Посол Жан ГАЛИЕВ: «Партнёрство не измеряется только в денежном эквиваленте»

24116

В этом году Независимому Казахстану исполняется 30 лет, а уже в следующем году будем отмечать 30-летие дипломатических отношений между Казахстаном и Францией. В преддверии этих событий Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан во Франции, Постоянный представитель Казахстана при ЮНЕСКО Жан ГАЛИЕВ дал интервью газете «Деловой Казахстан».

- Жан Сержанович, сегодня в Казахстане насчитывается 170 компаний с участием французского капитала. Но для Франции наша страна долгое время представляла интерес в основном как поставщик энергоресурсов. И только лет десять назад спектр интересов стал заметно расширяться. Чем вы это объясняете?

– Во всем мире известно, что Казахстан обладает богатыми и уникальными природными ресурсами, и это с первых дней независимости нашей республики привлекло внимание мировых компаний по добыче нефти, газа, урана. Сегодня нашей основной целью является диверсификация сотрудничества, привлечение инвесторов из самых разных отраслей. Руководство Казахстана всегда проявляло дальновидность в этом отношении. 
 

Я помню, когда шла подготовка к ЭКСПО-2017, нас спрашивали: «Почему вы выбрали тему энергии будущего, ведь у вас такие огромные энергетические ресурсы?» Мы отвечали, что, во-первых, природные ресурсы исчерпаемы. Во-вторых, мы всерьез задумываемся над решением проблем, связанных с климатическими изменениями. В-третьих, Казахстан, как молодое, современное государство, нацелен на внедрение альтернативных источников.

- Вы знаете, на днях во французской прессе глава группы «Тоталь» Патрик Пуяннэ заявил, что наступила пост-нефтяная эра, то есть один из крупнейших в мире нефтяных концернов официально это признает. Во всем мире сейчас большие усилия направлены на развитие альтернативной энергетики. И Казахстан в этом процессе не стоит в стороне. Приведу лишь один самый свежий пример – компания Total Eren, планирует в ближайшее время построить у нас самую крупную в Центральной Азии солнечную электростанцию. Еще в области солнечной энергетики в Казахстане работают французские компании Urbasolar и ECM Greentech.
 

Надо сказать, что мощным импульсом к расширению и диверсификации казахстанско-французского сотрудничества послужил Договор о стратегическом партнерстве, который в 2008 году подписали главы двух государств – Нурсултан Назарбаев и Николя Саркози. Сегодня Казахстан является единственным стратегическим партнером Франции в Центрально-Азиатском регионе. И Франция – первая среди всех стран – членов Европейского союза, официально закрепивших за нашей страной статус стратегического партнера. Спустя 10 лет, в 2018-м, было подписано Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Евросоюзом, которое вступило в силу 1 марта 2020 г.
 

Да, прошли годы, прежде чем французские компании стали столь активно проявлять интерес к Казахстану не только из-за энергоресурсов, но и благодаря тому, что наша страна занимает стратегическое место в географическом плане – на перекрестке путей между Европой и Азией, между севером и югом. Через Казахстан пролегают новые Шелковые пути. Так что, если французские компании открывают свое производство у нас, они получают доступ не только к казахстанскому потребителю, но могут экспортировать свою продукцию в соседние страны, в том числе и Китай. Казахстан входит в Евразийский Экономический союз, а это 180 млн потребителей. Если добавить к этому рынки других соседних стран, то открываются необъятные перспективы.
 

Сегодня у нас работают французские компании в самых разных отраслях. Совместно с железнодорожным гигантом Alstom в Казахстане производятся локомотивы, причем не только для нашей страны, но и для соседей. Мы активно сотрудничаем с Францией в аэрокосмической отрасли. В Нур-Султане находится сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов, созданный совместно с Airbus. Группа Thales Alenia Space принимала участие в создании и запуске трех казахстанских спутников для телекоммуникаций. 
 

