После катастрофичного падения цен на нефть ни Национальный банк, ни правительство не сделали заявлений, не опубликовали план действий, не объяснили казахстанцам, что происходит и чем это грозит. Такое поведение говорит о том, что монетарная и исполнительная власти Казахстана либо растеряны, либо сбываются их самые мрачные прогнозы. Несмотря на скудность информации, разбираемся в событиях недели.
Вопреки общим ожиданиям тенге не рухнул после продажи майских фьючерсов нефти марки WTI по отрицательным ценам. Курс доллара вырос почти на три тенге, свидетельствуют данные KASE. Ранее сообщалось, что для обеспечения финансовой стабильности и нормального функционирования валютного рынка регулятор проводил интервенции. В марте их объем превысил 1,4 млрд долларов. Не исключено, что и в этот раз НБ прибег к обычной тактике.
Регламенты для «обналички»
Правление НБ РК установило для бизнеса предельные месячные суммы, допустимые для обналичивания. Новые правила вступят в силу 1 июня этого года. Требования регулятора регламентируют работу с «наличкой» сектора МСБ и крупного бизнеса, но не распространяются на физических лиц, ИП и ряд других субъектов экономики. Нововведение также не распространяется на банки второго уровня, АО «Казпочта» и небанковские обменные пункты. С 1 июня компании в секторе малого бизнеса смогут снять со счетов не более 20 млн тенге, для среднего бизнеса сумма ограничения составит 120 млн, для крупного – 150 млн тенге.
«Денежные средства на банковских счетах компаний – это их собственные активы. Предприниматели не ограничены в проведении необходимых операций безналичным способом. Нововведение направлено на снижение размеров теневой экономики, повышение прозрачности операций, проводимых субъектами бизнеса, а также борьбу с отмыванием денег, полученных незаконным путем, и снижение уровня коррупции», – объяснила зампред Нацбанка Дина Галиева.
По статистике регулятора, в 2019 году одно юридическое лицо обналичивало около 9 млн тенге в год, или 747 тысяч тенге в месяц. «Вводимые нами лимиты гораздо выше наличных расходов компаний. Поэтому мы не ожидаем каких-либо трудностей для бизнеса», – подчеркнула собеседница.
Превышение установленных Нацбанком лимитов допускается при предоставлении бизнесменами обоснования в банки второго уровня. «Банк согласовывает проведение операции с Комитетом госдоходов Министерства финансов. До 1 июня будут отработаны все механизмы по передаче информации от предпринимателей. Если в течение 3-х рабочих дней компания не получит ответ от КГД МФ, то транзакция по снятию наличности по данному запросу считается автоматически одобренной», – заключила Дина Галиева.
Еще в марте регулятор просил население отказаться от «кэша» в пользу цифровой оплаты товаров и услуг. Но когда казахстанцы прислушивались к просьбам властей?! Информированные источники сообщили ДК, что эта инициатива Нацбанка не инициатива вовсе. 13 апреля на заседании правительства было принято коллегиальное решение о распространении онлайн-платежей. Собеседник, пожелавший остаться неизвестным, сухо сообщил: «Регулятор был против, так как повсеместный отказ от наличных приведет к ущемлению прав части населения. Кроме того, существенно повысятся риски мошеннических операций. Для защиты людей и разработали постановление, которое не ограничит предпринимателей».
Гром среди ясного неба
После онлайн-брифинга, когда заместитель председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков заверил казахстанцев, что надзорный орган тщательно следит за ситуацией в банках, Moody’s понизило рейтинг по депозитам Tengri Bank до мусорного «Caa3», поместив рейтинг на пересмотр, то есть оставило банк без прогноза.
«Понижение и пересмотр рейтингов Tengri Bank в основном обусловлены ослабленной позицией ликвидности банка, что привело к введению ограничения по платежам клиентов», – говорится в сообщении. Как напоминает агентство, 14 апреля Tengri Bank ввел временные ограничения в виде совокупного суточного лимита на расходные операции с использованием платежных карточек, выпущенных банком, в размере 50 тыс. тенге в сутки. «Moody’s воспринимает данные ограничения как событие дефолта», – заявили аналитики.
Согласно информации, подушка ликвидности Tengri Bank существенно снизилась за 2019 год и I квартал 2020 года и в настоящее время составляет 4% от общих активов банка по сравнению с примерно 18% на 1 января 2019 года. Также отмечается, что розничные депозиты банка сократились на 20% в течение того же периода.
Не забыли в Moody’s и о корпоративном конфликте в этой организации: «Рейтинги были понижены из-за юридических споров с участием Тимура Куанышева и Ержана Шайкенова по поводу корпоративных действий банка в прошлом году и частых изменений в составе правления банка и составе совета директоров. Крупнейший акционер Punjab National Bank в настоящее время не имеет представителя в совете директоров банка, что создает неопределенность относительно его способности быстро реагировать на вызовы».
Через несколько дней после снижения рейтинга вкладчики структуры обвинили финнадзор и кредитную организацию в сговоре. «Tengri Bank вместе с агентством по финнадзору обманывает казахстанцев. Мы коллектив вкладчиков вынуждены просить помощи и президента страны, прокуратуры и всех общественных деятелей кому небезразлична жизнь простых граждан», - написал на своей странице в Facebook Роман Миразимов
В отчете Moody’ указывается, что Punjab National Bank в марте предоставил казахстанскому банку 1,9 млрд. 15 мая должен состоятся совет директоров банка, на котором будет обсуждаться его состав и способы решения текущих проблем.
В связи с этой ситуацией АРРФР начало внеплановую проверку банка и направило соответствующее требование в адрес его крупного акционера - Punjab National Bank по капитализации Tengri Bank в срок до 30 апреля т.г.
Без доходов
На этой неделе АРРФР порекомендовал топ-менеджерам банков и страховых компаний отказаться от выплаты дивидендов и обратного выкупа акций, а перевести всю прибыль за 2019 года в капитал структур. Надо сказать, что агентство идет по проторенной дорожке. Так, крупнейшие банки Великобритании объявили об отмене выплаты дивидендов за прошлый год на фоне пандемии COVID-19 после соответствующей рекомендации Банка Англии. О таком решении, в частности, сообщили Lloyds, RSB, Barclays, Santander и Standard Chartered и HSBC. ЕЦБ ранее рекомендовал банкам еврозоны как минимум до 1 октября отказаться от выплаты дивидендов за 2019 и 2020 годы, а также воздержаться от выкупа собственных акций.
Не для всех банков новость об отказе от дивидендов стала негативной. Некоторые кредитные организации, участвующие в программе НБ по повышению финансовой устойчивости, несколько лет всю чистую прибыль реинвестируют в собственный капитал.
Но надо отметить, что решение об ограничении доходов акционеров принимает совет директоров, в который и входят крупные акционеры страховых компаний и банков. В Казахстане традиционно «годовые заседания» СД проходят в мае.
Елизавета СТАВРОГИНА
Фото: kyrnet.ru