ГЧП: когда договариваются государство и бизнес

69366



О том, почему в Казахстане в последнее время делают ставку на такой новый механизм, как государственно-частное партнерство, в чем его преимущество и какие сферы наиболее приоритетные для внедрения ГЧП, рассказывает заместитель председателя Комитета казначейства Министерства финансов РК Алия БАЙГЕНЖИНА.


Алия Курмановна, ГЧП – это, прежде всего, спасение для государства, когда нужно строить новые объекты, учитывая потребности населения, или для бизнеса, которому государство предлагает свою помощь в реализации новых проектов? 

– Казахстанская экономика как часть мировой каждодневно сталкивается с внешними и внутренними вызовами. А в период обострения мировых финансово-экономических проблем идет активный поиск новых решений, которые бы позволили бизнесу продолжать развитие долгосрочных проектов. Одним из таких современных решений является механизм ГЧП, который в нашей стране, да и во всем мире, с каждым днем приобретает все большую актуальность и популярность. В условиях сокращения доходов государственных бюджетов и растущих социальных потребностей населения механизм ГЧП становится все более востребованным.

– Что же подразумевает под собой механизм ГЧП? И кто в этом тандеме выигрывает больше?   

– Сейчас под ГЧП понимают форму делового сотрудничества между государством и бизнесом на основе взаимовыгодного партнерства. Чаще всего отношения между государственным и частным партнерами закрепляются в виде договора, юридически регулирующего реализацию проекта, осуществляемого, как правило, в социально значимой сфере экономики. 
 

ГЧП позволяет осуществлять проекты, которые не могут быть самостоятельно реализованы частным сектором в силу низкой прибыльности или государством из-за отсутствия эффективных механизмов, которые есть у бизнеса. Проект ГЧП предполагает, что оба участника делают вклад в общее дело. Частный партнер обеспечивает финансирование, эффективное управление, опираясь на накопленный опыт, принятие гибких и оперативных решений, внедрение инноваций. 
 

Государство, в свою очередь, заботится о законодательной составляющей и о предоставлении бизнесу различных льгот, субсидий, гарантий и компенсации определенной части затрат. ГЧП тем самым позволяет снизить нагрузку на бюджетные средства за счет привлечения инвестиций бизнеса. Кроме того, общественная значимость ГЧП выражается в возможности реализации проектов, способствующих укреплению и повышению благосостояния общества.  
 

Обеспечение взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса приведет к улучшению качества услуг населению, а также снизит участие государственного сектора. ГЧП способствует укреплению связи государства и бизнеса, установлению конструктивного диалога между ними. Таким образом, ГЧП можно рассматривать «как эффективную модель управления экономикой, которая, с одной стороны, позволяет сократить и оптимизировать расходы бюджета, с другой – повысить качество исполнения проекта и предоставляемых впоследствии на его базе общественных услуг».

– То есть это новый механизм, который устроит обе стороны – и государство, и бизнес?

– На самом деле, ГЧП не является новым инструментом современной экономики. Несмотря на то, что этот феномен представляется в последние десятилетия как некое изобретение, настоящая инновация на международном и на национальном уровнях, в действительности, сотрудничество между государственным и частным секторами для создания, обеспечения и управления инфраструктурой, особенно транспортной, имеет давние традиции во многих странах мира. 
 

История проектов государственно-частного партнерства в Бразилии, Испании, Италии, Мексике, США, Франции, ряде других стран насчитывает несколько столетий.  
 

На сегодняшний день в мировой практике имеется большое число примеров проектов ГЧП в ходе осуществления социально-экономических задач. Таких, например, как проекты в сфере железнодорожного транспорта: Tunnel Rail Link (Великобритания), высокоскоростная магистраль HSL Zuid (Нидерланды), линия Oresund (Дания – Швеция). С применением механизма ГЧП были закончены и такие крупные и знаменитые проекты, как Евротоннель под проливом Ла-Манш, Сиднейский портовый тоннель, мост Конфедерации в Канаде, национальные аэропорты в Гамбурге и Варшаве, Центральный парк в Нью-Йорке, отдельные ветви метрополитена в Лондоне и другие.

– Насколько эффективно в Казахстане развивается ГЧП? Какие законодательные меры приняты в целях внедрения ГЧП? 

– Современное систематизированное развитие ГЧП в Республике Казахстан можно назвать «волнообразным». Первым этапом развития ГЧП можно считать период с 2005 по 2006 год, когда были заключены одни из первых соглашений о концессии и принят Закон РК «О концессиях».
 

Вторым этапом можно назвать 2015 год, когда в реализацию Стратегии «Казахстан-2050» и Плана нации «100 конкретных шагов» 31 октября 2015 года был принят Закон «О государственно-частном партнерстве», создавший единое правовое поле в сфере регулирования ГЧП. Новый закон открыл возможность реализации ГЧП во всех сферах экономики, расширил контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, сервисных контрактов, лизинговых отношений и других.
 

Третьим этапом можно назвать 2017 год, когда был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства». В реализацию закона в соответствии с протокольным решением заседания правительства от 10 мая 2017 года №18 Министерству финансов было поручено обеспечить регистрацию государственных обязательств по проектам ГЧП в органах казначейства. На основании вышеуказанного решения всем местным исполнительным органам областей и администраторам республиканских бюджетных программ были направлены уведомления о порядке регистрации государственных обязательств по проектам ГЧП в Комитете казначейства.
 

В месячный срок со дня получения поручения Правительства Республики Казахстан с 10 июня 2017 года Комитет казначейства приступил к проведению регистрации договоров ГЧП, в том числе концессий. С того момента Комитет казначейства ведет постоянную работу по совершенствованию процедуры регистрации договоров ГЧП. Были внесены все необходимые требующиеся поправки в бюджетное законодательство РК. Первоначально договоры поступали и регистрировались на бумажном носителе путем внесения данных в Журнал регистрации договоров ГЧП/концессий, присвоения регистрационного номера и формирования, подписания и выдачи Свидетельства о регистрации.

– Сейчас, насколько известно, органы казначейства несколько шагнули вперед, договоры ГЧП и концессии регистрируются уже в электронном виде.  

– Да, со второго квартала 2018 года мы активно начали внедрять электронную регистрацию договоров ГЧП и концессий. С 19 декабря 2018 года в качестве пилота автоматизировали процесс регистрации договоров ГЧП и концессий, а уже с 1 марта 2019 года все регионы перешли на регистрацию договоров ГЧП в Интегрированной автоматической информационной системе «е-Минфин», что позволило значительно упростить процесс регистрации.
 

Основная цель данной регистрации – привлечение инвестиций в экономику государства путем объединения ресурсов государства и частного партнера для развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения. Регистрация договоров ГЧП в органах казначейства является для частных партнеров гарантией по исполнению всех юридических и бюджетных обязательств со стороны государства. 

– То есть можно утверждать, что регистрация договоров в Комитете казначейства стала для частных инвесторов своего рода «знаком качества» проектов ГЧП?  

– Именно это решение правительства по вовлечению в процесс реализации проектов ГЧП Комитета казначейства придало значительный импульс ускоренному развитию и популяризации механизма ГЧП среди представителей отечественного и иностранного частного бизнеса.
 

Наглядно иллюстрируют этот факт следующие цифры: в период с 2006 года по май 2017 года (до начала регистрации договоров ГЧП и концессий в органах казначейства) было заключено менее 50 договоров ГЧП и концессий, в то время как уже за второе полугодие в Комитете казначейства было зарегистрировано 133 договора ГЧП и концессий. Всего же, по состоянию на 1 октября 2019 года, зарегистрировано уже более 550 договоров. 
 

Таким образом, только по этим цифрам можно сделать вывод, что за период чуть больше чем 2 года с момента начала регистрации в Комитете казначейства проектов ГЧП и концессий было заключено договоров более чем в 10 раз больше, нежели за предшествующие 11 лет!

– Есть какие-либо сложности в вопросах внедрения ГЧП?

– У нас еще много вопросов, связанных с мониторингом и учетом государственных финансовых обязательств по проектам ГЧП и концессий. Сейчас мы работаем над систематизацией и автоматизацией процесса учета принятых и оплаченных государственных обязательств. Автоматизация данного процесса позволит в режиме реального времени на постоянной основе вести учет обязательств по ГЧП, что в значительной мере усилит контроль над финансовым исполнением договоров ГЧП и упростит процедуру планирования и анализа долговой нагрузки на государственный бюджет.
 

Таким образом, подводя итог, можно с уверенностью констатировать факт того, что механизм ГЧП как инструмент экономического развития уверенно закрепился в экономике Казахстана, что свидетельствует о том, что республика действует в соответствии с глобальными, общемировыми тенденциями развития ГЧП. 
 

Этот инструмент является перспективным направлением для диверсификации экономического развития, повышения уровня доступности и качества товаров, работ и услуг с учетом интересов, а также потребностей населения. Последующее развитие инструмента ГЧП внутри нашей страны даст положительный эффект не только по развитию национальной экономики, но и по более глубокой интеграции страны в мировое экономическое пространство. Это позволит активнее привлекать зарубежные ресурсы к проектам ГЧП в Казахстане и даст больше возможностей казахстанскому бизнесу в будущем принимать полновесное участие в проектах ГЧП за рубежом.


Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА, Нур-Султан

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -