Новый порт – большие перспективы

2299
Наталья Бутырина Журналист
Фото: Gov

В Каракиянском районе Мангистауской области китайская группа компаний «Чжонъюн Интернешнл» планирует построить новый морской порт. Об этом заявил аким региона Нурдаулет Килыбай на заседании правительства.

Каспийский регион в последние годы переживает период интенсивного портового строительства, а Каспийское море превращается в важный распределительный и логистический центр.

Уникальное расположение Каспийского моря делает его ключевым элементом и узким местом маршрутов, связывающих Китай и Европу. И сегодня Казахстан демонстрирует устойчивый рост транзитных перевозок по направлениям Китай – Европа и Центральная Азия – Европа. Транскаспийский международный маршрут (TITR) растет со скоростью 30-35% в год. Перегрузочные мощности портов Актау и Курык достигли порога загрузки по ряду номенклатур грузов. Кроме того, рост рынка критических минералов (уран, редкоземы, ферросплавы) и экспорт Казахстана требуют стабильного и независимого маршрута.

Как отметил аким Мангистауской области Нурдаулет Килыбай, новый морской порт будет способствовать формированию нового международного транспортного коридора Китай – Казахстан – Актау – Баку – Поти – Европа, что позволит сократить сроки доставки грузов, снизить транспортные расходы и разгрузить загруженные железнодорожные пути.

«Реализация проекта позволит сократить сроки доставки грузов на 7-15 дней, снизить транспортные затраты на 18-25%, а также создать новые рабочие места», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Он отметил, что стратегическим партнером выступает китайская группа компаний «Чжонъюн Интернешнл». В частности, компании Zhongyun International Industrial Co., Ltd. (Heilongjiang), Inner Mongolia Guoyou Import & Export Trading Co., Ltd. и Tianjin Guoyou WuChan Group Co., Ltd. будут реализовывать проект по строительству морского порта и развитию транспортно-логистической инфраструктуры в Мангистауской области.

Стоимость инвестиционного проекта оценивается в 300 млн долларов. Как сообщил аким области, инвестор уже зарегистрировал компанию в регионе и готовит документы для подписания инвестиционного соглашения. Срок реализации проекта – 2025-2028 годы. Пропускная способность будущего порта – 25 млн тонн грузов в год. Открытие объекта особо значимо для сезона экспортных пиков, когда железные дороги и порты в регионе работают на своем пределе. 

По данным национального железнодорожного перевозчика – компании «Қазақстан темір жолы», экспорт казахстанских грузов вырос до 74% от общего объема железнодорожных перевозок по Транскаспийскому международному транспортному коридору. За 10 месяцев года в Казахстане перевезли железнодорожным транспортом по ТМТМ 2,6 млн тонн грузов. При этом доля экспорта казахстанских грузов достигла 74% – более 1,92 млн тонн. Наиболее активно вырос объем железнодорожных перевозок: зерна – в 3 раза, цветных металлов – на 84% и химических и минеральных удобрений – на 16%.

«Новый порт в Актау станет критически важным звеном в Транскаспийском маршруте, обеспечивая необходимую инфраструктурную мощность для растущего грузопотока, идущего в обход традиционных северных путей. Строительство порта является прямым исполнением поручений главы государства по развитию транспортной инфраструктуры», – отметил аким Мангистауской области.

Ранее, в конце июля текущего года, аким области Нурдаулет Килыбай посетил с рабочей поездкой КНР. В ходе визита состоялся ряд встреч с руководством ведущих китайских компаний и государственных структур, направленных на развитие инвестиционного сотрудничества и продвижение ключевых проектов на территории региона.

Именно тогда были обсуждены вопросы строительства морского порта в Мангистауской области и развития транспортно-логистической инфраструктуры. По результатам переговоров был подписан трехсторонний протокол о стратегическом сотрудничестве между акиматом Мангистауской области, компанией Guo You Resources Group и группой портов Тяньцзиня.

А теперь, на недавнем заседании правительства, руководитель области озвучил первые шаги по реализации столь масштабного стратегического проекта.

Работа по формированию Казахстана в качестве транзитного хаба сегодня является приоритетной. В условиях текущей геополитической ситуации это приобретает особую актуальность. Интеграция транспортной системы Казахстана с международными коридорами позволит стране сохранить позиции в регионе как основного транзитного государства.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -