Почему государство стремится развивать продуктивную занятость? Какие профессии сегодня находятся в топе самых востребованных? Какой важный социальный эффект дало микрокредитование? И как исключить из списка получателей адресной социальной помощи владельцев трехэтажных коттеджей?
На эти и другие вопросы ДК отвечает первый вице-министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Ержан ЖИЛКИБАЕВ.
– Ержан Жуматулы, для начала хотелось бы остановиться на определении продуктивной занятости. Что это такое, и почему так важна именно продуктивная занятость?
– Под продуктивной занятостью подразумевается занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект. А ее ключевыми факторами являются формальная занятость (регистрация деятельности), постоянный доход или заработная плата, регулярное поступление обязательных пенсионных взносов, а также обязательное медицинское и социальное страхование. Потому продуктивная занятость так важна.
– Если коснуться первого направления Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», то сколько человек прошли краткосрочное профессиональное обучение и переподготовку в рамках программы? В целом, в каких специальностях более всего нуждается современная казахстанская экономика?
– В 2017-2018 годах краткосрочным профессиональным обучением было охвачено 113,5 тысячи человек, в том числе 107,2 тысячи человек завершили обучение, из которых, в свою очередь, было трудоустроено 69 тысяч человек, или 64,2%.
Обучение проводилось по востребованным на рынке труда профессиям. Кадровую потребность определяют местные исполнительные органы, исходя из особенностей и структуры регионального рынка труда. В 2018 году, согласно данной потребности, обучение проводилось в основном по специальностям в сфере услуг, организации питания, легкой промышленности и по техническим профессиям. В целом – по 160 видам квалификаций.
При этом можно выделить пять топовых профессий, которые были востребованы как со стороны работодателей, так и участников программы. К ним относится, в первую очередь, по степени спроса – повар. Данную профессию осваивали 4 694 человека, завершил обучение 4 481 человек, из них трудоустроено 78%.
- Вторая профессия, включенная в топ, – швея. Здесь за парты сели 3 287 человек. Из окончивших обучение 3 029 человек устроились на работу 75%. Третья – электрогазосварщик. Мастерством овладевали 2 530 человек и почти все с успехом (2 375 человек) – 81% трудоустроенных. На четвертом месте – парикмахер. Им захотели стать 2 414 человек, 2 272 человека завершили учебу, достигли конечной цели 79%. И замыкает топ-5 тракторист-машинист. Из 2 325 человек завершили обучение 2 191, процент трудоустройства здесь самый высокий – 88.
В 2019 году для обеспечения полного трудоустройства выпускников на основе анализа и прогноза потребности рынка труда регионов министерство совместно с НПП «Атамекен» утвердило Перечень востребованных квалификаций и навыков для проведения обучения в разрезе регионов. В него включены более 200 квалификаций и навыков (легкая промышленность, сферы услуг, энергетики, IT-технологий, строительства и т.д.). По данным на 1 июля 2019 года, на обучение направлено 21,7 тысячи человек.
– Как реализуется второе направление госпрограммы – развитие массового предпринимательства – в разрезе регионов? Сколько сегодня казахстанцев получило госгранты на реализацию бизнес-идей, насколько последние конкурентоспособны с точки зрения реальной востребованности на рынке?
– По второму направлению реализуются следующие механизмы поддержки предпринимательства: выдача микрокредитов и выдача государственных грантов на реализацию новых бизнес-идей.
С учетом дополнительно выделенных средств из Национального фонда в текущем году планируется охватить микрокредитованием 19 тысяч человек: в городах – 2,3 тысячи, на селе – 16,7 тысячи. При этом объем финансирования на кредитование в текущем году увеличен на 20 миллиардов тенге и составил 83 миллиарда тенге, из них на кредитование в сельской местности направлено 59,8 миллиарда тенге, в городах – 23,2 миллиарда тенге.
Для получения микрокредитов граждане могут обратиться напрямую либо через Региональную палату предпринимателей или ее филиалы, акимов сельских округов и населенных пунктов в центр занятости населения для получения консультаций по мерам содействия предпринимательской деятельности и прохождения проверки на предмет соответствия требованиям к участникам программы.
Претенденты, планирующие открытие микробизнеса, не имеющие сертификатов о прохождении курсов обучения основам предпринимательства, и заинтересованные претенденты направляются для участия в проекте «Бастау Бизнес». Для получения кредита/микрокредита претенденты по результатам проверок в АИС «Рынок труда» по направлениям центров занятости населения с сертификатами о прохождении курсов обучения (обязательно для открывающих микробизнес) обращаются в микрофинансовые организации (МФО)/кредитные товарищества (КТ)/АО «ФФПСХ» (Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) с заявлением, прилагая все необходимые документы.
Кредитор с момента получения заявления в течение трех рабочих дней проверяет его полноту, а также соответствие условиям кредитного продукта кредитора, и в течение 15 рабочих дней проводит оценку бизнес-проекта и принимает решение о возможности (или невозможности) кредитования/микрокредитования в соответствии с условиями Правил кредитования/микрокредитования.
ФФПСХ/КТ/МФО осуществляют подписание договора о предоставлении кредита/микрокредита с участником и его выдачу с последующим мониторингом целевого использования и своевременного погашения. Участник подтверждает целевое использование кредита/микрокредита в течение 90 календарных дней со дня его получения с приложением подтверждающих документов. Создание нового рабочего места подтверждается заключенным трудовым договором в течение 180 календарных дней со дня получения кредита/микрокредита.
Всего с начала года выдан 4 401 микрокредит: на селе – 3 785, или 22,7% от годового плана (16,7 тысячи), в городах – 616, или 26,4% от годового плана (2,3 тысячи). На данные мероприятия направлено 21 940,6 миллиона тенге (село – 15 268,5 миллиона тенге, город – 6 672,05 миллиона тенге).
Уточню, что средний размер микрокредитов на селе составляет четыре миллиона тенге, а в городах – 10,8 миллиона тенге. На что они были выданы? На поддержку стартап-проектов – это 2 500 микрокредитов (56,8%) на сумму 9 891,4 миллиона тенге. 327 микрозаймов (7,4%) на 2 809,1 миллиона тенге пошли на развитие направления якорной кооперации. На расширение собственного дела казахстанцы получили 1 574 микрокредита (35,7%) на 9 240,1 миллиона тенге.
Озвучу и другую значимую статистику: 31,4% (1 381) от общего количества выданных за отчетный период займов приходятся на женщин, 16,3% (716) – на молодежь в возрасте до 29 лет. Отмечу, кроме того, что мы получили важный социальный эффект – всего получатели микрокредитов создали на селе 3 815 рабочих мест.
В рамках госпрограммы для реализации новых бизнес-идей осуществляется и предоставление государственных грантов. Претендентами на их получение являются участники «Еңбек», в том числе молодежь, члены малообеспеченных и многодетных семей, трудоспособные инвалиды, прошедшие курс обучения основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес», или завершившие обучение в рамках первого направления программы и ранее не получавшие гранты в рамках государственных программ, а также переселенцы, оралманы.
Госгранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. На реализацию новых бизнес-идей – в размере до 100 месячных расчетных показателей. А молодежи, малообеспеченным и многодетным семьям, трудоспособным инвалидам они выдаются в размере до 200 МРП. Так, государственные гранты для реализации бизнес-идей получили 2 563 человека (до 100 МРП), или 54% от годового плана. Дополнительно будет предоставлено 33,3 тысячи грантов в размере до 200 МРП (505 тысяч тенге) для многодетных, малообеспеченных и молодежи.
Вместе с тем в рамках программы совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» реализуется проект «Бастау Бизнес», направленный на обучение предпринимательским навыкам. Его участниками являются отдельные категории занятых лиц, определяемые Правительством РК, молодежь категории NEET, члены молодых семей, малообеспеченных многодетных семей, малообеспеченные трудоспособные инвалиды, имеющие предпринимательский потенциал. При этом проходящие обучение основам предпринимательства обеспечиваются стипендией.
– Как граждане могут узнать о мерах государственной социальной поддержки в рамках программы «Еңбек», ведь должное информационное сопровождение – это ключевой фактор для эффективной реализации госпрограммы?
– Безусловно, информационное сопровождение является одним из основных моментов реализации программы. Оно обеспечивается как на республиканском, так и на местном уровне. На республиканских и местных телеканалах организовываются бегущие строки, в газетах и журналах публикуются статьи, проводятся семинары, раздаются брошюры и флаера, также запускаются видеоролики «Портрет получателя гранта», которые расскажут, куда следует обратиться, как оформить документы. Трансляция будет осуществляться через соцсети.
Информацию можно получить, кроме того, на сайте Министерства труда и социальной защиты населения РК www.enbek.gov.kz, а отдельно по Госпрограмме «Еңбек» – на prz.enbek.gov.kz. Информационная поддержка о механизмах и условиях участия в программе предоставляется в call-center по телефону 1411.
Начата проактивная работа по вовлечению и информированию населения о механизмах программы через организацию мобильных центров занятости. Мы переформатировали работу центров занятости, которые переходят от «заявительного» принципа к «проактивному» формату деятельности. То есть они не будут ждать, пока к ним обратятся граждане, а будут сами осуществлять поиск и оказывать услуги по трудоустройству. Так, совместно с НПП «Атамекен» в пилотном режиме в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте в местах скопления людей (рынки, торговые центры, ж/д и автовокзалы) создаются мобильные центры занятости населения, которые позволят обеспечить оперативную работу с каждым. Для этого выделен 381 миллион тенге.
– Расскажите, пожалуйста, о работе, проводимой в рамках третьего направления госпрограммы, по созданию социальных рабочих мест, а также повышению мобильности трудовых ресурсов. Какие меры господдержки оказываются переселенцам? Эта работа уже началась в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях, насколько нам известно. В целом, высок ли интерес у жителей трудоизбыточных регионов к инициативе по переселению?
– Социальное рабочее место создается работодателем по договоренности с центром занятости населения для трудоустройства безработных, среди которых преимущественным правом пользуются малообеспеченные многодетные матери, матери, воспитывающие детей с инвалидностью, с субсидированием их заработной платы.
Социальные рабочие места создаются на предприятиях и в организациях всех форм собственности до 12 месяцев. При этом не могут использоваться постоянные рабочие места и вакансии на них. Ежемесячный размер государственных субсидий на заработную плату составляет 35% от ее установленного размера, но не более размера минимальной зарплаты, определенной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
На 1 июля текущего года почти 17 тысячам человек предоставлены субсидируемые социальные рабочие места, с 4 655 организациями заключены договоры на их организацию. Также с июня 2019 года для малообеспеченных многодетных матерей; матерей, воспитывающих детей с инвалидностью, предусмотрена организация социальных рабочих мест на дому, что даст возможность совмещать уход за ребенком и трудовую деятельность, имея дополнительный источник дохода.
Теперь касательно повышения мобильности трудовых ресурсов. Добровольным переселенцам оказываются меры государственной поддержки в виде субсидий. Во-первых, на переезд в размере 35 МРП на каждого члена семьи; во-вторых, на возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг в зависимости от местности и количества членов семьи. В сельской местности от 15 до 21 МРП на семью и в городской местности – от 20 до 30 МРП на семью.
Вместе с тем переселенцы могут единовременно получить субсидии в пределах начисленной суммы на семью на год для покупки жилья. Регионами приема переселенцев являются не только Северо-Казахстанская и Павлодарская области, но и Костанайская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области. Из планируемых в этом году 2253 семей (9614 человек) переселено 1056 семей, где 3707 человек (39%).Трудоустроено 1190 человек, или 63% участников трудоспособного возраста (1879 человек).
Также в настоящее время реализуется пилотный проект «Нұрлы Ертіс», предусматривающий переселение многодетных малообеспеченных семей в Павлодарскую область. В рамках него на сегодняшний день в город Экибастуз переехали 103 семьи из г. Нур-Султана. До конца года из столицы в Экибастуз планируется переселить порядка 200 семей.
Ключевым моментом данного проекта являются обеспечение жильем, обязательное устройство на работу трудоспособных членов семьи и обеспечение необходимой инфраструктурой. Кроме того, с целью создания условий для расселения и обеспечения прибывающих граждан жильем Программой переселения предусмотрен механизм по строительству и приобретению жилья для переселенцев в Северо-Казахстанскую область. В текущем году Республиканской бюджетной комиссией на эти цели поддержана сумма в размере 3 миллиардов тенге на строительство 428 домов для переселенцев.
В рамках проводимой работы в основной массе переселенцы будут привлекаться из южных регионов. Для повышения уровня трудоустройства и своевременного оказания мер содействия занятости населения во всех регионах проводились ярмарки вакансий. С начала года из Туркестанской области в Северо-Казахстанскую переселено 94 семьи (282 человека).
– Сколько семей на сегодня в Казахстане получают адресную социальную помощь?
– На сегодня адресную социальную помощь получают порядка 1,5 миллиона казахстанцев, или более 300 тысяч семей. В текущем году на эти цели выделили более 200 миллиардов тенге. Средний размер выплаты составил 105 тысяч тенге.
– Недавно в рамках рабочей поездки в Шымкент министр труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаев озвучил нарушения при назначении и выплате адресной социальной помощи. В частности, переплаты, двойные выплаты, выплаты без регистрации заявления в ИС «е-Халык», назначение АСП без обследования участковой комиссией и даже выплаты АСП людям, которые имеют в собственности трехэтажные коттеджи и автомобили. В ходе расширенного заседания правительства 15 июля глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил организовать контроль над распределением АСП. Как Министерство труда и социальной защиты населения намерено совершенствовать процедуры назначения и выплаты АСП?
– Для своевременного и качественного выполнения поручения Елбасы по модернизации адресной социальной помощи МТСЗН совместно с другими министерствами и акиматами всех уровней ведет ежедневную интенсивную работу. В мае текущего года в результате проведенного мониторинга на базе информационной системы «Е-Халык» были выявлены нарушения в регионах в части переплаты АСП на срок от 3 и более месяцев, назначение АСП без регистрации заявления, осуществления выплаты без обследования участковой комиссии и без принятия решения о назначении и др.
Сегодня решены практически все организационные, процедурные, базовые нормативные вопросы обеспечения адресной социальной помощью тех граждан, для которых, в первую очередь, предусмотрена эта государственная мера поддержки. При этом при оказании АСП реализован механизм контроля, который осуществляется с момента назначения, на соответствие доходов установленным критериям по составу семьи, заключению социальных контрактов и мониторингу социальных контрактов по обязательным пенсионным отчислениям трудоустроенных членов семьи.
Также созданы рабочие группы при Министерстве труда и социальной защиты населения для проведения мониторинга правильности назначения и выплаты АСП. По итогам мониторинга выявлено, что на местах оказание АСП преобладает лишь в форме денежной помощи. Акиматы получают средства и выплачивают АСП, не принимая дополнительных мер по переобучению и трудоустройству.
Выявлены и другие нарушения действующего законодательства. Так, зафиксирован 21 факт мошеннических действий со стороны сотрудников центров занятости, который передан в Агентство РК по противодействию коррупции. Есть факты переплат, и, по данным местных исполнительных органов, на сегодня 126 семей возвратили в государственный бюджет излишне выплаченные суммы в размере 32,4 миллиона тенге. По остальным фактам работа продолжается.
В этой связи местным исполнительным органам рекомендовано усилить работу участковых комиссий и улучшить их кадровый состав участковыми, представителями департамента государственных доходов, управлений образования и здравоохранения для проведения объективной оценки нуждаемости семей и соблюдения принципа адресности.
Вместе с тем на сегодняшний день с учетом предложений местных и центральных исполнительных органов вносятся изменения в действующие приказы, регулирующие назначение и выплаты АСП, которые будут приняты после выработки единой позиции с заинтересованными государственными органами.
Таким образом, принимаются меры по консолидации усилий центральных и местных государственных органов по предотвращению выявленных фактов нарушений законодательства в ходе мониторинга правильности оказания АСП. Вопросы своевременности и обоснованности выплаты АСП, строгого соблюдения всех нормативно установленных процедур находятся и на особом контроле проектных офисов «Адалдық алаңы».
– Спасибо за содержательные ответы!
Багдат ХАСЕНОВА, Нур-Султан
фото: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан