Нур-Султан

+4

Алматы

+6

SSE 3572.37

FTSE 100 7234.04

Dow Jones 35307.57

KASE 3 646,15

Brent 84.67

WTI 82.14

Золото 24 600.87

PTC 1 891.56

USD 425.78

RUB 5.98

EUR 494.08

CNY 66.23

Ая КАЛИЕВА. Два года в главной роли

15 января 2021, 08:121268

Сегодня в нашей ДК-гостиной Ая КАЛИЕВА – директор Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая, который недавно получил статус «Национальный» и новую аббревиатуру КазНАТОБ.


О прозе жизни – музе 1С

– Ая Жакеновна, вы два года возглавляете алматинский театр оперы и балета им. Абая. Было ли для вас неожиданностью назначение на должность директора?

– На момент назначения директором главного театра страны я уже имела опыт первого руководителя прославленных учебных заведений, связанных с музыкальным и хореографическим образованием в РК. Это Алматинский музыкальный колледж им. Чайковского и Алматинское хореографическое училище им. Селезнева. Тем не менее возглавлять такой знаковый объект культуры, как КазНАТОБ, для любого руководителя не столько почетно, сколько ответственно. 
 

Сказать, что для меня это было очень сложно, ничего не сказать! Было очень много моментов, и не только творческих, без проработки которых невозможно выстроить целостную систему управления таким серьезным предприятием.
 

Свою работу я начала с разработки концепции развития театра на ближайшие годы, главными задачами которой стало вхождение КазНАТОБ в мировое театральное сообщество, сохранение богатого исторического наследия и общедоступность театра. 
 

Начинать пришлось с «прозы жизни» – приведения в соответствие с мировыми стандартами бухгалтерского учета и финансовой деятельности театра. Как ни странно, в театре не было повсеместно распространенной программы 1С «бухгалтерия и кадры», что не позволяло выстраивать финансовую стратегию развития театра не только на перспективу, но даже на год.
 

Нам удалось оперативно установить все необходимые программы, позволяющие структурным подразделениям театра функционировать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному предприятию и планами перехода страны на полную цифровизацию административно-управленческой деятельности организаций. Была проведена работа по полной инвентаризации театрального имущества, позволившая выявить ценные артефакты, списать скопившиеся с 70-х годов прошлого века и пришедшие в негодность декорации и реквизиты. 
 

Я пришла в КазНАТОБ в год его 85-летия, и понятно, что юбилей должен был быть отмечен яркими проектами, раскрывающими деятельность театра за весь период его существования. Один из них – фестиваль оперы и балета с участием известных артистов и дирижеров ведущих театров Европы, США и Казахстана.    
 

Совершенно новым для классического репертуарного театра стал проект «Открытый театр», сделавший КазНАТОБ родным домом казахстанского искусства и позволивший всем желающим с ним соприкоснуться. Наш культурно-просветительский проект предполагает экскурсии по театральному музею, загадочному и притягательному закулисью, лектории, автограф-сессии, завтраки с артистами и Talk show.
 

Прекрасным дополнением репертуарной политики стали школьные и семейные абонементы. Многочисленные отклики получила программа «Театр детям», где наряду с ранее существующими концертами «По дорогам сказки», «Музыкальная шкатулка» были введены такие проекты как «Каникулы в театре» и «Уроки в театре». Впервые начал свою работу детский клуб «Камертон».
 

При содействии Министерства культуры и спорта РК, в рамках программы «Рухани Жангыру», прошли знаковые гастроли КазНАТОБ во Франции, Великобритании, Индии. Театр успешно показал себя и на столичной сцене «Астана Опера». 
 

Театр стал полноправным членом ряда театральных ассоциаций, мировых и нашей страны: Ассоциации театров Казахстана, Ассоциации музыкальных театров России, «Opera Europe» и театральной лиги «Шелковый путь». Это оказалось очень своевременным, помогло достойно пройти карантинный период. КазНАТОБ смог удержать позиции ведущего театра страны, заняв третье место в рейтинге «ТурСтат» среди театров СНГ по количеству интернет-зрителей и разнообразию онлайн-программ во время карантина. В этот период мы активно взаимодействовали со всем театральным сообществом, делились опытом, знали, чем живут театры из стран дальнего и ближнего зарубежья. Можно уверенно говорить, что в настоящий момент мы вовлечены в глобальное сотрудничество, и рады, что сегодня театр узнаваем во всем мире.


