Приближение весны получило зримое воплощение в алматинском Государственном музее искусств им. Кастеева. Здесь открылась выставка членов Международного независимого женского фонда художников «Тан-Шолпан».
Около 40 художниц из Казахстана и других стран представили живопись, графику, скульптуру и произведения декоративно-прикладного искусства. «Название фонда «Тан-Шолпан» было выбрано не случайно. Оно ассоциируется с возрождением, рассветом, утренней звездой и созидательной энергией женщины. Многие участницы экспозиции получили признание на международных и национальных выставках. Их всех объединяет стремление поделиться своим видением мира и переживаниями, поисками своего художественного языка, выразительности формы и композиции. Основная цель фонда заключается в создании условий для поддержки творчества женщин», – пишет куратор выставки Гулнар Жуваниязова.
Президент фонда «Тан-Шолпан», художница Жамиля Такен отметает всяческие подозрения в феминистической направленности нового-старого объединения.
Впервые «Тан-Шолпан» заявил о себе в 1998 году выставкой в алматинской галерее «Тенгри Умай», но его деятельность быстро сошла на нет.
«Идея возобновления деятельности фонда давно была в мыслях, – отметила Жамиля Такен. – Наверное, сейчас настало то время, когда за плечами имеется опыт творческой, организаторской работы. Мы прошли этапы личностного роста, стали мудрее, обрели устойчивость».
Своими впечатлениями о выставке и деятельности фонда поделились ее участницы:
Дилором Мамедова, Ташкент, Узбекистан: «Мне очень приятно участвовать в такой представительной выставке. Я родилась в солнечном городе, поэтому пишу холсты, наполненные солнцем. Очень люблю писать солнце, свет, воздух. В этом заключается жизнь».

Асель Кенжетаева, Алматы, представила холсты «Подарок на смотрины», «Гарем», «Невеста». Она говорит: «Эти работы 2020 года – маленькое начало большой серии, которая называется «Асар». Очень рада, что Жамиля организовала такой фонд. Она очень энергичный человек, человек с большой буквы. Выставка говорит о том, что у нас есть будущее, чтобы действовать, знать, быть, общаться, наслаждаться, созерцать».

Лилия Позднякова, Алматы: «Я здесь единственный скульптор. Попала на выставку, потому что в готовящейся экспозиции не были представлены скульпторы. У меня нет каких-то гендерных тараканов. Просто меня позвали быть участником интересного мероприятия, где есть возможность показать свое творчество. Кроме того, я выставила графику и гризайльную живопись. Специально для выставки сделан «Гитарист» из пакетов, скотча и пластиковых бутылок. Я очень люблю музыку. «Пианист» и «Дирижер» у меня были, и теперь пора делать скульптурную композицию в виде музыкального ансамбля. Мои герои пребывают в ожидании, в задумчивости: «Куда катимся, какой ужасный мир!» Или: «А может быть, еще удержимся?»
Вадим КРАВЦОВ, фото автора