Прошедшие 27 лет после введения национальной валюты в 1993 году позволяют сделать выводы о том, что принятый курс и осуществленные мероприятия оказались верными. Национальная валюта все увереннее завоевывает авторитет не только в нашей стране, но и за ее пределами.
За счет проведения Нацбанком необходимой денежно-кредитной политики, а также экономических мер правительства республики снижен уровень инфляции с 2500% в 1992 году до 1158% в 1994 году и до 60% в 1995 году, в 1996 году до 28%, а в 2000 году инфляция составила уже 9,8%, в 2018 году – 5,3%, в 2019 г. – 5,4%.
Причины роста инфляции
Вместе с тем вопрос ценообразования решался и решается с большими трудностями. Общеизвестно, что инфляционное таргетирование (от английского слова «target» – цель) обеспечивает контроль за влиянием факторов монетарного и немонетарного плана. На Нацбанк возложено таргетирование влияния факторов только монетарного плана, т.е. на размер наличной денежной массы в обращении. В условиях рыночных отношений для достижения этих целей Нацбанк использует методы денежно-кредитного регулирования. В том числе: регулирования объемов кредитов рефинансирования, выдаваемых непосредственно Нацбанком, и размера процентных ставок по ним; установления размеров обязательных резервов для банков второго уровня; осуществления операций на открытом рынке ценных бумаг, включая стерилизацию денежной массы с помощью НОТ; интервенций Нацбанка на валютном рынке.
Эти инструменты позволяют Нацбанку обеспечивать разумный уровень инфляции и девальвации валюты. Достаточно привести следующие данные: за время независимости Казахстана при росте средней номинальной зарплаты в 1629 раз, а наличной денежной массы в обращении – в 1211 раз стоимость доллара возросла с 4 до 420 тенге, т.е. увеличилась всего в 105 раз и инфляция в 148 раз.
Однако за пределами возможности Нацбанка имеется масса немонетарных факторов, значительно влияющих на цены и инфляцию, где таргетирование вообще отсутствует, либо ведется недостаточно. Во всяком случае, до сих пор нет четкой программы и законодательного решения этой проблемы. Хотя об этом уже несколько десятилетий говорится в печати. Я лично все эти проблемы подробно излагал в газете «Деловой Казахстан» еще 29 апреля 2011 года в статье под названием «Усилить борьбу с инфляцией». Но на сегодня по этому вопросу почти ничего не сделано, или почти ничего.
Ненормальное положение с ростом заработной платы
Нельзя не остановиться и на такой проблеме, как серьезное расхождение темпов роста девальвации и инфляции тенге с ростом номинальной заработной платы. В таком диком росте заработной платы, безусловно, были заинтересованы руководители предприятий частного сектора. Каждый руководитель предприятия в стране посчитал необходимым поднять заработную плату своим рабочим, поскольку его сосед это уже сделал в условиях либерализации цен. При этом, естественно, знал и скрывал, что на сумму роста заработной платы увеличивается себестоимость выпускаемой продукции и снижается прибыль. И, конечно, уменьшается сумма оплачиваемых налогов на прибыль.
Иными словами государство недополучает на эту сумму налоги на прибыль. Если бы заработная плата росла в пределах роста инфляции, то ее размер на сегодня не превышал бы 19 тысяч тенге, а наличная денежная масса в обращении не была бы более 281 млрд тенге, тогда как на конец 2019 года она составляет 2,3 триллиона тенге.
Особую озабоченность вызывает рост заработной платы в сфере, не связанной с выпуском товаров народного потребления и оказанием услуг населению, который также отразился на дополнительных расходах государства. Об этом свидетельствует такой огромный разрыв темпов роста заработной платы с темпами роста инфляции.
Здесь также нельзя не обратить внимания на необоснованный разрыв в размере средней заработной платы с размером средней минимальной оплаты труда. Корреспондент Андрей Зубов в газете «Деловой Казахстан» за 28 августа 2020 года пишет, что средняя минимальная заработная плата в Казахстане равна 42 500 тенге, а должны быть не менее 120 000 тенге, то есть, увеличена почти в три раза. Таким образом можно повысить уровень жизни бедных слоев населения, простимулировать потребительские расходы и сократить социальное неравенство. И это можно сделать не только за счет государства, но и за счет снижения уровня заработной платы высокооплачиваемому слою населения.
Чтобы не допустить в дальнейшем ненормального положения с ростом номинальной средней зарплаты, нам, видимо, следует вернуться к кейнсианству, т.е. законодательно установить необходимый порядок контроля за ростом заработной платы, в формате таргетирования.
Деноминация тенге неизбежна
Проведенный анализ показал, что положение с нежелательным ростом наличной денежной массой в обращении требует серьезного решения. Как я уже отметил, наличная денежная масса в обращении на 1 января 2020 года составила 2301 миллиард тенге и возросла против 1993 года в 1211 раз. Номинальная средняя зарплата за этот период увеличилась в 1629 раз и составила 208,6 тыс. тенге в месяц.
С момента подготовки и реального введения тенге в 1993 году я был ярым сторонником идей английского доктора Пейна о постоянном выпуске в обращение новых высших номиналов валюты, обусловленных ростом номинальной заработной платы и инфляции. В результате в нашей стране были выпущены в обращение купюры достоинством в 500, 1000, 2000, 5000, 10000, 20000 тенге. Но после изучения результатов деноминации рублей в Беларуси мое мнение в корне изменилось.
На практике оказалось, что теория доктора Пейна приемлема только тогда, когда рост инфляции и номинальной заработной платы носят небольшой и кратковременный характер. В Беларуси из-за длительного и высокого роста инфляции и заработной платы высший номинал валюты достиг 200000 рублей, и коэффициент обмена составил 1:10000, т.е. белорусам пришлось в момент деноминации обменять 10000 старых рублей на один рубль нового образца. Мы на сегодня пока не дошли до этого позора. Если мы решим провести деноминацию, то у нас коэффициент обмена не превысит 1:1000.
Я полагаю, что нам не стоит идти по пути Беларуси. Но уже настало время денежных реформ, которые проводили, как правило, один раз в 25-30 лет – это 1947 год, 1961 год и 1993 год. Я не имею в виду, что деноминацию надо проводить в 2020 году, но подготовкой надо заняться уже сегодня и провести ее к 30-летию введения тенге, т.е. в 2023 году. И если будет принято положительное решение этой проблемы, прошу обратить внимание на следующие вопросы.
При подготовке к введению тенге в 1993 году мы испытывали серьезные трудности определения необходимого объема наличной денежной массы в обращении. Такие данные в Казахстане отсутствовали, так как он входил в состав СССР. Наличность поступала из Москвы, и в результате платежного оборота уходила из Казахстана во все союзные республики. Одновременно наличные деньги поступали из других республик. Таким образом, точно определить, каково наличие в обороте республики валюты и особенно ее структуры, не представлялось возможным. Мы испытывали серьезные трудности, но мы все-таки их преодолели.
В наших нынешних условиях эта проблема решается проще. Все данные о выпуске в обращение тенге в структурном плане должны быть на учете, а также имеются данные изъятия из обращения изношенных банкнот. Решение о деноминации тенге необходимо в целях совершенствования денежного обращения, упрощения учета и расчетов, поддержания оптимального купюрного строения денежной массы, значительного сокращения государственных расходов на обслуживание наличного денежного обращения. Цены на товары и услуги будут пересчитаны с учетом выбранного масштаба деноминации. При этом следует установить жесткий контроль с уголовной ответственностью за несоблюдение правил установления указанных цен.
По аналогичному признаку будут пересчитаны зарплаты, пенсии, стипендии, остатки денежных средств на банковских счетах, балансы предприятий и учреждений и т.д.
Процесс деноминации несет технический характер и не повлияет на покупательную способность тенге, курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам, а также фактически сложившийся уровень инфляции.
Вопрос о том, что настало время необходимости деноминации тенге, Советом ветеранов Нацбанка был поднят еще в мае 2018 года. Нацбанк в своем ответе сообщил Совету ветеранов следующее: «В настоящее время Национальный банк продолжает работу по изучению зарубежного опыта, а также соответствующей научной литературы по всем аспектам (экономическим, политическим, социальным и т.д.), которые связаны с процессом деноминации. В свете проводимой работы Ваши предложения и материалы являются для Национального банка ценными и своевременными».
Однако катастрофа с пандемией коронавируса практически задержала этот процесс. Но сейчас в связи с тем, что страна начала постепенно входить в рабочий ритм, о чем сказал в своем послании глава нашего государства, представляется целесообразным правительству, Национальному банку, а также другим ведомствам заняться этим вопросом, поскольку деноминация рано или поздно неизбежна.
Валентин НАЗАРОВ, к.э.н., заслуженный экономист РК, заместитель председателя НБ РК (1986 -1991 гг.), участник рабочей группы по введению национальной валюты РК (1993 г.), советник по банковским вопросам на Кубе (1977-1980гг.) и во Вьетнаме (1984 г.)
Фото: Sambulov Yevgeniy / shutterstock