В Мангистауской области разразился очередной газовый коллапс. В регионе вновь не хватает голубого топлива, на автогазозаправочных станциях (АГЗС) – длинные многочасовые очереди.
Автомобилисты вновь стоят в «газовой пробке» из-за задержки поставок сжиженного газа, вызванного ремонтными работами на газоперерабатывающем заводе в Атырау. Водители рассказывают, что с боем занимают очереди на АГЗС и ждут часами. В регионе больше пятисот газовых автозаправок, и газа нет на каждой третьей. Более того, часть из них, как оказалось, фиктивные...
Для стабилизации оборота и обеспечения региона сжиженным нефтяным газом в акимате области прошло расширенное совещание. В заседании приняли участие акимы городов и районов, представители правоохранительных органов и предприниматели. Как известно, Мангистауская область является одним из крупнейших потребителей сжиженного нефтяного газа (СНГ) в стране, ее ежемесячный объем потребления составляет 18 тыс. тонн. Основная часть продукции СНГ поступает с Казахского газоперерабатывающего завода (КазГПЗ), расположенного в Жанаозене, а недостающий объем распределяется с Атырауского НПЗ.
Согласно правилам формирования плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Казахстана, он поставляется через газо-сетевые организации. В Мангистау их около десяти. Они в свою очередь отпускают газ розничным реализаторам АГЗС, количество которых на сегодня по области 552.
Однако в октябре из-за очередного ежегодного планового ремонта АНПЗ необходимые для области 3 658 тонн газа доставляются железнодорожным транспортом (а не автотранспортном, как ранее) с завода «СНПС-Актобемунайгаз». Изменение логистического маршрута привело к задержкам поставок и образованию очередей на некоторых АГЗС.
В ходе совещания руководитель областного управления предпринимательства и торговли Пикир Сансызбаев отметил, что «дефицит газа вызван не только задержками поставок, но и безответственными действиями некоторых предпринимателей». По данным департамента полиции, в регионе зарегистрировано около 200 тысяч автомобилей с газобаллонным оборудованием. Однако все чаще встречаются автовладельцы, которые устанавливали газовое оборудование на свои личные автомобили, но не внесли соответствующие изменения в техпаспорта. И это не позволяет точно определить число автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием.
Пикир Сансызбаев сообщил, что выявлены случаи, когда отдельные предприниматели не доставляли выделенный им газ на закрепленные АГЗС, а продавали его в другие регионы. В ходе совещания было отмечено, что за IV квартал 2025 года количество автогазозаправочных станций в регионе по сравнению с прошлым годом увеличилось с 462 до 552.
«Кроме того, некоторые новые АГЗС регистрировались лишь формально – с целью увеличения месячного объема поставок, тогда как фактически реализовывали газ через другие точки в других регионах. К примеру, ряд предпринимателей в Бейнеу получил свыше 1500 тонн газа, но реализовал его через совершенно другие станции. Такие негативные примеры нерадивых предпринимателей могут вызвать недовольство среди населения и повысить риск социального напряжения. Мы проведем полную проверку, чтобы отследить, куда направляется каждый литр газа», – пообещал руководитель управления.
По данным управления, 11 вагонов с завода в Актюбинской области были отправлены в Мангистау 10 октября. Следующий состав из 10 вагонов отправился вечером 13 октября. Дальнейшие поставки осуществляются в таком же порядке.
По словам Пикира Сансызбаева, ремонтные работы на Атыраускоv НПЗ планируется завершить к концу октября, и с 1 ноября поставки сжиженного нефтяного газа в регион ожидаются в полном объеме.
Как известно, Казахстан продлил на полгода запрет на вывоз сжиженного нефтяного газа автомобильным и железнодорожным транспортом. Мера направлена на обеспечение внутреннего спроса, учитывая рост числа автомобилей, использующих сжиженный газ как топливо, и его социальную значимость.