В конце ноября по результатам всенародного конкурса на лучшее наименование первой казахстанской АЭС победителем было признано название «Балқаш». С интересом ожидала результатов этого голосования и Алина Бегимова, выпускница МИФИ, участница Программы стипендий МАГАТЭ имени Марии Склодовской-Кюри и Программы имени Лизе Майтнер.
В минувшем августе Алина Бегимова вместе с председателем Агентства по атомной энергии РК Алмасадамом Саткалиевым и главой госкорпорации «Росатом» Алексеем Лихачевым принимала участие в церемонии старта изыскательских геологоразведочных работ в поселке Улькен, где будет построена АЭС.
Казахстанцы не были пассивны в этом вопросе: по сообщению пресс-службы Агентства по атомной энергии, в конкурсе приняли участие 27 157 человек старше 16 лет. Было предложено 10 460 уникальных вариантов. Конкурсная комиссия в итоге выбирала из ста наиболее популярных названий. 882 голосовавших предложили назвать АЭС «Балқаш» Атом Электр Станциясы». Соответственно на русском языке название звучит «Атомная электростанция «Балхаш», а на английском – Balkhash Nuclear Power Plant.
Событие стало поводом для того, чтобы вновь связаться с Алиной и задать ей вопросы, которые интересуют и многих казахстанцев.

– Алина, я рада, что в числе лиц, давших старт строительству АЭС в Казахстане, была ты – дипломированный специалист-атомщик. Что для тебя, казахстанки, значит этот шаг республики к атомной энергетике?
– Для меня строительство АЭС в Казахстане – это возвращение страны в отрасль. Это возможность государству перейти на зеленую энергетику, обеспечить новыми рабочими местами население, дать новый импульс региону и поднять инфраструктуру, а также развить новые технологии в области ядерной и смежных отраслей. Зная все перечисленные преимущества строительства АЭС в моей родной стране, хочу сказать, что горда одобрением и поддержкой проекта АЭС со стороны народа.
– Решение об АЭС принималось на всенародном референдуме. Все, кто хотели, голосовали, как считали нужным. Но остаются скептики и опасающиеся. Фобии не уходят быстро, а ты в этой теме, работаешь в этой сфере... Можешь ли ты доступно рассказать нашим читателям, чем будет характерна наша АЭС, особенно в вопросах безопасности?
– По моим данным, будущая АЭС в Казахстане будет исполнена по образу Нововоронежского проекта (где я проходила производственную практику). Это будут технологии ВВЭР-1200, в безопасности которых можно быть уверенным на все 100 процентов. На занятиях в университете мы сдавали предмет «Пассивные системы безопасности АЭС». В ходе обучения мы досконально изучали, в том числе, и все уровни безопасности этого проекта.
Всех подробностей раскрыть я не смогу, так как это все-таки «хлеб» представителей АЭС. Но скажу точно, что на проектах ВВЭР сейчас предусмотрено огромное количество систем защиты, которые будут срабатывать в любых ситуациях, независимо друг от друга, даже при полном обесточивании или аварии. (Безопасность при проектных и запроектных авариях обеспечиваетсябез действий оператора после начала аварии в течение 30 мин; запас воды на площадке должен обеспечить подачу воды в парогенераторы в течение более 72 часов; период автономности АЭС без внешних источников электропитания – не менее 72 часов. Таковы параметры действующих станций, в частности БелАЭС – ред.)
– Полтора года назад мы впервые рассказали о тебе в нашей газете. Какие события произошли за это время в твоем обучении, карьере, жизни?
– Я продолжала активную работу в области популяризации знаний о мирном применении атомных технологий среди российской и зарубежной молодежи в рамках отраслевых проектов Росатома. Так, в ноябре 2024 года мы посетили Сербию, где провели ряд просветительских лекций для школьников и студентов Белграда. Этот визит положительно сказался на восприятии населением атомной энергетики.
Также я посещала множество молодежных мероприятий. В частности, Конгресс молодых ученых, который собрал специалистов в области атомной энергетики и смежных отраслей. Здесь царила атмосфера сотрудничества и обмена научными наработками. Я также участвовала в международной конференции в Самарканде. А в качестве приглашенного спикера участвовала в дискуссии на тему ядерного образования в Конгрессе женщин атомной промышленности в Астане.
Благодаря своему опыту я очень хорошо вписалась в проект «Обнинск. Тех», в котором являюсь куратором. Также я познакомилась с представителями НИЯУ МИФИ в Алматы, и мы уже готовимся к сотрудничеству при проведении мероприятий для молодежи Казахстана.
Но, как и любому молодому специалисту, помимо участия в мероприятиях и конференциях, мне нужно продолжать заниматься наукой. Я веду свою исследовательскую работу в области профилирования ядерного топлива в реакторах типа ВВЭР. Так уж вышло, что перед самой защитой своей магистерской диссертации я сломала ногу, неудачно поиграв в футбол. По этой причине было тяжело проводить расчеты в срок, и в воздухе витало ощущение того, что я могу не успеть завершить свои наработки.
Однако все прошло отлично, диплом успела досчитать, ведь меня в режиме 24/7 поддерживали и подбадривали мои дорогие преподаватели и одногруппники. Работа получилась очень объемной и интересной. А из последних новостей – это то, как меня выбрали спикером ИЦАЭ (Информационные центры по атомной энергетике) и координатором внутри международного трека на Форуме «ФОРСАЖ». Очень рада такой возможности.
Сейчас я работаю в конструкторском бюро в ООО «Микросистема» (г. Обнинск) и продолжаю познавать все тонкости инженерного ремесла. Научилась работать с лазерным оборудованием, ЧПУ-станками, монтажом электроприборов и различных схем.
– Охотнее ли и больше ли казахстанцев, на твой взгляд, стало поступать на эту сложную специальность в вузы, есть ли такие ребята в твоем окружении?
– Я не могу судить в целом, но на мой взгляд – да, их стало определенно больше. Недавно я смогла познакомиться со студентами из филиала МИФИ в Алматы. На мой взгляд, нужно активнее вовлекать школьников в «ядерку», ведь стране нужны новые умы и будущие специалисты. Думаю, что наше поколение – это будущее атомной отрасли Казахстана.
– Росатом как-то проводил опрос о том, в какие сферы придут атомные технологии. Как бы ты ответила на этот вопрос?
– Атом повсюду, начиная с композитных материалов, ядерной медицины, заканчивая космическими технологиями. Думаю, на этом применение атома не остановится, и совсем скоро мы будем его использовать в повседневной жизни.
– Где, на твой взгляд, в Казахстане были бы уместны эти технологии, помимо энергетики?
– Конечно же, в медицинских учреждениях. Очень хотелось бы, чтобы атомные технологии приносили людям счастье и годы здоровья. Как раз-таки в Обнинске уже существует такая практика в Медицинском радиологическом научном центре имени А.Ф. Цыба – это филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. В Казахстане есть и опыт, и наработки, и большой потенциал для развития этой важной для людей сферы.