Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества по обращению и по инициативе национального железнодорожного оператора Казахстана КТЖ ввела конвенционный запрет на перевозку всех грузов в каспийский порт Курык с 29 октября по 20 ноября со всех станций Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана.
Причиной такого решения стал серьезный затор в портовой зоне, где скопилось значительное количество грузовых вагонов, ожидающих дальнейшей переправки.
По некоторым данным, количество простаивающих вагонов с грузами из Центральной Азии превысило 700 единиц. Ситуация усугубляется тем, что в ноябре на одном из причалов порта запланированы ремонтные работы.
Данная приостановка вызвала определенные трудности в экспортно-импортных операциях в регионе, показав возросший спрос на транспортные коридоры и необходимость их развития и модернизации для обеспечения бесперебойных поставок.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), частью которого является порт Курык, считается одним из основных путей евразийских коридоров и позволяет сократить время доставки грузов из Китая в Европу по сравнению с традиционным морским маршрутом в три раза.
Порт Курык, расположенный в Мангистауской области Казахстана и функционирующий с 2018 года, является ключевым звеном в транзитном маршруте, который соединяет Центральную Азию с Европой через Азербайджан. Инфраструктура порта включает в себя современный логистический центр и паромный комплекс, способный одновременно обрабатывать до 54 вагонов. Через этот морской узел осуществляется транспортировка широкого спектра товаров, которые затем следуют на европейские рынки.
Накопление сотен грузовых вагонов в порту Курык обусловлено, с одной стороны, ограниченными возможностями портовой инфраструктуры, а с другой – нехваткой судов и паромов для перевалки грузов. Таким образом, увеличивающийся поток грузов в Срединный коридор (или Транскаспийский коридор) требует расширения инфраструктурных возможностей портов на казахстанском побережье Каспия.
Еще одним фактором, препятствующим своевременной перевалке грузов в азербайджанские порты, является обмеление Каспия. Из-за снижения уровня Каспия паромы, перевозящие грузы из портов Актау и Курык в Баку, загружаются меньше нормы. Для частичного устранения этой проблемы правительство Казахстана проводит дноуглубительные работы в портах (в порту Курык уже завершены, в порту Актау – ведутся, Н.Б.).
Как ранее сообщалось, с 6 по 20 октября текущего года железнодорожная сеть Казахстана также столкнулась с транспортным коллапсом из-за рекордного урожая зерновых. Компания «Казахстан темір жолы» ввела временные запреты на погрузку, чтобы избежать дальнейшей перегрузки инфраструктуры. Основные проблемы заключались в скоплении тысячи вагонов в порту Актау и на границе с Китаем. Данная ситуация соответственно повлияла на экспорт и доходы фермеров.
Мера носила технологический характер и связана с накоплением вагонов с зерном из-за неритмичного захода судов. Ограничения были введены для предотвращения простоев подвижного состава и перегрузки инфраструктуры. После стабилизации графика судозаходов прием зерновых грузов был возобновлен в полном объеме.
Еще ранее – весь июнь – национальный железнодорожный оператор вводил запрет на отправку со всех железнодорожных станций Казахстана в порт Курык экспортных грузов и порожних вагонов для последующей транспортировки на пароме. Причина – скопление более тысячи вагонов при среднесуточном накате 46 вагонов на суда в порту Курык.
Напомним, что с 1 октября по 31 декабря 2025 года КТЖ запретила погрузку в вагоны иностранных администраций для транзита на Каспий (Актау, Курык) и в Китай. Общий парк вагонов на сети – 94 тыс., из них 45 тыс. – иностранные.
Железнодорожные узлы «забиты» сельхозпродукцией: фермеры рискуют упустить сезонные поставки, а экспортеры – понести убытки от простоя. В сентябре-октябре КТЖ планировала перевезти 3,6 млн тонн зерна на экспорт, но реальность – 2,2 млн тонн.
Это отражает хроническую проблему: инфраструктура не справляется с нагрузкой, несмотря на рекордный урожай. Эксперты призывают к модернизации портов и координации с партнерами. КТЖ обещает снять ограничения по мере разгрузки, но пока экспорт «заморожен».
Между тем поставки на внутренний рынок и по социально значимым направлениям осуществляются без ограничений.