Триста онлайнов и Абай

– Театр пережил карантин достаточно продуктивно… 

–  За время пандемии мы дали около 300 онлайн-эфиров, было примерно 3,5 млн просмотров. Считаем это большой победой. Из множества проектов карантинного периода хочу выделить онлайн-конкурс «Абай әлемі» среди непрофессиональных исполнителей, проведенный в честь 175-летия Абая. Он имел большое культурно-просветительское значение, объединил людей разных возрастов и национальностей. 
 

Победители конкурса получили возможность выступить в концертах с участием наших артистов. Театр подготовил уникальный концерт «Ұлы Абайға тағзым». Для него были созданы аранжировки песен и романсов казахстанских композиторов на стихи Абая, ранее не звучавшие с большой сцены. Редкие ноты найдены нами в нотной библиотеке театра. Надеюсь, что эти произведения войдут в золотой репертуар национального оперного искусства. 
 

Активной была деятельность КазНАТОБ в качестве участника международных онлайн-конкурсов и фестивалей. На фестивале «Казахстанская осень во Франции», организованном Посольством РК во Франции, театру выпала честь представлять казахстанское искусство на открытии и закрытии спектаклями Г. Жубановой «Енлик -Кебек» и балетом «Легенды Великой степи» на музыку казахстанских композиторов. На фестивале «Видеть музыку», проведенном Ассоциацией музыкальных театров России, мы представили оперу П. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке И. Лычагиной, получили хорошие отклики от российских музыкальных критиков. Особые слова поздравления мы адресуем 15 солистам КазНАТОБ, ставшим лауреатами в международных онлайн-конкурсах. 



– Из-за пандемии многие ваши проекты не осуществились. Есть ли шансы увидеть их в наступившем году?

– Некоторые проекты 2020 года, в частности гастроли в Турцию, Россию, Китай в честь 175-летия Абая, скорее всего, уже не осуществятся. Но в планах остались гастроли в Семипалатинск. На родине поэта мы хотим показать постановку оперы А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай» в исторической редакции. Мы надеемся, что состоится и показ оперы «Абай» и на сцене парижской «Опера Бастилии» при поддержке наших партнеров по ЮНЕСКО. 


Театральный Silk Road

– КазНАТОБ успешно сотрудничает с Китаем и ТЮРКСОЙ. Однако зритель не видит каких-то значимых постановок из этих стран… 

– Участие артистов из ТЮРКСОЙ было запланировано в программе празднования 175-летия Абая, это фестиваль «Абай әлемі», конкурс вокалистов «Әнді сүйсең, менше сүй», показ оперы «Абай», а также концерты в Турции с международной командой. Во время пандемии мы приняли участие в выпуске совместных роликов с участием артистов и коллективов Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Турции. 
 

Относительно творческого обмена с КНР, отмечу, что наш театр намерен активно сотрудничать со всеми членами театральной Лиги «Шелковый путь». В последние годы в Китае очень хорошо развивается балет, кроме того, мы хотели бы познакомиться и с оперным искусством наших соседей. В ближайшие годы у театра намечены гастроли в Китай, Корею и Японию, во время которых мы бы хотели наладить творческие взаимоотношения с коллегами. Если пандемия не позволит нам реализовать наши гастрольные планы, то участие в онлайн-проектах, проводимых лигой, станут возможностью сближения наших культур. 


Секреты старых клавиров…

– Какими новыми постановками порадует театр в наступившем году?

– В театре очень много творческих планов, некоторые связаны с юбилеями известных личностей: А. Жубанова, Л. Хамиди, Е. Серкебаева, празднованием других значимых дат. Особое место будет отведено юбилею А. Днишева, чье творчество неразрывно связано с нашим театром. 
 

Мы порадуем зрителей премьерами и восстановлением жемчужин оперного и балетного искусства. К 30-летию Независимости Казахстана ожидается восстановление героико-эпической оперы Е. Рахмадиева «Абылай-хан», к 75-летию со дня первой премьеры будет представлена историческая редакция постановки оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара».
 

К 175-летию Ж. Жабаева планируется представить в концертном варианте незавершенную оперу Л. Хамиди «Жамбыл», клавир которой сохранился в нотной библиотеке театра. Большим подарком для ценителей национального хореографии станет восстановление балета А. Хачатуряна «Спартак» в исторической постановке З. Райбаева. Это «первая ласточка» грандиозной программы театра по восстановлению балетов казахстанских хореографов, утраченных в прежние годы. 
 

В 2022 году, вслед за балетом «Спартак», мы восстановим балет Т. Мынбаева «Фрески» в хореографии З. Райбаева и сценографии Е. Сидоркина. В 80-х годах прошлого века эта легендарная постановка буквально взорвала культурное сообщество, сокрушила представления меломанов о том, каким может быть современный балет, и поставила казахстанское хореографическое искусство в один ряд с ведущими исполнительскими школами мира. 


– Есть ли у вас намеренье приглашать зарубежных режиссеров, хореографов, артистов?

– Сотрудничество театра в этом направлении несомненно будет продолжено. В качестве художника-постановщика балета «Спартак» приглашен Народный художник РФ В. Окунев. Театр продолжит работу с известным российским дирижером, заслуженным деятелем Казахстана Р. Салаватовым. Европейские театры до сих пор закрыты, и это не дает нам возможности расправить крылья и заключать контракты с нашими партнерами. Поэтому мы с осторожностью говорим о наших планах.


…и дерзновенье новаторских проектов

– Современной опере и хореографии трудно пробиться на большую сцену …

– Нужно пробиваться. Мне, как музыковеду, композитору, нравятся новые авторы, современная музыка, новые тенденции в хореографии. Театр охотно работает с молодыми дирижерами, режиссерами, художниками, композиторами, артистами, давая возможность для реализации их новаторских проектов. 
 

В этом году театр рассматривает возможность постановки камерной оперы-балета нашего талантливого молодого композитора Рахат-Би Абдысагина «Незнакомка». Она написана непростым современным языком, в тенденциях европейской композиторской школы. Нам необходимо поддерживать молодое талантливое поколение, представляющее Казахстан, где не только бережно хранят классическое наследие, но и понимают, ценят и создают современные произведения, созвучные новому времени.
 

Композиторы часто присылают нам свои произведения. Но мы не можем сразу взять к поставке новую масштабную современную оперу или балет. Для этого необходимы госзаказ или госзадание с гарантированным финансированием. На небольшую одноактную оперу Рахат-би Абдысагина деньги, может быть, спонсорские, найдутся. А для того чтобы поставить полноценное большое полотно, тем более казахскую оперу, нужны большие средства. 


– Накануне карантина в театре состоялся концерт «Мир образов», посвященный 90-летию Гульфайруз Исмаиловой. Большая редкость, когда с таким размахом чествуют театрального художника. Есть ли в планах театра другие неожиданные проекты? 

– Креативные проекты обязательно будут! С Посольством Австрии мы задумали проект-сюрприз, где композитор, художник и танцовщица в импровизации создадут единый шедевр на глазах у зрителя. Исполнители еще раз ответят на вопрос, что было первично – рисунок, танец или мелодия? Совместно с Музеем искусств им. А. Кастеева в ближайшем будущем будет осуществлена постановка балета Г. Туткибаевой по хореографическому прочтению картин С. Калмыкова. 


«Цифра» для... пуантов

– Вы упомянули о сохранившихся декорациях к балету «Фрески». Как они хранятся в театре? 

– На сегодняшний день в театрах действуют правила хранения декораций, утвержденные Министерством культуры и спорта РК. За почти столетнюю историю в театре поставлено более пятисот спектаклей. Не все декорации и костюмы к ним сохранились, но наиболее раритетные представлены в нашем музее. 
 

После инвентаризации имущества театра были обнаружены интересные экземпляры, которые в ближайшем будущем займут достойное место в музейной коллекции театра. Например, элементы декораций, «задники», как мы их называем, бутафорные элементы, авторами которых были Г. Исмаилова, Е. Сидоркин, В. Семизоров, будем хранить в специальных тубусах, которые сейчас закупаем. Также в 2021 году, совместно с генеральным спонсором, запускаем уникальный проект по оцифровке музейных раритетов, партитур и клавиров всех опер и балетов казахстанских композиторов из нотной библиотеки театра. Большие «задники» декораций намереваемся передавать музею им. Кастеева. Сохранить в театре всё не представляется возможным. Что не представляет ценности и не может долго храниться, положено уничтожать. 

– Коллекционеры не высказывают желания приобрести списанные вещи?

– Театр не имеет права устраивать аукционы и распродавать свое имущество. Мы дорожим своей историей, и все артефакты, представляющие интерес для широкой аудитории, хранятся в театре и выставляются на тематических экспозициях музея театра. Но есть немало вещей, не представляющих ценности, и мы их уничтожаем. В том числе старую мебель, таков закон.


–  Аукционы по распродаже театрального имущества, если их грамотно организовать, могут привлечь интерес к вашему театру, и к театральному искусству в широком смысле...

– Закон это не предусматривает. Конечно, иногда рука не поднимается отправить на уничтожение старые музыкальные инструменты… 


Достоинство, самобытность, уникальность 

– Насколько была важна государственная поддержка театра в карантинный период?

– КазНАТОБ им. Абая – государственное предприятие, на деятельность которого выделяются средства из республиканского бюджета, в том числе на заработную плату, новые постановки и гастроли. Однако на содержание театра, укрепление его материальной базы и другие нужды театр получает средства за счет реализации билетов. 
 

Практически восемь месяцев 2020 года театр не имел возможности представлять зрителю свои спектакли, а значит не получал доходы. В этой ситуации значение государственной поддержки трудно недооценить. Нам полностью был сохранен фонд заработной платы, субсидии на новые постановки и выделена компенсация на частичное погашение расходов на содержание здания. Эти вопросы были решены благодаря профессиональной работе Министерства культуры и спорта РК, которое в карантинный период смогло оперативно среагировать и помочь нашим театрам организовать свою деятельность в онлайн режиме. Мы постарались максимально использовать предоставленные возможности. 
 

В настоящее время, несмотря на возможность показов спектаклей в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, при заполняемости зала до 8%, театр несет огромные финансовые потери. Артисты, выступая практически в пустом зале, не получают того энергетического обмена, который компенсировал бы их эмоциональные, психологические, физические затраты. 100 человек в зале стараются горячо встречать артистов аплодисментами, однако и зрители, и артисты мечтают о полных залах. 
 

Несмотря на повышенную востребованность билетов и практически мгновенную их реализацию, мы не поднимаем цены на билеты, и понятно, что с финансовой точки зрения свои затраты мы совершенно не окупаем. Это напрямую влияет на возможность достойно награждать артистов и сотрудников премиальными выплатами. 
 

До пандемии театр, как мог, поддерживал своих артистов, учитывая, что у них невысокая заработная оплата, особенно у начинающих. Потолок, составляющий не более 150 тысяч тенге, получают артисты высшей категории. А совсем молодые, которые только что пришли из селезнёвского училища, от 40 тысяч тенге. Так быть не должно, с этим я никогда не соглашусь. С получением статуса «Национальный» у театра появилась надежда, что в ближайшее время заработная плата сотрудников повысится в соответствии с установленными условиями оплаты предприятий, имеющих особый статус. 
 

Наш театр репертуарный, достойно представляющий культуру Казахстана от истоков до современности. Оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. Только оберегая и укрепляя ее, мы сможем сохранить себя в цивилизационном хаосе.



Вадим КРАВЦОВ, Алматы, фото автора и предоставлены пресс-службой КазНАТОБ

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+