От разрозненного строительства к комплексной системе

2761
Рената Зобова Эксперт
Фото: с сайта ati.su

Новый транспортный коридор Учкудук-Кызылорда, модернизация 10 пунктов пропуска на границе с Россией, решение о возвращении 180-дневного срока пребывания для казахстанских перевозчиков – об этих и других событиях – в ежемесячном дайджесте новостей логистики за ноябрь 2025 года.

Стратегический приоритет

Казахстан и Россия подписали Декларацию о переходе на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества. Президенты Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин охарактеризовали документ как исторический, открывающий новые перспективы для сотрудничества. Стороны подписали пакет документов, включающий Комплексную программу экономического сотрудничества на 2026-2030 годы, Соглашение о транзитных железнодорожных перевозках и ряд инициатив по развитию транспортной инфраструктуры. Особое внимание уделено сопряжению транспортно-логистических проектов на евразийском пространстве для создания эффективных и надежных цепочек поставок.

Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своей статье для «Российской газеты» охарактеризовал укрепление логистических связей между Казахстаном и Россией как стратегический приоритет. Он отметил, что через территорию республики пролегает 13 международных транспортных маршрутов, обслуживающих порядка 85% сухопутных грузопотоков между Азией и Европой.

В рамках совместных проектов уже ведется модернизация автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» и 30 пограничных пунктов пропуска. Особое внимание уделяется восточному направлению коридора «Север – Юг», где наблюдается устойчивый рост грузопотоков по маршруту Россия – Казахстан – Туркменистан – Иран. Реализация подписанной дорожной карты позволит в пятилетний период увеличить пропускную способность этой артерии до 20 млн тонн ежегодно.

Ускорение и оптимизация

В рамках второго заседания Высшего Межгосударственного совета лидеры Узбекистана и Казахстана договорились о создании нового транспортного коридора Учкудук-Кызылорда. Маршрут должен ускорить грузовое сообщение между государствами, оптимизировать логистические процессы и повысить эффективность транспортной системы региона. Особый акцент сделан на развитии портовой инфраструктуры Актау, Курык и Хоргос. Согласованы меры по увеличению их пропускной способности, упрощению грузовых операций и созданию интегрированных логистических сервисов.

Транзитные коридоры

В ходе встречи заместителя премьер-министра Казахстана с вице-премьером Туркменистана отмечена значительная динамика двустороннего сотрудничества. За пятилетний период товарооборот между странами вырос в четыре раза, стабильно превышая $500 млн в течение последних двух лет. Цель – $1 млрд в среднесрочной перспективе.

Особое внимание уделено транспортно-логистическим проектам, включая строительство сухого порта в Туркменистане на границе с Гератом (Афганистан) – Казахстану предложено поучаствовать в этом проекте. Также обсуждалось формирование транзитного коридора Казахстан – Туркменистан – Афганистан – Пакистан и строительство железнодорожной линии Герат – Тургунди. Стороны подтвердили намерение развивать транспортные и логистические связи для расширения региональной интеграции. 

Пять международных хабов

В Казахстане стартовала реализация масштабных логистических проектов, которые, как ожидается, увеличат объем несырьевого экспорта на 30%. На границе с Узбекистаном создается Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» для роста взаимного товарооборота до $10 млрд, в то время как на востоке развивается Хоргосский узел с новыми логистическими объектами и международным аэропортом SkyHansa для увеличения пропускной способности с Китаем.

Параллельно в каспийских портах Актау и Курык строятся контейнерный хаб и многофункциональный терминал «Саржа». На западе страны функционирует Центр трансграничной торговли «Евразия», ориентированный на поставки в Россию, а в Жамбылской области вдоль коридора «Западная Европа – Западный Китай» создается индустриальный торгово-логистический комплекс для распределения потоков в сторону Кыргызстана. Для всех этих проектов уже определены управляющие компании, и строительство инфраструктуры активно продвигается.

Складская логистика на подъеме

Согласно докладу Евразийского банка развития, Казахстан переживает настоящий складской бум и становится лидером Центральной Азии по темпам строительства логистической инфраструктуры. При этом текущая обеспеченность современными складами составляет лишь 0,08 м² на человека, что создает значительный разрыв по сравнению с Россией (0,35 м²) и США (4 м²). Этот дисбаланс формирует устойчивый спрос, поддерживая двузначные темпы роста рынка.

ЕАБР прогнозирует, что потребность в складах в Евразии может вырасти почти вдвое к 2040 году, а Центральная Азия при любом сценарии становится самым быстрорастущим макрорегионом. Для реализации этого потенциала необходим переход от разрозненного строительства к созданию комплексной логистической системы с развитием транспортных хабов и внедрением цифровых стандартов, что позволит региону сформировать принципиально новую логистическую карту.

Транзит и модернизация погранпереходов

Россия и Казахстан заключили несколько соглашений по развитию логистики. Так, до 2030 года планируется комплексная модернизация 10 приоритетных пунктов пропуска: Сагарчин, Маштаково, Озинки, Илек, Караузек, Бугристое, Орск, Павловка, Петухово и Ольховка. Это позволит увеличить их пропускную способность более чем в два раза – до 3,5 млн грузовиков в год.

Сейчас на российско-казахстанской сухопутной границе функционируют 30 автомобильных пунктов пропуска для перевозки грузов. С 2021 по 2024 год пропускная способность автомобильных пунктов пропуска увеличена на 10% и достигла 2,2 млн грузовиков в год.

Отдельное соглашение касается организации транзитных железнодорожных перевозок и экспортной перевалки грузов в третьи страны.

СЭЗ для логистики

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов поручил до 20 декабря 2025 года разработать концепцию создания индустриально-логистических центров в формате специальных экономических зон. Реализацией проекта займется Министерство промышленности и строительства совместно с заинтересованными государственными органами и акиматами.

Бектенов отметил, что в условиях растущей конкуренции за транзитные маршруты Казахстану необходимо ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, промышленной кооперации и торговых сетей для закрепления статуса ключевого транспортного узла Центральной Азии.

Новый старый срок

Россия согласилась рассмотреть возможность увеличения срока пребывания казахстанских грузоперевозчиков на своей территории с 90 до 180 дней без регистрации. Соответствующая договоренность достигнута по итогам заседания межправительственной комиссии.

Действующая с 1 января 2025 года норма о 90-дневном периоде пребывания создала сложности для казахстанских транспортных компаний. Российская сторона выразила готовность содействовать возвращению прежнего 180-дневного срока для водителей, осуществляющих международные перевозки. Документ сейчас готовится и вскоре будет опубликован.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -