Накануне Дня национальной валюты Казахстана мы посетили музей Национального банка и побеседовали с его экскурсоводом, заведующим музеем НБ РК Гаухар САНГУЛОВОЙ. Экспозиция позволяет проследить путь казахстанских денег, от первых монет Великого Шелкового пути до современных тенге, ставших символом независимости страны.
Экспозиция музея Национального банка – это не просто собрание редких монет и купюр, а путешествие во времени. Здесь можно увидеть, с чего начиналась финансовая история на территории Казахстана: от обмена скотом и войлоком в степях до чеканных монет, проходивших по Великому Шелковому пути.
Древние артефакты из Отрара, Тараза и Сарайчика соседствуют с частично воссозданным кабинетом, посвященным эпохе Страны Советов (СССР), когда в банки поступали первые телеграфы и счетные машины – прообразы современных калькуляторов. Здесь же представлены: униформа служащих банка, старинная мебель, документы и портреты тех, кто стоял у истоков банковского дела.

Особый интерес вызывают дореволюционные купюры XIX – начала XX века – знаменитые «Катенька» с портретом Екатерины II и «Петр в шляпе» с изображением Петра I. После революции денежная система изменилась стремительно: советские банкноты унаследовали многое от имперских образцов. В 1993 году Казахстан открыл новую страницу своей финансовой истории – введением национальной валюты – тенге.
Сегодня музей представляет не только редкие исторические экземпляры, но и современные казахстанские монеты, отмеченные международными наградами: «Тюльпан Регеля», «Чингисхан», «Аттила» и другие. Центральное место в экспозиции занимает реконструкция «Алтын Адама», найденного в Иссыкских курганах. Реконструкция была изготовлена известным алматинским реставратором Крымом Алтынбековым. Золотой воин, ритуальная одежда которого покрыта тонкими пластинками благородного металла, по-прежнему хранит свои тайны и остается одним из самых узнаваемых археологических символов Казахстана.
– Гаухар Кудайбердыевна, с какого времени начинается экспозиция музея и какие древние монеты времен Великого Шелкового пути удалось сохранить?
– Музей Национального банка начал свое существование с небольшого кабинета истории, созданного еще в 1980-е годы. Официально как полноценный музей он был открыт в 1997 году 13 ноября.
Самые древние экспонаты коллекции – китайские монеты VIII века нашей эры. Такие монеты, распространенные со времен Великого Шелкового пути, назывались цянь. На некоторых было выбито слово у-шу, поэтому их называли «у-шу-цянь». Первые монеты попали на территорию современного Казахстана из Китая во II веке до н. э., а позднее появились частные монетные дворы в Согдиане и других государствах Средней Азии.
К сожалению, самые ранние образцы времен Шелкового пути до нас не дошли, однако монеты VIII века представлены. Их появление в коллекции – заслуга бывшего директора музея Дюкенбая Досжана, участвовавшего в археологических экспедициях и пополнявшего музейное собрание.
– В степи, насколько известно, до появления монет расплачивались скотом, шкурами, войлоком и другими предметами быта, и лишь позже появились первые денежные знаки?
– Да, задолго до чеканки первых монет, еще в VII веке до н. э., у древних племен существовала своя система обмена. В степях расплачивались лошадьми, баранами, шкурами, шерстью и другими ценными для быта кочевников предметами. Все, что имело практическую ценность, служило эквивалентом обмена. Появление первых монет связано именно с развитием Великого Шелкового пути, по северной ветви которого торговые караваны проходили через Семиречье.
– Некоторые древние монеты имели отверстия и использовались как украшения. Что это говорит о представлениях того времени?
– Деньги всегда несли не только платежную, но и символическую функцию. Серебряные и золотые монеты служили элементами украшений, амулетами, оберегами. В экспозиции музея можно увидеть женские украшения, отдельные детали украшений из серебряных монет. Их пришивали к нарядам, головным уборам, вплетали в косы. Это было не только проявление эстетики, но и знак достатка семьи.
Монеты использовали для создания ожерелий, известных как монисто. Многие монеты переплавлялись или видоизменялись: в них просверливали отверстия, чтобы нанизывать на нити и шнуры. Таким образом денежные знаки становились не только средством обмена, а частью культурной традиции, отражающей эстетическое и социальное значение у кочевых народов.
– В экспозиции представлен ранний советский период. Помимо формы банковских служащих, старинных столов и предметов обихода, здесь можно увидеть и технические новинки того времени: первые счетные устройства, ставшие прообразом современных калькуляторов, а также телефонный аппарат середины XX века. Экспонаты воссоздают атмосферу зарождения банковского дела. Можно подробнее об этом?
– Процесс формирования банковской системы Казахстана уходит корнями в XIX век и тесно связан с экономическим развитием страны, а также с историей Российской империи и Советского Союза. Первое банковское учреждение на территории современного Казахстана появилось в 1871 году в Петропавловске, оно стало началом организации банковского дела в регионе.
После Октябрьской революции банковская система претерпела коренные изменения: была установлена государственная монополия на банковскую деятельность. На территории Казахстана в тот период функционировала Казахская контора Государственного банка СССР, ставшая главным звеном финансового управления и денежного обращения в республике.
В музее частично воссоздан кабинет управляющего Казахской конторой Госбанка СССР. Старинные предметы на столе, покрытом зеленым сукном, позволяют посетителям ощутить дух эпохи, когда в банки впервые пришли инновации, и увидеть, как формировалась материальная и технологическая база финансовой системы.

Мебель, представленная в музее, имеет особую историю: она принадлежала Николаю Михайловичу Прасолову, одному из управляющих Казахской конторой Госбанка СССР. После него за тем же столом работали последующие руководители. Сотрудники сумели сохранить антикварные предметы: стол, кресло, диваны и тумбы, которым уже почти 90 лет. Сегодня они по праву считаются гордостью музейной экспозиции.
– Как в народе называли дореволюционные купюры XIX – начала XX века – ту самую «Катеньку» с портретом Екатерины II и «Петра в шляпе»? В музее есть эти образцы и что любопытного можно рассказать о них?
– В экспозиции представлены редкие дореволюционные купюры, которые в народе получили ласковые прозвища – «Катенька» и «Петенька».
Знаменитая «Катенька» – это сторублевая банкнота конца XIX века с портретом императрицы Екатерины II. Ее выпуск начался в 1866 году, и на протяжении десятилетий она неоднократно переиздавалась, оставаясь символом надежности и достатка. Купюра отличалась крупным форматом и высоким уровнем художественного исполнения, а обеспечивался рубль тогда золотом, что делало его одной из самых устойчивых валют своего времени. Из-за высокой номинальной стоимости «Катенька» редко встречалась в повседневном обращении, ею пользовались в основном купцы, банкиры и зажиточные люди, которые и дали ей это нежное имя.
Не менее интересен и «Петр в шляпе» – 500-рублевая банкнота образца 1898 года с изображением Петра I. Портрет великого реформатора появлялся на деньгах не раз, но каждый раз в новом образе: без шляпы – на купюре 1866 года, в латах – на банкноте 1912 года. Поэтому в народе их различали просто и с юмором: «Петр без шляпы», «Петр в латах», «Петр в шляпе». Собиратели, купцы и финансисты нередко называли все купюры с его изображением обобщенно – «Петеньками».
Эти простые и теплые прозвища отражают не только любовь людей к деньгам, но и их отношение к символам эпохи, когда каждая банкнота была не просто средством расчета, а частью культурного облика дореволюционной России.
– В экспозиции, как мы заметили, показана преемственность между дореволюционными, советскими и современными денежными знаками Казахстана?
– Как мы видим, денежные знаки представлены в хронологическом порядке. Экспозиция выстроена так, чтобы посетители могли проследить развитие денежного обращения на территории Казахстана от древности до наших дней. Начало коллекции составляют монеты времен Великого Шелкового пути, самые ранние образцы денежного обмена, дошедшие до нас.
За ними следуют дореволюционные купюры и монеты, затем революционные денежные знаки, советские образцы и, наконец, современные казахстанские деньги, введенные в обращение 15 ноября 1993 года – в день, ставший символом появления национальной валюты. Хотя прямую преемственность между этими периодами провести трудно, последовательное знакомство с денежными знаками позволяет увидеть, как менялись их внешний облик, символика и уровень защиты.
Например, водяные знаки как элемент защиты появились довольно давно, но современные технологии позволили значительно расширить арсенал средств безопасности: это специальные нити, микротексты, оптические эффекты, рельефные изображения и другие инновационные решения, обеспечивающие подлинность и защищенность национальной валюты.
– Какие первые банкноты и монеты независимого Казахстана представлены в музее?
– Отдельная витрина посвящена первым казахстанским тенге, введенным 15 ноября 1993 года. Подготовка к этому событию началась заранее – в 1992 году под руководством Даулета Сембаева. Художники Тимур Сулейменов, Мендыбай Алин, Агимсалы Дюзельханов, Хайрулла Габжалилов и Досбол Касымов создали эскизы первой серии банкнот — «Портреты».
Первые тенге были напечатаны в Англии на фабрике Harrison & Sons, так как собственная банкнотная фабрика в Казахстане открылась лишь в 1995 году в Алматы. Первые монеты чеканили в Германии, до официального открытия Монетного двора в Усть-Каменогорске в 1998 году.
Сегодня в музее представлены не только циркуляционные деньги, но и коллекционные – юбилейные и памятные. Среди них выделяются серии: «Космос», «Золото номадов», «Спорт», «Красная книга Казахстана» и монеты, отмеченные мировыми премиями за художественное исполнение и технологию.
«Золотой человек» выбран центральным образом экспозиции. Реконструкция «Золотого человека» по праву занимает центральное место в экспозиции, являясь ее смысловым и декоративным центром. Копия «Алтын адам» была изготовлена в 1997 году известным алматинским художником-реставратором Крымом Алтынбековым. Тогда им были созданы три реконструкции: одна подарена в Организацию Объединенных Наций, вторая была установлена в музее Первого Президента, третья – специально для музея Национального банка РК.
Отдельные детали головного убора «Золотого человека» послужили частью изображения официального логотипа Национального банка Республики Казахстан. Каждый элемент ритуального костюма «Золотого человека» несет глубокий смысл, связанный с древними представлениями о мире, солнце и вечной жизни.
Декоративное оформление пространства вокруг макета также символично: полукруг ограждения напоминает юрту, каменная отделка – курган, а свет, льющийся с купола, символизирует солнечное тепло, доброту и дружелюбие казахского народа.