В Алматинской области и области Жетысу ученые и научные волонтеры выявили несколько значимых петроглифических комплексов, каждый из которых раскрывает новый пласт истории Казахстана. Находки в долине реки Асы (Енбекшиказахский район Алматинской области) и в Национальном парке «Алтын-Эмель» стали основой для создания первой цифровой карты петроглифического наследия страны с использованием искусственного интеллекта.
В долине реки Асы, расположенной в Енбекшиказахском районе Алматинской области, научные волонтеры Общественного фонда «Охотники за петроглифами» обнаружили новое скопление наскальных изображений. Среди уникальных находок – сцены охоты, фигуры многорогих оленей, солярные символы в виде колес и ритуальные композиции.
По предварительным оценкам специалистов, большинство рисунков относится к сакской эпохе (V-III вв. до н. э.), при этом зафиксированы и более ранние изображения бронзового века, а также петроглифы тюркского периода. Это делает комплекс на реке Асы важным свидетельством смены культурных эпох в предгорьях Заилийского Алатау.
Отдельный блок исследований разворачивается в Национальном парке «Алтын-Эмель», который расположен на территории области Жетысу. Здесь действует один из крупнейших в Казахстане петроглифических комплексов – Танбалы Тас, расположенный в ущелье гор Шолак. Он включает более тысячи изображений, созданных в период от III тысячелетия до н. э. до XVIII-XIX веков.
Исследователи подчеркивают, что петроглифы «Алтын-Эмеля» представляют собой не разрозненные объекты, а целостную историко-культурную систему. В комплексе зафиксированы сцены охоты, скотоводства, ритуалов, изображения божественных и мифологических персонажей, а также буддийские знаки средневекового периода.

По мнению исполнительного директора фонда «Охотники за петроглифами» Ольги Гумировой, особый интерес вызывают сцены, которые интерпретируются как обряды, связанные с культом плодородия и продолжением рода. Некоторые изображения условно соотносятся с образом роженицы и богиней Умай – покровительницей детей и материнства в древнетюркской традиции. Кроме того, она отмечает наличие мелких знаков и символов, не характерных для местной традиции, что может свидетельствовать о культурных контактах с регионами Тибета и Центральной Азии.
Поисковые работы ведутся и в других районах области Жетысу: в долине реки Коксу, у сел Казалгаш и Аман-Батыр, в районе Копала у святилища Баян-Журек, в горах Дегерес и др. Все материалы передаются в Институт археологии имени Маргулана и в дирекцию Национального парка «Алтын-Эмель».
Параллельно ведется и системная паспортизация памятников: в Аксуском районе области Жетысу зафиксировано более 100 археологических объектов. В следующем году специалисты планируют приступить к изучению комплекса Ишка-Улмес – одного из крупнейших петроглифических массивов страны, который готовится к включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Люди ищут и сохраняют петроглифы не из любопытства и не ради археологии. Они делают это потому, что на территории Казахстана находится один из древнейших центров человеческой цивилизации в мире. Именно здесь, более 4 тысяч лет назад, произошел мощнейший культурный взрыв бронзового века: появились первые города, металлургия высокого уровня, культовые центры, колесницы, а вместе с ними – новые представления о мире, вере и человеке. Отсюда пошли культурные волны, которые изменили Евразию, Ближний Восток и Индию.

Из презентации представителя ОФ «Охотники за петроглифами» Юрия Дорохова выясняется, что особенность недавно найденных петроглифов в том, что они открываются не всегда. Большинство изображений становятся различимыми только в определенные часы, когда солнечные лучи падают под нужным углом.
В обычном свете скалы выглядят почти «немыми», контуры рисунков сливаются с породой, и древние сцены остаются скрытыми от взгляда. А в пасмурную погоду их и вовсе не обнаружить. Но стоит солнцу изменить положение, и камень будто оживает: линии выступают из тени, прорисовываются силуэты, словно древние мастера только что оставили их на поверхности.
Происходит внедрение нового этапа в изучении древних памятников, который связан с применением ИИ. Разработка Центра технологий для общества при Yandex Qazaqstan совместно с Казахстанско-Британским техническим университетом позволит систематизировать изображения, определять их датировку, сопоставлять локации, выявлять культурные связи между регионами.
Таким образом, в Казахстане формируется единая цифровая карта петроглифического наследия – беспрецедентный проект в масштабах страны. По слова руководителя Yandex Qazaqstan Тимура Шалекенова, в Yandex Qazaqstan используется искусственный интеллект не только при разработке продуктов и сервисов, но и для решения социально значимых задач.
«Наши технологии уже помогают ученым в исследовании снежных барсов, снижают нагрузку на диспетчерские службы 103, обеспечивают цифровую доступность сервисов для людей с особыми потребностями. Теперь мы можем внести свой вклад и в сохранение петроглифического наследия Казахстана», – отметил Тимур Шалекенов.

«Петроглифы перестают быть разрозненными объектами и постепенно становятся связанным историческим пространством», – подчеркивает Ольга Гумирова.
Петроглифы – это не картинки. Это следы переселений народов, рождение технологий, зарождение религий и культурных традиций. Казахстан – не окраина истории, а ее источник. И именно поэтому люди возвращаются к этим камням снова и снова, потому что в них – начало истоков древних цивилизаций.