От слов – к главным целям

61303

Спустя две недели после выступления главы государства с Посланием народу Казахстана, в котором были обозначены дальнейшие направления реформ вместе с контурами нового экономического курса, начался переход от слов к делу с определением ключевых фигур отечественного чиновничества и бизнеса, ответственных за реализацию намеченного. 

Как отмечал ранее «ДК», по сути власти отказались от изобретения очередного диковинного реформаторского велосипеда и обратились к отечественному опыту первых лет независимости, когда была разработана Стратегия-2030. Тогда ключевую роль играли Высший экономический совет (ВЭС) при президенте Казахстана и Агентство по стратегическому планированию, название которого позже было дополнено словами «и реформам».  

Не изобретая велосипед 

Сегодня мы наблюдаем реинкарнацию этих структур в новом качестве. Из названия сформированного в минувший понедельник президентским указом Высшего совета по реформам (ВСР) следует, что он займется не только и не столько экономикой – ведь в повестке дня стоят еще социальные и политические реформы. Заместителем председателя совета, то есть президента, назначен иностранец – сэр Сума Чакрабарти, экс-президент  Европейского банка реконструкции и развития, опытнейший финансист международного уровня, работавший в правительственных структурах Великобритании и сотрудничавший с правительствами самых разных развивающихся государств.

В 90-х же годах эту позицию занимали отечественные бюрократы, включая Ержана Утембаева и Даулета Сембаева. А г-н Чакрабарти занял еще и позицию внештатного советника главы государства по вопросам экономического развития.

Вспоминается также, что в составе ВЭС изначально не было тогдашних премьер-министра и руководителя президентской администрации. В ВСР эти фигуры появились – соответственно Аскар Мамин и Ерлан Кошанов (последний еще и вместе с замом по экономике Тимуром Сулейменовым). 

Данью реалиям нынешнего времени выглядит появление в ВСР Асета Исекешева, представителя Совета безопасности, возглавляет который Елбасы – Первый президент РК, и имеющего большой опыт разработки стратегических документов, а также председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимура Кулибаева, совладельца Народного банка Казахстана. Кстати, представитель этого банка был и в составе ВЭС. 

Как и в ВЭС, в составе ВСР присутствуют председатель Нацбанка и руководитель финансового регулятора. Напомним, что управляющий МФЦ «Астана» Кайрат Келимбетов, назначенный на пост председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР), ранее возглавлял Нацбанк. А замруководителя президентской администрации Тимур Сулейменов был не только зампредом Нацбанка, но и членом коллегии, министром по экономике и финансовой политике ЕЭК. Поэтому можно констатировать, что присутствие высокопоставленных опытных финансистов в ВСР выглядит более весомым по сравнению с ВЭС. Зато по представительству ученых-экономистов и руководителей ведущих университетов страны ВСР радикально отличается от ВЭС – на этот раз их просто нет! А ведь в составе ВЭС были представлены институт экономики Академии наук вместе с ее президентом, КазГУ и КИМЭП. 

Ларчик принципиальных различий между ВЭС и ВСР открывается просто. Если ВЭС создавался как консультативно-совещательный орган при президенте страны, то ВСР образован для рассмотрения и утверждения наиболее важных предложений по реформам, инициируемым АСПиР и другими государственными органами. А это в свою очередь означает, что времени на раскачку и долгие обсуждения как у воссозданного АСПиР, так и у всей системы власти, просто нет.  

«Мозговой штурм» на марше

То, что власть решительно берется за реформы, не откладывая их в долгий ящик, стало очевидным уже на следующий день после подписания президентского Указа о создании ВСР. В минувший вторник глава государства принял членов ВСР – премьер-министра Аскара Мамина и главу АСПиР Кайрата Келимбетова, а также председателя вновь созданного Агентства по защите и развитию конкуренции Серика Жумангарина. Кстати, последний пришел на этот пост с должности члена коллегии Евразийской экономической комиссии от РК, министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК. 

Напомним читателям «ДК» и о том, что минувшим летом правительство объявило о работе над новой редакцией стратегического плана развития Казахстана до 2025 года.

Так что не исключено, что уже к концу текущего года станут известны первые наработки по ближайшим реальным перспективам развития нашей страны. А пока стоит вспомнить о том, что еще в 2012 году было заявлено о досрочном выполнении основных задач, поставленных в Стратегии-2030, которую создавали для периода становления казахстанской государственности. Ведь в 90-х мечталось о том, что наша страна наряду с соседями по региону станет центрально-азиатским «барсом», служа примером для других развивающихся стран. 

Подводя итоги проделанного за минувшие 15 лет с момента принятия Стратегии-2030, в президентском послании народу Казахстана говорилось в декабре 2012 года о сохранении территориальной целостности страны, укреплении внутриполитической стабильности и национального единства, формировании институтов гражданского общества на основе демократической модели развития, достижении устойчивых темпов экономического роста, базирующегося на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, и о других достигнутых целях. 

И тогда же на смену Стратегии-2030 была выдвинута стратегия «Казахстан-2050», внутри которой продолжалась реализация задач, определенных в  предыдущем документе. Теперь главной целью ставилось вхождение к 2050 году в число «Топ-30» наиболее развитых государств мира.

С тех пор минуло почти десятилетие, за которое произошли большие изменения в окружающем нас мире, в том числе и непредсказуемые, как, к примеру, пандемия коронавируса. Нужно ли и впредь формально двигаться по заложенным ранее рельсам стратегического пути или стоит сменить его траекторию, а то и взять на время передышку, дабы не расходовать ресурсы и время на достижение намеченных целей, вопрос, как говорится, риторический. 

А пока надо крепить тот социально-экономический фундамент, на котором зиждется наша нынешняя жизнь. Завершать строительный сезон и уборочную, полнить закрома свежим урожаем зерновых, овощей и фруктов, запасаться углем к отопительному сезону, формировать стабилизационные фонды социально значимого продовольствия и прочие материальные резервы, в общем, готовиться к зиме, которая обычно приходит неожиданно со своими трескучими морозами. Не за горами уже и новогодние праздники, и следующий год – год 30-летия Независимости Казахстана, знаменующий собой начало нового исторического периода в жизни нашей страны…


Тулеген АСКАРОВ, фото с сайта primeminister.kz

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -