Расширение транзитного потока, цифра и «удар по серому импорту»: каким был 2025 год для казахстанской логистики. Подведем итоги 2025 года на рынке логистики.
В 2025 году логистическая отрасль Казахстана стала одним из драйверов национальной экономики. Сектор «Транспорт и складирование» за январь-октябрь вырос 20,7% к аналогичному периоду прошлого года. За это время перевезено 955 млн тонн грузов (рост 8,1%), а грузооборот вырос на 11,7% до 472 млрд тонно-километров.
Это следствие государственной стратегии по превращению страны в ведущий транзитный хаб Евразии. В ее основе – инвестиции в инфраструктуру и ускоренная цифровизация, которые меняют экономику Казахстана и всю региональную логистику.
ТМТМ как драйвер инфраструктуры
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры – один из приоритетов, обозначенных в Послании президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева.
В последние годы особое внимание уделяется Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, Средний коридор). Так, в этом году расширили железнодорожный участок Достык-Мойынты протяженностью 836 км, который связывает Казахстан с Китаем. После ввода вторых путей его пропускная способность выросла в пять раз: с 12 до 60 пар грузовых поездов в сутки, а потенциальный объем перевозок через стык с Китаем – до 35 млн тонн в год. Это дает запас мощности под рост транзита и снижает риски «бутылочного горлышка» на ключевом входе в страну.
Транзит растет: за первые десять месяцев 2025 года из Китая через Казахстан по ТМТМ отправлено 292 контейнерных поезда, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Внутренней опорной магистралью для ТМТМ станет проект Трансказахстанского железнодорожного коридора, который запущен в 2025 году. Он предполагает строительство новой линии Мойынты-Кызылжар и модернизацию ключевых участков железнодорожных путей.
Развитие ТМТМ стимулирует и морские перевозки: за январь-октябрь 2025 года их объем вырос на 33,5%. Создано совместное предприятие Middle Corridor Multimodal Ltd с Азербайджаном и Грузией, запущен мультимодальный казахстанский терминал в грузинском порту Поти, проведено дноуглубление акватории порта Курык, развивается порт Актау.
Цифровой каркас новой логистики
В 2025 году шла активная подготовка к запуску Единой транспортно-логистической системы – национальной цифровой платформы «одного окна», через которую перевозчики смогут получать разрешительные документы, проходить таможенный и транспортный контроль в онлайн-формате. Ожидается, что она начнет работать в 2026 году.
Цифровизация логистики уже вышла за рамки отдельных пилотов и охватила ключевые транзитные коридоры. На ТМТМ Казахстан вместе с партнерами выстраивает единый цифровой контур: интегрируются ИТ-системы сухого порта Сиань, казахстанских железных дорог, каспийских портов и операторов в Азербайджане и Европе. Благодаря автоматизации и электронному обмену данными время оформления деклараций на ТМТМ сократилось с восьми часов до 30 минут, а часть операций переведена в полностью безбумажный формат.
Автоматизируются процессы и в автомобильной логистике. С 2025 года часть разрешений («дозволов») с Китаем и Узбекистаном выдается в цифровом виде, что ускоряет оформление рейсов и уменьшает простои на границе. В ближайшие годы Казахстан и Китай договорились уйти от лимитов по бумажным «дозволам» и перейти к модели, когда разрешение выдается автоматически при въезде через электронную очередь.
Удар по «серым» схемам
Осенью грузовладельцы и перевозчики столкнулись с проблемой многокилометровых заторов на границе с РФ – российская сторона ужесточила проверки грузов на предмет «серого» импорта. Ранее грузы оформлялись в Казахстане или Кыргызстане, а в Россию завозились как товары ЕАЭС – с заниженной налоговой базой и неполной уплатой импортного НДС.
Чтобы разблокировать границу, до 25 декабря 2025 года разрешили ввозить товары без полного пакета документов ЕАЭС – грузы стали проверять уже внутри страны. Следующий шаг – запуск с 1 апреля 2026 года системы СПОТ (Системы подтверждения ожидания товара), по которой российский получатель должен будет заранее вносить обеспечительный платеж под будущие таможенные платежи еще до прибытия груза.
Основной импорт в Казахстан традиционно идет из России (около 29,4%) и Китая (29,1%), при этом почти 90% взаимной торговли внутри ЕАЭС приходится на РФ. Логистические компании, работающие на направлении Казахстан-Россия, вынуждены перестраивать процессы под новые требования.
Кроме того, с 5 декабря 2025 года в Казахстане вступили в силу новые правила, кардинально меняющие логистику импортных товаров в страны СНГ. В рамках годового пилотного проекта для реэкспорта 164 групп промышленных товаров, телекоммуникационного и авиационного оборудования, ввезенных из-за пределов Содружества, теперь требуется получать специальное разрешение от профильных министерств. Ключевое ограничение – полный запрет на реэкспорт в СНГ товаров, произведенных в США, Великобритании или странах ЕС.
Автоматизация как ответ на вызовы
Все эти изменения – от расширения маршрутов до ужесточения экспортного контроля – меняют условия ведения бизнеса: работать «по-старому» уже не получится. Государство вкладывается в инфраструктуру, повышение прозрачности процессов и цифровизацию процедур. Но эффективность на последней миле и в ежедневной операционной деятельности определяется тем, насколько сами компании умеют считать, планировать и управлять логистикой.
Для перевозчика и грузовладельца это означает необходимость уходить от «ручного режима»: автоматизировать подбор рейсов и перевозчиков, тарификацию, документооборот, контроль загрузки и возвратов. Без этого сложно выдержать и новые требования регуляторов, и растущие ожидания клиентов по срокам и предсказуемости доставки.
Не менее важен и фактор стоимости. Маржа перевозчиков и логистических операторов все больше зависит от того, насколько точно они планируют плечи, избегают холостых пробегов и простоя на границах. Это невозможно без использования данных: аналитики по ставкам и направлениям, мониторинга движения машин, интеграции с таможенными и государственными системами.
Именно поэтому в 2025 году автоматизация логистики перестала быть «фишкой продвинутых» и стала нормой для тех, кто планирует работать в долгую. Компании, которые сегодня вкладываются в цифровые процессы – от CRM и TMS до интеграции с логистическими платформами, завтра будут воспринимать новые правила игры как конкурентное окно, а не как угрозу. Остальные рискуют просто не успеть адаптироваться к скорости, с которой меняется карта евразийской логистики.