В конце декабря на платформе Открытых нормативно-правовых актов появилась информация о планируемом запрете на экспорт моркови. Фермеры Павлодарской области выразили тревогу относительно такой перспективы и сообщили, что к весне морковь начнет портиться и фермеры понесут огромные убытки. В Союзе картофелеводов заявили, что если запрет введут, то Казахстан окончательно потеряет российский рынок.
Инициатива предполагала запрет на вывоз моркови не только в третьи страны, но также в страны ЕАЭС, включая Россию, куда наши фермеры поставляют морковь, в частности в Сибирь.
«Исторически сложившаяся система торговли привела к тому, что города Сибири – Омск, Тюмень, Барнаул – регулярно приобретали морковь именно из Павлодарской области Казахстана. Однако ограничение экспорта приведет к тому, что российские потребители легко смогут переключиться на внутренний рынок, лишив при этом фермеров из Павлодара и Петропавловска возможности сбыта своей продукции в российском регионе», – считает глава Союза картофелеводов Байжан Уалханов.
Он также отметил, что этот рынок уже начали терять с 2021 года – «все меньше и меньше они берут у нас». Причин тому немало, в том числе, стремление импортозамещения у соседей, собственное развитие техники и семеноводства у них. «Если потеряем этот рынок в этом году, то уже окончательно», считает глава союза.
Вероятно, неоднозначность меры и аргументы специалистов привели к тому, что, как сообщили в пресс-службе правительства, заседание Межведомственной комиссии 12 января, на котором должны были решить вопрос по закрытию экспорта моркови, пока не состоялось. Между тем производители картофеля и моркови из Павлодарской области обеспокоены не исключенным запретом на экспорт.
Накануне в НПП «Атамекен» состоялось совещание, посвященное обсуждению сложившейся ситуации. Директор региональной палаты Ерканат Абенов инициировал обсуждение, в котором участвовал депутат Парламента РК Нуржан Ашимбетов. Участники встречи намерены детально изучить возможные последствия предлагаемого ограничения и выработать конструктивные меры поддержки аграрного сектора. Нуржан Ашимбетов отметил, что в Казахстане периодически возникают проблемы с реализацией отечественной сельхозпродукции. Во всем мире считается неправильной практикой, если власти ставят запреты за продажу каких-либо товаров.
«Мы боремся за то, чтобы больше экспортировать казахстанскую продукцию. В законе о торговой деятельности написано: уполномоченный орган (в нашем случае – Минторговли) может предлагать введение запретных норм на вывоз продукции, если есть ее дефицит или угроза продовольственной безопасности. Госорганы ссылаются на это, когда вводят пошлины и запреты. Мы в Парламенте вносим предложение, чтобы этой нормой пользовались разумно, по согласованию с профильным аграрным комитетом. Мы за фермеров», – отметил мажилисмен.
Руководитель профильного ведомства области Адиль Исин проинформировал, что в сезоне 2025 года регион собрал 165 тысяч тонн моркови. На начало текущего сезона объем экспорта составил почти 9 тыс. тонн. В 2026 году экспортировано 0,3 тыс. тонн моркови в РФ. Исин выразил беспокойство по поводу состояния запасов свежей продукции. Сейчас хранилища содержат около 64 тыс. тонн готовой к продаже моркови, из которых 30 тыс. тонн находятся в помещениях без холодильного оборудования. Такое положение вещей создает угрозу порчи продукта в период весеннего потепления.
Сельхозтоваропроизводитель Николай Надедов подтвердил, что в регионе выращено достаточное количество моркови. «Россия открыта для закупа нашей продукции, но говорят, что экспорт в эту страну может быть закрыт. Нельзя этого допустить. Сельхозтоваропроизводители могли бы продать ее, и с выручки рассчитываться по своим кредитам и лизингу. Если границу закроют, они могут разориться: основная масса фермеров понесет большие потери, а морковь через месяц окажется на свалке», – сказал Николай Надедов.
Овощеводы Павлодарской области против того, чтобы ввели запрет на вывоз картофеля, моркови и прочей продукции, которую производят здесь. Фермеры сомневаются в объективности данных о нехватке продукции, представленных Минсельхозом. Депутаты Мажилиса обратились к заместителю премьер-министра РК – министру национальной экономики Серику Жумангарину с просьбой не вводить запрет на экспорт овощей.
«Предложение о введении новых ограничений на экспорт сельскохозяйственной продукции, в том числе моркови, вызывает недовольство среди фермеров и предпринимателей. Представители бизнеса не понимают, какую конкретную стратегическую цель преследует правительство, принимая такие меры», – заявил на заседании депутат Мажилиса Темір Қырықбаев.
Как показывает практика, запрет на экспорт не приводит к снижению цен, напротив, рост цен продолжается. Эксперты считают неэффективным стабилизировать цены исключительно за счет ограничения экспорта. Бизнес-сообщество открыто заявляет о своей позиции: если государство четко определит необходимый объем продукции для внутреннего рынка, фермеры готовы его обеспечить.
По данным профильного союза, склады заполнены, дефицита моркови и картофеля нет. К примеру, только в Павлодарской области у фермеров имеется более 120 тысяч тонн запасов моркови. В текущих условиях даже реализация по цене 80 тенге за килограмм вызывает трудности из-за низкого спроса. При этом морковь – продукт не длительного хранения. Следовательно, временное ограничение экспорта еще больше сужает возможности сбыта уже имеющихся объемов.
Ранее аналогичные ограничения уже вводились на экспорт картофеля, мяса и лука, однако должных выводов по их итогам сделано не было. Краткосрочные административные подходы по-прежнему преобладают. Такая политика в долгосрочной перспективе снижает мотивацию фермеров к развитию производства и повышает риск зависимости страны от импортной продукции.
Депутаты подготовили пакет вопросов к правительству. В том числе о том, планируется ли разработка четкой и понятной модели, позволяющей гарантированно обеспечивать внутренний рынок необходимым объемом продукции и одновременно предоставлять возможность экспорта избыточных объемов. «Государству необходимы не разовые ограничения, а устойчивые и предсказуемые правила», – резонно считают депутаты. Аргументы и дискуссии были услышаны в правительстве. Как сообщил на минувшей неделе вице-премьер Серик Жумангарин, правительство в итоге приняло решение не вводить запрет на экспорт моркови.
«По итогам 2025 года валовой сбор овощей составил 3,8 млн тонн, в том числе 411,9 тыс. тонн моркови. Указанных объемов достаточно для полного обеспечения внутреннего рынка, а также для поставок определенной части продукции на экспорт. В целях стабилизации цен в межсезонный период во всех регионах страны полностью завершена работа по контрактации овощной продукции. Стабилизационные фонды и торговые организации сформировали запасы моркови в объеме 170,3 тыс. тонн. Данного объема достаточно для обеспечения внутреннего рынка до начала сбора раннего урожая 2026 года», – сообщил Серик Жумангарин в своем ответе на депутатский запрос.
«В связи с обеспеченностью внутреннего рынка в настоящее время принято решение не вводить ограничения на экспорт моркови. Производители имеют возможность беспрепятственно реализовывать продукцию на внешние рынки», – также заключил он.
Может быть, и не стоило пересказывать эту затянувшуюся историю в газете. Ведь морковные дебаты в итоге позволили возобладать здравому смыслу и рациональному мышлению на правительственном уровне. Однако «забеспокоились» на складах другие представители «фруктово-овощной» корзины: позволит ли морковная история перенести этот рационализм на остальную продукцию, или «каждый овощ» должен сам отстаивать свои права?