1994 год: Под ударом инфляции

13262

«Прошло уже более двух лет после распада Советского Союза и образования пятнадцати суверенных государств», – эти слова прозвучали в выступлении первого президента Нурсултана Назарбаева в Колумбийском университете в феврале 1994 года. И, как бы в дополнение к ним, в своей речи на заседании Верховного Совета в июне того же года Н. Назарбаев признал: «Только сейчас, на третий год независимости, мы в полной мере начинаем ощущать, как говорится, на собственной шкуре, всю тяжесть последствий нашего однобокого развития в качестве сырьевой колонии бывшей империи».

Как мы уже подробно описывали в предыдущих выпусках, переход к рыночной экономике в Казахстане повлек резкое ухудшение макроэкономической ситуации. Хаос в торговых отношениях с бывшими союзными республиками и рост цен на продаваемые товары и услуги привели к огромному дефициту текущего счета платежного баланса Казахстана. Равно как и других новых независимых государств, за исключением Туркменистана, который остался в выигрыше от резкого роста цен на газ. По данным МВФ, размер дефицита текущего счета Казахстана в 1993 году составил 10% от ВВП. 

Ухудшение ситуации в экономике

Самым сильным проявлением ухудшающейся макроэкономической ситуации в Казахстане, однако, оказался не масштаб дефицита текущего счета, а стремительный темп инфляции. Масштабные структурные изменения, происходящие в то время в экономике новых государств, и растущая тревога властей по поводу обостряющейся социальной обстановки, привели во многих союзных республиках к включению «печатного станка» и финансированию со стороны центральных банков убытков предприятий и растущих бюджетных дефицитов. Это наблюдалось и в Казахстане, где рост денежной массы, наряду с проходящей либерализацией цен и постепенным переходом цен к мировому уровню в торговле с бывшими союзными республиками, привел к резкому росту инфляции (как и в других странах бывшего Союза). К примеру, по данным МВФ, в 1992 году годовой размер инфляции в Казахстане достиг примерно 3000%, а в 1993 году составил 2000%.

В 1994 году Казахстан оказался в необычной для себя позиции: имея на руках национальную валюту, Казахстан теперь собственными усилиями должен был продолжать рыночную трансформацию бывшего коммунистического хозяйства и бороться с растущей инфляцией. Однако, как показали события 1994 года, введение тенге и проведение самостоятельной денежно-кредитной политики не привели к автоматическому снижению инфляции в Казахстане. 

Период с середины ноября 1993 года до начала января 1994 года охарактеризовался стремительным ростом цен – среднее значение инфляции за это время составило 44% в месяц (включая ноябрь). При этом было принято решение о свободном плавании тенге на обменном рынке без масштабных интервенций со стороны Национального банка. 

Как подчеркивают в одном из своих исследований экономисты МВФ, поскольку фискальная и денежно-кредитная политика Казахстана в тот период не была достаточно жесткой, и уверенность в тенге как в крепкой валюте еще находилась на низком уровне, Казахстан столкнулся с резкой девальвацией тенге, что усугубило социальное положение граждан республики. Еще один момент: поскольку Казахстан еще не завершил реформу либерализации цен и продолжал повышать административные цены на некоторые виды товаров, рост номинальной заработной платы сохранялся на уровне ниже фактических темпов инфляции. Это привело к масштабному снижению реальной заработной платы в период с ноября 1993 по январь 1994 года – на 40%.

В целях улучшения ситуации в начале 1994 года власти Казахстана инициировали масштабную программу стабилизации экономики. В январе-феврале 1994 года усилия правительства были сосредоточены на стабилизации финансовой ситуации, с акцентом на сокращение бюджетных расходов. В частности, была поставлена цель достичь по итогам года размера бюджетного дефицита на уровне 4% от ВВП при объеме внутреннего банковского финансирования в размере 1% от ВВП.

В дополнение к этому, Казахстан ужесточил денежно-кредитную политику, приблизив учетную ставку к положительным реальным значениям. В результате принятых мер месячный уровень инфляции снизился с 43% в январе до 24% в феврале 1994 года, и в марте он упал до 17%. При этом, по данным МВФ, в эти два месяца номинальный курс тенге к доллару США удвоился.

Шаг назад…

Однако, несмотря на то, что стабилизация экономики и борьба с инфляцией являлись первоочередными задачами правительства и Национального банка, в марте 1994 года в Казахстане были предприняты шаги, которые обернулись огромными инфляционными последствиями. 

Речь идет о мерах НБ РК по кредитной эмиссии для погашения неплатежей между предприятиями, предпринятых в марте-мае 1994 года. Другими словами, несмотря на установку четких целевых бюджетных индикаторов и принятие жестких мер в денежно-кредитной политике, в марте-мае 1994 года попытки Казахстана стабилизировать экономику отошли на второй план в связи с инициированием масштабной кампании по выделению банковских кредитов предприятиям для погашения накопившихся внутренних неплатежей.

Меры по погашению неплатежей между предприятиями за счет кредитной эмиссии со стороны Национального банка, принятые в период с марта по май 1994 года, совершенно перевернули цели снижения инфляции. В результате вливания в экономику масштабной денежной массы, в апреле и мае инфляция достигла 32% и 34%, а в июне цены выросли на 46%. При этом в первом и втором кварталах 1994 года размер бюджетного дефицита увеличился до 18% и 15% от ВВП соответственно.

Все это отрицательным образом отразилось на стоимости национальной валюты – в феврале-марте номинальный курс тенге по отношению к стоимости доллара США снизился на две трети. Кредитная эмиссия, предназначенная для погашения неплатежей предприятий, привела к тому, что на полученные прямые кредиты предприятия стали скупать иностранную валюту, что только подорвало стоимость тенге.

После этого «провала» Национальный банк не стал повторять подобных «ошибок» – в середине 1994 года правительство и Национальный банк, несмотря на снижение государственных доходов и сокращение внешнего кредитования, приняли корректирующие меры для продолжения стабилизационных мер. Это выразилось в резком ограничении кредитных ресурсов, продолжении мер по либерализации цен, внешней торговли и расширении программы приватизации.

…и шаги вперед 

Проведение строгой денежно-кредитной политики Национальным банком Казахстана со второй половины 1994 года дало положительные результаты –процентные ставки приняли положительное значение в реальном выражении и темп девальвации тенге замедлился. 

Одним из знаменательных явлений стала тенденция снижения темпов инфляции: месячный уровень инфляции, достигший пикового значения в июне 1994 года на уровне 94%, снизился в июле до 23%, до в августе – до 13%, и упал ниже 10% в сентябре 1994 года. В целом, если к концу 1994 года месячный рост инфляции составлял более чем 10%, то к концу первого квартала 1995 года рост индекса потребительских цен снизился до 5% в месяц, а к концу второго квартала 1995 года – до 3% в месяц (по информации МВФ). 

В результате принятых мер бюджетный дефицит, зарегистрированный по итогам первого полугодия, «превратился» в третьем квартале даже в профицит в размере 4% от ВВП. Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что это также случилось во многом благодаря накоплению бюджетной задолженности.

Кроме замедления инфляции некоторую стабильность стал показывать обменный курс тенге, а также наблюдался рост внешних золотовалютных резервов страны. Здесь следует отметить, что даже в период масштабных значений дефицита текущего счета в 1993 году и в первой половине 1994 года Казахстан сумел нарастить золотовалютные резервы с менее чем $100 млн в 1992 году до $541 млн в 1993 году и достичь $652 млн в конце июня 1994 года. Это было связано с тем, что Казахстан начал смещаться к торговле со странами за пределами бывшего Союза, так как бывшие советские республики все еще находились в тяжелом экономическом состоянии. Переключение внимания на «несоюзные» рынки было связано с растущей доступностью финансовых средств из зарубежных стран. 

Именно в 1994 году стали «проявляться» некоторые признаки прогресса Казахстана в проведении либерализации цен и внешней торговли. В частности, Казахстан снял временные ограничения, связанные с контролем цен и прибыли, принятые в период введения национальной валюты. В марте 1994 года Казахстан пошел на либерализацию цен на нефть, а в мае 1994 года – на уголь. В октябре 1994 года были освобождены цена на хлеб и зерновые. И лишь тарифы на коммунальные услуги оставались под контролем государства. Как напоминает нам МВФ, в этот год были снижены экспортные тарифы, и количество товаров, попадающих под экспортное и импортное лицензирование и квотирование, было значительно сокращено. 

1994 год также ознаменовал ускорение процесса приватизации предприятий, инициированного в апреле 1993 года. В частности, к середине сентября в Казахстане уже было продано 2166 предприятий, в основном в сфере розничной торговли и потребительских услуг. Эти предприятия были выбраны из списка более 4000 объектов, выставленных на продажу в 1994 году. Тем не менее, несмотря на объявленную в 1993 году программу приватизации, прогресс в реструктуризации предприятий был еще незаметным. 

В экономике продолжали доминировать монополистические структуры, особенно в сельском хозяйстве и промышленности. Большую проблему по-прежнему представляли убыточные предприятия. По мнению исследователей МВФ, действия правительства и Национального банка по погашению задолженности и неплатажей весной 1994 года, в условиях отсутствия эффективного законодательства о банкротстве, лишь отсрочило принятие необходимых действий.

В целом, несмотря на такие позитивные сдвиги, которые стали наблюдаться в Казахстане со второй половины 1994 года, экономическая ситуация в стране в 1994 году продолжала оставаться довольно тяжелой. Исчезновение традиционных рынков сбыта и нарушение хозяйственных связей с бывшими странами Советского Союза, усугубившееся после выхода Казахстана из рублевой зоны, сыграло огромную отрицательную роль в спаде экономики в тот период. 

Резкое снижение внутренних инвестиций, связанное с высокой инфляцией и рыночной неопределенностью в условиях сокращения бюджетного финансирования, явилось одной из основных причин кризиса.

«Уникальный документ. 25 марта 1994 года Национальное аэрокосмическое агентство РК и Фонд  содействия развитию новых технологий «Сана» организовали специальную встречу ученых, общественности и будущих космонавтов , чтобы поддержать программу полета казахстанского космонавта Талгата Мусабаева. Трудно сказать, насколько существенной  была эта помощь, но в июле того же года полет состоялся. Талгат Мусабаев вместе с командиром корабля «Союз ТМ-19»  и орбитальной станции «Мир-16»  Юрием Маленченко провели в космосе 125 суток 22 часа 53 минуты».

В последующих номерах мы подробно остановимся на анализе причин и последствий экономического спада Казахстана в первые годы после обретения независимости.


Асель АЛИШЕВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -