Вчера в Шанхае открылась третья по счету импортная выставка – China International Import Expo /CIIE, которая была инициирована председателем КНР Си Цзиньпином. Это самая крупная и престижная выставочная площадка в Китае. Казахстан – один из постоянных и активных его участников, в этом году, несмотря на пандемию, представляет свои лучшие бренды в пищевой отрасли.
Казахстанский павильон располагается в выставочной зоне «Продовольственная и сельскохозяйственная продукция». Участвуют 35 отечественных компаний. Из них 27 предприятий проходят программу акселерации по выходу на зарубежные рынки, организованные «Казтрейд» совместно с Министерством торговли и интеграции РК.
«На сегодняшний день Китай импортирует сельскохозяйственную и пищевую продукцию почти на 1 триллион долларов. Конечно же, Казахстан, отечественные производители очень интересуются огромным рынком соседей. Потому что во многом есть схожесть в пищевых, вкусовых предпочтениях. Мы в прошлом году подписали договоры по экспорту на сумму порядка 200 млн долларов. Поэтому понятно, что даже пандемия не сбавила роста интереса казахстанских компаний к Шанхайской выставке», – рассказал председатель Внешнеторговой палаты Аян Еренов.
Однако из-за пандемии COVID-19 в проведении Шанхайской выставки введено много ограничений. В этом году впервые она проходит в онлайн-формате. Казахстанские компании самостоятельно не смогли принять участия в CIIE, только дистанционно. Образцы их продукции демонстрируют на стендах их индивидуальные представители в Китае. Все они, по словам Аяна Еренова, оснащены планшетами, каталогами, необходимой информацией, будут заниматься презентацией, первичной обработкой данных во время встреч и переговоров с контрагентами, закупочными компаниями КНР. Из-за мер безопасности продажа и дегустация продуктов строго запрещена. Более того, они будут опечатаны таможенными органами и после проведения выставки подлежат утилизации.
И, тем не менее, это нисколько не смутило участников. Они уверены в успехе. Несмотря на то, что Казахстан сегодня предлагает экологически чистую продукцию, выход на китайский рынок непрост, признается глава ВТП. Нужно пройти длительные процедуры согласования, получения необходимых сертификатов, фитосанитарных разрешений и т.д. Поэтому многим отечественным компаниям активно оказывают помощь Минсельхоз и Министерство торговли и интеграции РК. А участие в импортной выставке открывает большие возможности.
В этом году в третий раз представит свою продукцию в CIIE компания по производству сухого кобыльего и верблюжьего молока. Она уже пожинает плоды от постоянного участия в престижном мероприятии. Был подписан выгодный контракт, в 2020 году начался экспорт продукции в Китай. На сегодняшний день компания поставила около 40 тонн.
«Мы думаем, что благодаря выставке этого года появятся еще клиенты. Потому что наш продукт уже зарекомендовал себя на китайском рынке. В следующем году мы хотим увеличить экспорт до 200 тонн, соответственно нарастить объемы производства. Сейчас у нас 2 площадки, где идет переработка молока. Это в Карагандинской области и Алматы. В связи с тем, что растет потребление особенно со стороны Китая, мы думаем открыть еще одну площадку», – поделился своими планами заместитель директора ТОО «Евразия Инвест LTD» Каиржан Мейрамбеков.
На Шанхайской выставке компания решила представить свой новый продукт, разработанный учеными Назарбаев Университета. Это БАД, в основе которого сухое кобылье молоко, растительные и метабиотические компоненты. Он обладает большим спектром полезных свойств и особенно актуален сегодня – в период борьбы с коронавирусом.
Среди участников Шанхайской выставки есть и новички. Впервые свою продукцию представили производители мраморного мяса. На стенде демонстрируют свои лучшие экземпляры сочных стейков в вакуумной упаковке: рибай, стриплойн и др. Говядина предназначена для сети супермаркетов, ресторанов и отелей.
«В крови у нас, у номадов, животноводство всегда присутствовало. Поэтому мы хотим показать новый стандарт качества миру и в том числе китайскому потребителю. Мы, являясь соседом Китая и видя большой рынок, хотим просто дать потребителю его попробовать. Мы верим, что он сам сделает свой выбор. Сейчас наш завод ожидает от китайского правительства разрешения на экспорт. Мы подали все документы в конце октября и надеемся в скором времени его получить», – отмечает исполнительный директор «Kusto Agro Kazakhstan» Ернур Айдаркин.
В компании понимают, что рынок Казахстана мал для мяса премиум-класса. Поэтому с нетерпением ожидают решения китайских властей. Попадание в реестр экспортеров производителям даст возможность ежегодно поставлять на рынок КНР до 4 тысяч тонн качественного продукта. При большом спросе здесь готовы увеличить поставки в два раза.
Казахстанским компаниям, которые представляют продукцию хорека и ритейл, интересен рынок южного Китая, где очень развит отельный и ресторанный бизнес и где ценят продукцию высокого качества. Этот интерес взаимный. Даже несмотря на ограничения, введенные из-за пандемии на China International Import Expo, у многих есть надежда, что выставка даст возможность найти серьезных партнеров и подписать взаимовыгодные контракты уже в ближайшем будущем.
Саида ЖАРКИНОВА