Нацбанк предложил БВУ… диету

2013
Ирина Ледовских Журналист
Фото: Максима Золотухина/DKNews.kz

В конце октября председатель Национального банка Тимур Сулейменов представил в Мажилисе доклад об антикризисных мерах. Доклад состоял из цифр, инициатив и благих намерений: инфляцию вот-вот возьмут под контроль, экономика продемонстрирует рост, а тенге скоро отдохнет от волнений. Как будет работать антикризисный план, разберем здесь.

Пакет мер включает как денежно-кредитные инструменты (связывание ликвидности), так и макропруденциальное регулирование (ограничение розничного кредитования).

фото Максима Золотухина/DKNews.kz

Новые налоги и правила проверки доходов

Кроме того, с 2026 года банки ждут новые налоги и требования к капиталу, а для заемщиков уже ужесточены правила проверки доходов:

  • новые резервные требования введены в сентябре для связывания избыточной ликвидности. Профицит ликвидности уже снизился;
  • механизм для изъятия ликвидности с рынка и снижения эмиссионного давления. В 2025 году изъято 2,3 трлн тенге;
  • с первого апреля 2026 года банки будут формировать буфер в 2% по розничным кредитам (более 460 млрд тенге), чтобы ограничить их рост;
  • годовая ставка по потребительским кредитам снижена с 56% до 46%. Рассматривается дальнейшее снижение до 40%;
  • ужесточение проверки доходов заемщиков;
  • с 2026 года ставка КПН будет выше для доходов от розничного кредитования (25%), чем от кредитования бизнеса (20%);
  • введение коэффициента долга к доходу (ДТИ);
  • регулирование рынка рассрочек и BNPL-сервисов;
  • совместная работа с правительством.
«Три инструмента бьют по одному и тому же каналу – охлаждение кредитного импульса и анкеровка ожиданий. Повышение базовой ставки до 18% (Решение от 10 октября 2025) повышает стоимость фондирования, ослабляет спрос на кредиты и умеряет потребительский спрос. Ужесточение минимальных резервных требований (или МРТ) дополнительно «замораживает» ликвидность, снижая мультипликатор, а введение с 1 апреля 2026 г. дополнительного буфера капитала 2% по розничным кредитам делает розничный рост более капиталоемким. В сумме это ускоряет дезинфляцию в горизонте 4-6 кварталов, особенно при сохраняющемся жестком риторическом якоре регулятора», – комментирует макроэкономист департамента аналитики и исследований BCC Invest Бакберген Токтасын.

Остудить спрос, заякорить ожидания

Директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Жаннур Ашигали говорит, что в перспективе до двух лет (до 2-3 квартала 2027 года) совокупность мер пруденциального и монетарного характера воздействует преимущественно на процентный канал, удорожая ликвидность на рынке, влияя на потребительский спрос и стоимость кредита.

фото Максима Золотухина/DKNews.kz

«Вполне оправданно при этом, что по регуляторным мерам таргетом выступает розничное кредитование, которое на текущий момент выступает драйвером динамики совокупного кредитования и его эффекта на инфляционные процессы в экономике, – объясняет спикер. – Если говорить про временные лаги, то эффект можно будет ожидать на дистанции 1-2 кварталов как через прямое остывание спроса, так и посредством большей вероятности заякорения инфляционных ожиданий. При этом чрезвычайно важно, чтобы со стороны бюджетной политики не было шагов, которые бы нивелировали или снижали эффективность совокупности вышеуказанных мер, что подпадает под понятие бюджетной дисциплины».

В Аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана уверены, что эти меры воздействуют на часть совокупного спроса, главным образом, через охлаждение потребительской активности. Они способны внести определенный сдерживающий эффект в общую динамику ИПЦ, стабилизируя инфляционные ожидания и снижая темпы роста розничного спроса на займы и их выдачи.

«Однако инфляция в стране формируется под влиянием гораздо более широкого круга факторов: фискального стимулирования и роста государственных расходов, реформ в сфере ЖКУ (отложены), изменения цен на ГСМ, налоговых изменений, слабой диверсификации экспорта, и как следствие, высокой волатильности курса, высокой концентрации рыночной силы в отдельных секторах экономики, и т.д. Эти структурные и институциональные факторы создают устойчивый проинфляционный фон, на который монетарные меры оказывают лишь ограниченное воздействие. Без повышения эффективности бюджетных расходов, ограничения их сильного роста, адресного снижения издержек производства и расширения конкуренции эффект от ужесточения денежно-кредитной политики и отдельных макропруденциальных мер может быть сдержанным и временным», – уверены в АФК.

Налог на аппетиты

Благими намерениями эра розничного кредитования подходит к закату. Теперь за право одалживать населению под бешеные проценты банкам придется платить буквально «налог на аппетиты». И это целых 25% с доходов. А часть капитала они будут вынуждены держать в виде солидной «заначки» на черный день, которую нельзя трогать. И самое обидное – это то, что законодательно подрезали крышу доходности, лишив главного козыря: заоблачных процентов. Теперь их золотая жила будет приносить меньше блеска, а солидный буфер капитала превратится в мертвый груз, который лишь будет напоминать, что халява кончилась. Придется срочно учиться работать с бизнесом, где маржа скромнее, а возни намного больше.

фото Максима Золотухина/DKNews.kz

«В краткосрочном плане это охлаждает рост потребительского кредитования и снижает проинфляционную составляющую спроса, для системы – умеренное сжатие маржи и перераспределение в пользу менее рискованных продуктов. Влияние на конкурентную среду: преимущество у банков с избыточным капиталом или депозитной базой», – объясняет макроэкономист департамента аналитики и исследований BCC Invest.

Представитель АКРА вежливо эти меры называет контрольным выстрелом: «Что касается одновременности мер, то это, действительно, усиливает совокупный эффект, так как не дает излишней ликвидности просочиться в каналы, способные дать дополнительный импульс инфляционным процессам через потребительский спрос, и тем самым частично нивелировать первый положительный эффект».

А совокупное воздействие новых дополнительных мер создает дополнительное давление на доходность и капитал банков через более высокую налоговую нагрузку и удорожание каждой единицы выданного нового кредита (по информации НБРК, дополнительное формирование капитала составит около 460 млрд тенге).

«В результате эти меры могут привести к сжатию маржи по операциям, пересмотру риск-профиля заемщиков и усилению концентрации на низкорисковых заемщиках. Иными словами, для банков это не создает системной угрозы, но существенно повышает регуляторную и налоговую нагрузку и ограничивает доступность кредитов в корпоративном и розничном сегментах», – приходят к неутешительным выводам в АФК.

Ужесточение регулирования розничного кредитования действительно может стимулировать переток части нереализованного розничного спроса в небанковский сектор. Это естественная реакция рынка на ограничение доступа к банковскому кредиту: домохозяйства продолжают искать альтернативные источники финансирования, особенно при необходимости поддержания желаемого уровня жизни.

Риски накопления скрытого долга

«Это создает риски накопления скрытого долга вне официальной отчетности, снижает прозрачность рынка и усложняет оценку системных угроз. Возникает опасность «регуляторного арбитража», когда небанковские структуры фактически выполняют банковские функции без эквивалентного уровня надзора. Поэтому при ожидаемом дальнейшем ужесточении банковского регулирования важно параллельно развивать механизмы мониторинга и регулирования небанковских кредиторов, включая учет их данных в официальной статистике по кредитованию и кредитных бюро», – говорят в Аналитическом центре АФК.

Нацбанк, например, для защиты прав потребителей финансовых услуг объявил о планах совместно с правительством и АФР ввести соответствующее регулирование по продуктам застройщиков и автодилеров, хотя механизм пока неясен. Лизинг для физических лиц также не будет регулироваться финансовыми регуляторами.

фото Максима Золотухина/DKNews.kz

Инфляция, вперед!

В BCC Invest уверены, что цель достижима при одновременном выполнении трех условий:

  • удержание реальной ставки в положительной зоне до устойчивого разворота тренда;
  • умеренный фискальный импульс (новый НК и БК без проинфляционных послаблений);
  • контроль кредитного цикла.
«На фоне волатильных внешних цен и FX-канала это потребует дольше сохранять рестриктивность – даже после замедления годовой инфляции. Решение 10 октября об увеличении ставки до 18% прямо направлено на анкеровку ожиданий. По региональной картине (страны СНГ) жесткий уклон ДКП – доминирующий режим 2025 г., что повышает шансы на 5%, но с риском «ценой роста», – уточняет Бакберген Токтасын.

Жаннур Ашигали уверен, если говорить о 5%-ном таргете монетарных властей, то в текущих условиях он теряет свою актуальность. По оценкам АКРА, потребительская инфляция в наиболее реалистичном сценарии приблизится к таргету лишь в 2028 году, в рамках оптимистичного сценария в 2027 году.

«Сравнивая эффективность мер Нацбанка с сопоставимыми монетарными властями СНГ, стоит оговориться, что в Казахстане трансмиссионный механизм более-менее функционирует, что является результатом снижения уровня долларизации, сравнительно развитого финансового сектора страны. Почти все экономики и финансовые секторы стран СНГ заметно мельче и менее развитые, они подвержены более существенным внешним рискам. Единственным аналогом, с которым было бы справедливо сравнивать казахский опыт в рамках границ СНГ – это российский опыт, но в текущих условиях с учетом совокупности санкций на финансовые институты этой страны это будет малополезно», – считает Жаннур Ашигали.

Налоги и бюджет

«Налоговый кодекс с 1 января 2026 г. усиливает дифференциацию ставок (в т.ч. 25% для банков) и расширяет базу, что при нейтральной реализации снижает структурный дефицит и проинфляционный фискальный импульс. Бюджетные правила или ограничения расходов по новому БК (если будут имплементированы строго) уменьшают процикличность фискальной политики. Вклад в дезинфляцию (процесс замедления темпов роста инфляции, когда общий уровень цен продолжает расти, но медленнее, чем раньше – ред.) через более низкий совокупный спрос и снижение премии за риски. Риск – смягчение правил в ответ на политико-социальные приоритеты», – уточняет макроэкономист департамента аналитики и исследований BCC Invest.

фото Максима Золотухина/DKNews.kz

Потенциал дезинфляционного влияния новых Бюджетного и Налогового кодексов во многом зависит от того, насколько они будут направлены на предсказуемость, эффективность и сбалансированность фискальной политики.

«Если реформы обеспечат более четкое планирование и эффектность госрасходов, снижение квазибюджетных стимулов и отказ от внеплановых вливаний, это станет антиинфляционным фактором за счет ограничения избыточного спроса и укрепления доверия к госполитике. Более дисциплинированная фискальная политика способна повысить эффективность денежно-кредитной, снизив необходимость чрезмерно жестких ставок и расширив пространство для долгосрочных инвестиций.

В то же время переходный период может сопровождаться краткосрочным ростом цен из-за налоговой перекалибровки и пересмотра тарифов. Особенно важно, чтобы налоговая нагрузка распределялась равномерно и не вела к росту издержек производителей, иначе эффект будет обратным», – говорят в АФК.

Таким образом, успех антиинфляционной стратегии будет зависеть не от отдельных решений, а от их согласованности. Денежно-кредитные меры способны охладить спрос, но устойчивое снижение инфляции возможно лишь при синхронизации с фискальной и структурной политикой через предсказуемые расходы бюджета, развитие конкуренции и снижение издержек производства. Такой комплексный подход может позволить стабилизировать инфляционные ожидания и вернуть экономику к долгосрочному ценовому равновесию.

Итак, банкам предстоит суровая «диета»: меньше «фастфуда» из быстрых кредитов, больше «здоровой пищи», или корпоративных займов. Пока регулятор закручивает гайки, а экономисты спорят о сроках достижения инфляции в 5%, простым казахстанцам остается наблюдать за этой битвой с инфляцией и надеяться, что их кошелек не станет полем боя.

Главный вывод прост: благие регуляторные намерения вымощены дорогими кредитами для бизнеса и новыми налогами для банков. Сработает ли этот план?! Пока можно с уверенностью сказать одно: золотые времена легких денег от розничного кредитования окончательно канули в Лету.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -