Что ж, уходящий год вновь доказал, что курс тенге – это настоящее независимое искусство, живущее по своим законам, где нефть лишь один из многих советников, но не самый главный. Нацбанк, как опытный укротитель, держит в руках хлыст базовой ставки, готовый в любой момент то ослабить хватку на пару пунктов, чтобы экономика вздохнула, то лупануть им, когда инфляция попробует сделать дерзкое па. Эксперты, загадочно улыбаясь, предрекают управляемую адаптацию, что на языке простых смертных означает: готовьтесь к новым качелям.
Главный план регулятора, как всегда, балансировать между огнем инфляции и льдом экономической заморозки, продолжая священный ритуал интервенций и заявлений о «гибкости».
Инфляция
«Так, в 2026 году ожидается повышение инфляции до 9,5-12,5% на фоне ускорения ценовой динамики в текущем году, повышенных инфляционных ожиданий и постепенного повышения регулируемых тарифов в рамках обновленного графика правительства «инфляция+5%». В 2027 году инфляция, согласно прогнозам, замедлится до 5,5-7,5%», – сообщили представители регулятора в ответе на запрос ДК.
Диапазон прогнозов на 2026 год расширен по сравнению с августовской оценкой ввиду повышенной неопределенности. На нее влияют предстоящее повышение ставки НДС с 12% до 16% и возможная реакция потребителей и бизнеса, а также расширение инвестиций со стороны квазигосударственного сектора, которое будет усиливать внутренний спрос. Дополнительный вклад в рост цен окажет завершение во втором квартале 2026 года моратория на повышение цен на АИ-92, дизельное топливо и регулируемые тарифы ЖКУ. Коррекция цен на эти категории может распространиться на другие компоненты потребительской корзины и усилить инфляционные ожидания населения.
«В дальнейшем инфляция начнет постепенно замедляться. Этому будут способствовать умеренно жесткие денежно-кредитные условия, меры фискальной консолидации, которая подразумевает реализуемые государством антиинфляционные меры, а также стабилизация цен у основных торговых партнеров Казахстана, в частности в Российской Федерации. При этом реформы на рынке ЖКУ и либерализация рынка ГСМ продолжат оказывать влияние на общий уровень цен», – добавили в НБ РК.
В целом, по прогнозам Нацбанка, инфляция будет снижаться, постепенно приближаясь к целевому уровню 5% в среднесрочной перспективе.
«В отношении экономики Казахстана мы видим перспективы усиления вклада в совокупный рост проектов развития транспортной инфраструктуры и цифровизации. При этом ключевые факторы роста по-прежнему сгруппированы вокруг активизации экономической активности в добывающих направлениях промышленности, дальнейшего развития переработки, сельского хозяйства, активности в торговле, реализации программ развития транспортно-логистической инфраструктуры. АКРА ожидает в предстоящем году рост ВВП в реальном выражении около 5,5% с последующей стабилизацией на уровне 5,3% в 2027-2028 годах», – делится директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Жаннур Ашигали.
ДКП
Базовая ставка, по последним оценкам НБ РК, будет находиться на текущем уровне (18%) до конца первого полугодия 2026 года с учетом высоких инфляционных ожиданий, динамики базовой инфляции и отложенного влияния тарифных и налоговых реформ. В случае отсутствия убедительных признаков формирования устойчивого тренда на замедление инфляции допускается возможность дополнительного ужесточения денежно-кредитных условий.
«Мы считаем, что базовая ставка в начале 2026 года будет оставаться на текущем уровне в 18%. На первом заседании почти наверняка ставка будет сохранена, несмотря на постепенное замедление инфляции. Что же касается дальнейшей траектории, то вероятнее всего первое снижение случится в апреле, учитывая жесткую риторику Нацбанка после последних решений. К концу года, если наш прогноз по инфляции будет исполнен, то базовая ставка может снизиться до 16%. Хотя мы допускаем и более жесткую политику с куда меньшим уменьшением ставки, если снижение инфляции будет обусловлено лишь административными мерами (заморозка цен и тарифов)», – считает Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global.
В целом прогноз обусловлен еще и тем, что Нацбанк, уже подняв ставку до 18%, будет придерживаться жесткой политики, пока на 200% не убедится в качественном снижении инфляции. То есть не стоит ждать резкого разворота политики на 180 градусов буквально через несколько месяцев после такого повышения.
«Мы предполагаем, что в следующем году инфляция начнет остывать, что окажет поддержку НБ для смягчения денежно-кредитной политики. Согласно нашим предварительным прогнозам, инфляция к концу 2026 года составит около 11,0-11,5%», – считает Султан Жумагали, директор департамента аналитики и исследований BCC Invest.
Курс тенге
В АКРА считают, что для монетарных условий экономики Казахстана в предстоящем году наиболее вероятным сценарием видится незначительное послабление жесткости политики, вероятно, до двух процентных пунктов, что диктуется потенциалом остывания инфляции при сохранении наблюдаемых тенденций в общей экономической активности.
«Ключевыми факторами в предстоящем году АКРА видит сохранение давления на национальную валюту Казахстана через реальный эффективный курс, вероятную более активную динамику импорта товаров и услуг относительно экспорта. При этом, внешняя торговля останется в зоне положительного чистого экспорта, но его величина имеет потенциал сокращения относительно итогов 2025 года, по нашим оценкам, на треть при базовом сценарии среднегодовой цены на нефть марки Брент около 65 долларов за баррель», – считает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Жаннур Ашигали.
В 2025 году тенге пережил две крупные волны укрепления – в январе-феврале была первая волна, она была связана с налоговым периодом и укреплением рубля из-за перспектив завершения войны России и Украины. Последняя же волна продлилась ровно 2 месяца – с октября по ноябрь и имела 3 основных причины роста: интервенции и конвертация, нерезиденты и carry trade, высокая ставка и инфляция.
«Мы полагаем, что первое снижение ставок будет в конце первого квартала, в связи с этим мы смотрим на ослабление тенге в марте. На наш взгляд, доллар к этому период может отыграть до 530 тенге. На второе полугодие основным риском может оказаться выход нерезидентов, которые покупали ГЦБ в октябре и ноябре. На следующий год мы смотрим более позитивно, чем на текущий, и прогнозируем средний курс 525–535 тенге», – уверен Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global.
По оценкам банка первого уровня, в предстоящем году на динамику и устойчивость курса тенге будет влиять совокупность внешних и внутренних факторов. К ключевым внешним факторам относятся динамика цен на нефть и другие сырьевые товары, состояние глобальных финансовых рынков, геополитическая ситуация, изменение курса доллара США к валютам развивающихся стран, а также динамика валют стран – торговых партнеров РК.
«Среди внутренних факторов важную роль будут играть баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, уровень валютных поступлений от экспортеров, динамика импорта, инфляционные ожидания, проводимая денежно-кредитная политика, в том числе влияющая на привлекательность тенговых активов среди инвесторов нерезидентов, объемы конвертации средств Национального фонда, а также объемы изъятия тенговой эмиссии в рамках операций зеркалирования», – заверили в Национальном банке.
Нас ждет очередной сезон в захватывающем шоу под названием «Казахстанская экономика». Где цирковые акробаты из регулятора балансируют на канате между 18%-ной ставкой и тарифной реформой, а дрессированные «тигры» инфляции рычат, обещая успокоиться лишь к 2027 году. Главный фокус наступающего года – поймать в сачок двух «зайцев»: инфляцию в 12% и рост ВВП в 5,5%, не разбив при этом хрустальную вазу курса тенге. Нам остается лишь занять свои места, поправить ремни безопасности (заначки «на черный день») и следить за искусством, где единственная предсказуемая вещь – это непредсказуемость.