты меры реагирования на 64 млрд тенге, из которых 1,4 млрд тенге подлежат возмещению, а 880 млн тенге уже возвращены в бюджет. Отмечается рост суммы возвратов и сокращение объема нарушений по сравнению с прошлым годом.
Повышенная прозрачность и постоянный мониторинг профилактируют нарушения, бухгалтеры все чаще отказываются от нецелевого использования средств. Таким образом, ОБМ стал не только инструментом выявления, но и системой профилактики, укрепив финансовую дисциплину и ответственность при управлении бюджетом.
– ОБМ постоянно расширяется. Какие новые госорганы планируется подключить и какие изменения это принесет в систему управления бюджетом?
– Расширение системы – это стратегическое направление на ближайшие годы. В текущем году планируется поэтапное подключение всех основных государственных органов, в том числе интеграция с информационными системами Министерства просвещения (ИС МП/НОБД) и Министерства здравоохранения (ИС МЗ РК).
Расширение источников данных повысит: полноту и достоверность аналитики, контроль за движением бюджетных средств, оперативное выявление рисков хищений и неэффективных расходов. Это создаст условия для перенаправления сэкономленных средств в приоритетные сферы. Например, в здравоохранение, образование, социальную поддержку.
Подключение новых госорганов к системе – это шаг к созданию единого цифрового контура финансового контроля, что значительно повысит прозрачность и эффективность управления бюджетом.
– Еще один важный проект – «Облачный бухучет». Как он связан с ОБМ, и каким образом их синергия усиливает прозрачность и эффективность бюджетного процесса?
– Проект «Облачный бухучет» тесно связан с ОБМ и является его логическим продолжением. Если ОБМ обеспечивает внешний контроль и анализ совершенных операций, то облачный бухучет вводит превентивный контроль прямо в учетной системе. То есть система сможет автоматически блокировать нарушения еще на этапе формирования платежей.
Когда все госорганы перейдут на облачный бухучет, число рисковых кейсов, фиксируемых в ОБМ, значительно сократится. В результате эта синергия обеспечит: более высокую прозрачность финансовых операций, повышение дисциплины бухгалтерского учета, максимальную эффективность использования бюджетных средств.
Именно взаимодействие ОБМ и облачного бухучета позволит Казахстану перейти на новый уровень управления государственными финансами – цифровой, прозрачный и ответственный.