Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) преодолели кризис и переманивают депозиторов банков гибкими возможностями.
Вложившие 100 тысяч тенге в январе 2005 года при курсе доллара в 130 тенге, получат сейчас 1,2 млн теге или 2 900 долларов по текущему курсу в 430.
Результат подтверждает мысль о том, что настоящие инвесторы зарабатывают на длинных инвестициях, не отвлекаясь на сиюминутные выгоды.
Преумножить капитал в 3,7 раза в валюте или в 12 раз в тенге смогли исключительно терпеливые или забывчивые инвесторы. Начав развиваться в 2005-2006 году, паевые фонды набрали хорошую скорость.
В несколько десятков фондов понесли деньги простые люди и обеспеченные граждане. Еще бы, отдельные ПИФы, нарушая закон, обещали пайщикам золотые горы. Активы фондов успешно росли, но тут случился финансовый кризис. В 2008 году, построив пирамиду из ценных бумаг, закончи деятельность дефолтом глобальный американский банк «Лемон Бразерс». Его крах ударной волной пронесся по финансовому рынку. Стоимость активов резко упала в цене, инвесторы понесли потери.
Казахстанские пайщики бросились забирать деньги из ПИФов и последние стали закрываться. Но не все. Остался с десяток фондов, все эти годы, не хватавшие звезд с неба, просто потому что какие-то клиенты не захотели уйти. Мало кто верил, что самых терпеливых управляющих по истечению стольких лет все-таки ждал бинго.
Когда несколько лет назад Нацбанк начал бороться с долларизацией экономики, он первым делом стал снижать рекомендуемые банкам максимальные ставки вознаграждения по валютным депозитам. На сегодняшний день вкладчики банков могут рассчитывать по валютным депозитам всего на 1% годовых, лишь некоторые банки дают по депозитам 1,7-1,8%. За это же время тенге существенно просел. В январе 2015 года за доллар давали 183 тенге, а к концу 2015 года – уже 221 тенге. Прошла та самая печально знаменитая одномоментная девальвация, о которой глава Нацбанка, по его словам, узнал из СМИ. С тех пор доллар все прибавлял в цене.
2020 года вновь стал неспокойным для населения страны. Падение нефти и пандемия сократили доходы бюджета, и доллар впервые в истории превысил порог в 400 тенге. Именно в этом году клиенты банка очень сильно задумались о поиске альтернативных валютных заработков.
На волне их интереса, управляющие компании стали открывать ПИФы с привязкой к валюте. В этом случае стоимость пая и его доходность оцениваются в долларах. Валютные фонды быстро набрали популярность и пайщиков. Если, к примеру, в начале 2016 года, деятельность вели 7 ПИФов с привязкой к тенге, и их активы равнялись 1,4 млрд тенге, то с открытием в марте первого валютного фонда активы и фонды начали множиться. На начало октября 2020 года услуги по сбережению средств предлагают 16 ПИФов, часть из которых – валютные. Активы фондов выросли до 61,3 млрд тенге.
Но даже если фонд не валютный, его инвестиционный портфель все равно привязан к покупке валютных инструментов. Такая стратегия позволяет зарабатывать доходности на уровне валютных ПИФов, однако вести учет инвестиций и начислять доход в тенге. Такие фонды интересны инвесторам, которые хотят получать повышенную доходность по отношению к тенговым депозита
В отличие от частных инвестиций ПИФы представляют коллективную форму инвестиций. Собранные в пул деньги вкладываются в финансовые активы. Чем больше денег у фонда, тем больше активов он может купить и заработать больше доходности. Гражданину с небольшим доходом сложно угнаться по возможностям с паевым фондом, поэтому ПИФы так популярны во всем мире.
Конечно, у ПИФов тоже не все идеально и гладко. На результат инвестиций влияют финансовые кризисы, неспокойная мировая обстановка, корпоративные проблемы отдельных компаний-эмитентов, чьи ценные бумаги купили ПИФы, и просто ошибочная стратегия управляющего фондом. Поэтому решившись на покупку пая, следует внимательно изучить историю работы фонда и его управляющего.
Отрадно, что в последнее время наконец-то включилась настоящая конкуренция за деньги клиента. Управляющие фондами снижают комиссии. Сейчас разные управляющие берут от 0,1% до 0,6% от стоимости активов за управление фондом. И от 0,1% до 7% за инвестиционный успех.
Паевые фонды интересны консервативным инвесторам. Активы многих ПИФов в большей пропорции инвестированы в облигации казахстанских и иностранных компаний с инвестиционным рейтингом. В сложной ситуации на финансовом рынке пропорции инвестиций меняются в зависимости от инвестиционной декларации фондов. Например, управляющие могут больше купить ГЦБ или положить деньги на депозиты. В момент роста финансового рынка управляющие увеличивают риск-аппетит и могут покупать более доходные инструменты.
С прошлого года ПИФы стали платить пайщикам дивиденды. Если ранее пайщик мог получить доход (в случае его наличия) при выходе из фонда, продав пай, то с недавних пор управляющие выплачивают доход частями в течение года или же единовременно в конце финансового года. Это дает гибкость в работе с клиентами, которым не надо забирать деньги из фонда, чтобы зафиксировать прибыль.
Получив дивиденды, инвестор опять начинает «с чистого листа», не переживая, что накопленная прибыль «сгорит» с наступлением очередного снижения на финансовом рынке. И если раньше инвестору приходилось годами накапливать доходность, сейчас ее можно получать частями, становясь финансовыми рантье. С учетом, что многие банки не сильно приветствуют частичное изъятие по депозитам, снижая такие опции через понижение ставки вознаграждения, дивиденды ПИФов становятся довольно привлекательными.
Конкурентное предложение паевых фондов, не должно, тем не менее, мешать здравой оценке инвестиции в ПИФы. Они продолжают оставаться более рисковым способом инвестиций, чем депозиты с их государственной гарантией. К тому же управляющие компании пока не смогли решить вопрос льготного налогообложения доходности клиента, тогда как налог по депозитам обнулен. Но сам факт появления альтернативы в виде ПИФов, конечно же, радует.
Анна ЧЕРНЕНКО