При участии Airbus Helicopters налажено производство вертолетов. В агропищевой отрасли мы сотрудничаем с гигантами молочного производства Danone и Lactalis, а на прошлой неделе с компанией DAE был подписан меморандум о налаживании производства сыра из козьего молока в г.Талгар. Уже несколько лет в Казахстане успешно работает солодовенный завод, построенный группой Soufflet. В секторе производства стройматериалов следует отметить цементную группу Vicat и компанию Saint-Gobain, которая недавно приобрела стоявшее на грани ликвидации предприятие «Жамбыл гипс». В сфере ритейла нам удалось привлечь в Казахстан Leroy Merlin и Decathlon. И на этом перечень компаний не заканчивается.



– Помимо сырьевой продукции поставляются ли другие казахстанские товары на французский рынок?

– Рынок во Франции, как и во всей Европе, перенасыщен, все ниши здесь уже давно заняты. Ни для кого не секрет, что страны Евросоюза стараются поддерживать и защищать собственных производителей. Тем не менее мы проводим мониторинг с целью определения спроса во Франции на импортную продукцию. Например, мы ведем переговоры по поставке натурального меда из Казахстана, ведь в последние годы во Франции существенно сократилась популяция пчел из-за использования гербицида глифосата. Французские импортеры и казахстанские пасечники с нетерпением ждут разрешения Европейской комиссии. 

– По данным МИД Казахстана, французские капиталовложения в экономику нашей страны составляют свыше 16 млрд долларов. А инвестиционные вливания в обратном направлении – из РК во Францию – это примерно 32 млн долларов...

– Было бы неверным проводить такое сравнение. Надо учитывать разницу в возрасте двух экономик, накопленном опыте и индустриально-технологическом развитии. Инвестиции не измеряются только в денежном эквиваленте. Сотрудничая с Казахстаном, Франция также осуществляет трансфер передовых технологий, делится знаниями и опытом. Это и является отличием между «стандартным» сотрудничеством и стратегическим партнерством.

– И все-таки расскажите о казахстанских инвесторах во Франции.

– Есть один яркий пример. В коммуне Сен-Жорж де Монс, недалеко от г. Клермон-Ферран, действует завод UKAD по изготовлению титановых сплавов. Учредителями этого совместного предприятия в равных долях являются Усть-Каменогорский титаново-магниевый комбинат и концерн Aubert&Duval.
 

Произведенная на этом заводе продукция используется в авиастроении. Так что во всех самолетах Airbus есть казахстанский титан. Интересный факт: когда было налажено производство, при выточке титановых болванок оставался лом. Но ведь этот металл очень ценный, и стружка подлежала переплавке, а для этого нужны особые технологии, каковых во Франции на тот момент не было. Лом собирали и отправляли в США, где их перерабатывали, изготавливали новый продукт и продавали обратно во Францию. 
 

Тогда два партнера приобрели нужные технологии и создали на той же территории второй завод, который называется Ecotitanium, где теперь из вторсырья готовят новые слитки. Я посещал этот завод, и мне запомнилась одна фраза, произнесенная там: «Казахстан, вложив инвестиции, поспособствовал индустриальному суверенитету Франции от США...»  
 

Как вы знаете, сейчас активно развивается электрический транспорт. Стратегическим сырьем для производства батарей являются редкоземельные металлы, такие как литий и хром. Не буду забегать вперед, скажу только, что при содействии Посольства Казахстана во Франции, до пандемии, были начаты переговоры на предмет возможного налаживания совместного производства по примеру титанового завода.
 

Для расширения инвестиционного сотрудничества мы работаем в тесном взаимодействии с АО «КазахИнвест», а всю работу координирует МИД РК.  Кроме того, в целях поощрения инвесторов с обеих сторон ФНБ «Самрук-Казына» и государственный инвестбанк BPI France недавно подписали соглашение о создании специальной платформы на сумму 100 млн евро. 

– Господин Посол, в налаживании международного сотрудничества, конечно, есть немалая заслуга наших дипломатов, о чем со стороны мало кто догадывается…

– К сожалению, в представлении людей, малознакомых со спецификой работы посольств, дипломаты – это люди в белоснежных сорочках и костюмах, которые сидят в кабинетах или на конференциях. Хотелось бы развеять этот миф. Помимо переговоров и консультаций по политическим вопросам, защиты национальных интересов, львиная доля нашей работы состоит из поиска новых контактов и проектов.
 

А для этого нам нередко приходится облачаться в рабочие комбинезоны, обувать резиновые сапоги и отправляться на поля и производственные площадки. Для меня лично это самая интересная, живая часть работы. Я абсолютно убежден, что колоссальный потенциал по большей части находится не в Париже, не в небоскребах бизнес-квартала Ля Дефанс, не в офисах крупных компаний, которые уже довольно хорошо знают Казахстан.
 

Широкие возможности есть в других регионах, городах и селах, где находятся малые и средние предприятия, инновационные стартапы, лаборатории, аграрные хозяйства. Ведь животноводы не оставят своих коров, чтобы поехать в Париж на встречу с нами. Поэтому мы едем к ним на фермы, интересуемся инфраструктурой, изучаем опыт и технологии, то есть видим все своими глазами, делаем выводы и, если это представляет интерес для нашей страны, адресно направляем предложения потенциальным партнерам в Казахстане. Зачастую мы находим заинтересованных лиц в частных аграрных хозяйствах и затем знакомим их. До пандемии в секторах животноводства и растениеводства у нас были очень активные контакты,  сейчас без живого общения намного сложнее.



– Когда вы отправляетесь в регионы Франции, у вас уже есть какие-то запросы из Казахстана, кто-то просит найти конкретные контакты?

– Конечно, мы знаем, что происходит в Казахстане в различных областях, в чем у нас есть потребности. У нас уже сложилась определенная схема. Сначала я встречаюсь с руководством интересующего нас региона, чтобы обсудить потенциал сотрудничества. Затем, обычно на площадках торгово-промышленных палат, мы проводим общую презентацию, говорим о развитии и возможностях Казахстана. Люди в регионах, может, что-то слышали о нашей стране, но иногда у них устаревшая информация, т.к. развитие у нас идет довольно большими шагами. После презентации мы отвечаем на вопросы. Затем с теми, кто пожелает, я провожу отдельные встречи.
 

Во время командировок я стараюсь посещать производства, фермы, чтобы найти что-то полезное, к примеру, продвинутые технологии. Так, в регионе Бретань мы встретили компанию Evolution, которая занимается селекцией и искусственным осеменением скота. Это получило отклик в Казахстане, начались переговоры, наши специалисты приезжали на производство, а глава французской компании всерьез задумался об открытии своего филиала в Казахстане. Надеемся, что после снятия санитарных ограничений этот проект будет реанимирован. Как видите, поездки в регионы для нас – это не развлекательный туризм, а конкретика и прагматизм.

–  Пандемия не могла не сказаться на интенсивности вашей работы с регионами.

– Да, это сложный период для всех, но мы стараемся не сидеть сложа руки. Мы организовываем видеоконференции, чтобы продолжать начатые проекты, искать новые и даже заключать сделки. Например, неделю назад я встречался с фермером, который решил вложить инвестиции, технологии в производство козьего сыра в Казахстане из местного сырья, с привлечением местной рабочей силы... 
 

Я очень благодарен нашим французским партнерам, которые, невзирая на пандемию, продолжают развивать свои проекты в нашей стране, не прекращают переговоры и даже подписывают соглашения и контракты. Среди них – Décathlon и Air Liquide, а также компания PCM, производящая промышленные насосы. Кстати, во время моей прошлогодней поездки на завод РСМ около г. Нант, был подписан протокол о намерениях инвестировать в развитие производства в Казахстане 5 млн евро, начиная с этого года. Запуск проекта намечен на лето. И что касается проекта группы Saint-Gobain по производству гипсокартонных панелей в г.Тараз, он будет запущен только после завершения модернизации предприятия «Жамбыл гипс». Но инвестиции в размере 15 млн евро уже осуществлены...

– Франция была в числе первых стран, признавших независимость и суверенитет нашего государства, и за 30 лет, надо сказать, обмен на уровне первых лиц проходил очень активно. Казахстан посетили французские президенты Ф. Миттеран, Н. Саркози и Ф. Олланд.  А с 2017 г. Э. Макрон пока не побывал в Казахстане.

– Договором о стратегическом партнерстве предусмотрены регулярные встречи на высшем уровне, поочередно в двух столицах. В целом с момента установления дипломатических отношений между двумя странами до 2015 г. Н.А. Назарбаев посетил Париж с официальными и рабочими визитами более десяти раз. А французские лидеры наносили визиты в Казахстан трижды – Франсуа Миттеран в 1993 г., Николя Саркози в 2009 г. и Франсуа Олланд в 2014 г. 
 

Помимо этого переговоры проходили во время международных саммитов и форумов. Так, в октябре 2018 г. в Брюсселе на полях саммита Азия-Европа Елбасы и Эмманюэль Макрон подвели итоги первого десятилетия стратегического партнерства наших стран и определили приоритетные направления на новый десятилетний этап. В адрес Э. Макрона направлялись официальные приглашения от первого президента Республики Казахстан – Н.А. Назарбаева и от главы государства К.-Ж.К. Токаева, которые были приняты. Но, увы, череда сложных событий как внутри страны, так и в мире не раз заставляла французского лидера вносить коррективы в свою международную повестку дня. Но желание посетить Казахстан у него остается.
 

Совместно с нашими французскими коллегами мы интенсивно работаем над подготовкой будущих переговоров на высшем уровне. На днях в режиме видеоконференции мы провели очередное заседание казахстанско-французского Делового совета, где обсуждались текущие вопросы сотрудничества и новые перспективы. Следующим важным этапом будет проведение заседания Казахстанско-Французской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству в конце этого месяца.
 

Для этого в Париж прибудет небольшая делегация из Казахстана. Через две недели после этого в Казахстан прибудет Франк Риестер, министр-делегат по внешней торговле и экономической привлекательности при министре Европы и иностранных дел Франции. По итогам двух заседаний будет подписана Дорожная карта нового этапа стратегического пратнерства до 2030 года. На каждом из этих этапов мы совместными усилиями создаем основу для еще большей активизации двустороннего экономического и инвестиционного сотрудничества. Так что уже в ближайшем будущем Нур-Султан и Париж ожидают конкретные результаты в виде важных договоренностей.



– Казахстан был и остается очень активным членом ЮНЕСКО…

– Да, в мае следующего года исполнится 30 лет со дня вступления Казахстана в ЮНЕСКО. Мы готовимся к этому событию и надеемся, что в праздновании юбилея в Казахстане сможет принять участие Генеральный директор Одрэ Азуле, которая давно мечтает посетить нашу страну. Наше государство комплексно и ответственно подходит к членству в органах этой Организации системы ООН. 
 

Казахстан дважды был представлен в Исполнительном совете. Нас избирали в Комитет Всемирного наследия, в Комитет Конвенции об охране нематериального культурного наследия (НКН), в Международный координационный совет программы «Человек и Биосфера». На сегодня в списке НКН 11 национальных и многонациональных номинаций.  
 

В Список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены три культурных и два природных объекта Казахстана. Во Всемирную сеть биосферных резерватов вошли 12 природоохранных территорий нашей страны. Нур-Султан часто выходит с инициативами в деле культурного диалога в целях укрепления мира и сохранения общечеловеческих ценностей, и они получают одобрение и находят поддержку от всех членов ЮНЕСКО.  За всем этим также стоит кропотливая работа дипломатов.


Огулбиби АМАННИЯЗОВА, Париж, снимки предоставлены посольством РК во Франции

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -