Настройки
Язык
Тема
Обновление

1995 год: От политического кризиса – к новой Конституции

6864

1995 год ознаменовался рядом драматических событий, заложивших основы политической модели независимого Казахстана и предрешивших дальнейшую судьбу страны. Этот год, как известно, привел к роспуску парламента, отставке правительства и вылился в проведение республиканского референдума о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года и принятию новой Конституции 30 октября 1995 года.

Из явлений 1995 года многие, наверное, еще помнят острый политический кризис, разразившийся в марте того года. Этому кризису предшествовал ряд событий, прошедших с момента принятия первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года.

Драматические события

Как свидетельствуют исторические факты, искрой, от которой «возгорелось» пламя, стало решение о самороспуске Алатауского районного совета народных депутатов города Алматы, принятое в ноябре 1993 года. После этого беспрецедентного случая досрочно сложили с себя полномочия и депутаты других районов бывшей столицы Казахстана.

Дальше, как известно, события стали разворачиваться стремительным образом: 9 декабря 1993 года Верховным Советом был принят Закон «О досрочном прекращении полномочий местных Советов народных депутатов Республики Казахстан», а 10 декабря – Закон «О досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Казахстан». 

В тот же день, 10 декабря 1993 года, был принят Закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий», предоставивший право президенту Казахстана на срок до начала избрания нового состава Верховного Совета принимать многие законодательные решения. 

Кроме того, 10 декабря президент подписал Закон «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», в соответствии с которым в стране была представлена новая структура государственной власти и разделены полномочия между маслихатами и местными областными администрациями. В то же время в Казахстане был принят Кодекс «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому в стране вводилась новая система выборов в парламент и внесены изменения в порядок выдвижения кандидатов в депутаты.

С декабря 1993 года по март 1994 года в стране сложилась ситуация, когда законодательные решения принимались только в форме президентских указов. Таким образом, была представлена программа экономических реформ и назначена дата проведения новых парламентских выборов. Наконец, 7 марта 1994 г. в Казахстане состоялись парламентские выборы, по итогам которых был сформирован первый национальный законодательный орган в истории независимости, который начал свою работу в апреле 1994 года. 

Как показывает история, новый парламент активно ринулся в бой, объявив вотум недоверия правительству уже в мае 1994 года. Под давлением депутатов и других политических сил, резко критиковавших правительство Сергея Терещенко, в октябре 1994 года президент страны потребовал отставки правительства в полном составе. 

Однако с формированием нового парламента и утверждением нового состава правительства (под руководством Акежана Кажегельдина) страсти на политической арене не утихли. Как известно, еще в апреле 1994 года по «инициативе» известной ныне Татьяны Квятковской, одной из кандидатов в депутаты парламента, не прошедшей стадию регистрации, был подан иск о нарушении законодательства о выборах в Абылайхановском избирательном округе.

На начальном этапе иск Квятковской носил частный характер и затрагивал нарушения по Абылайхановскому округу, по которому баллотировалась не прошедшая регистрацию Квятковская. Однако по итогам длительных разбирательств, затянувшихся до февраля 1995 года, Квятковская пошла на требование признать неконституционной всю методику подсчета голосов, установленную Центральной избирательной комиссией Казахстана.

Как известно, 6 марта 1995 года Конституционный суд Казахстана удовлетворил иск Квятковской, и после напряженной переписки между президентом, Верховным Советом и Конституционным судом, в марте 1995 года Конституционный суд Казахстана принял решение о неконституционности парламентских выборов 1994 года. Это решение автоматически повлекло отставку правительства, сформированного «нелигитимным» парламентом в октябре 1994 года. 

В итоге в 1995 году Казахстан оказался в уникальной ситуации – на определенное время страна осталась без парламента и правительства. Ситуация обострилась до такой степени, что 72 депутата избранного в 1994 году парламента пригрозили объявлением голодовки, а 22 депутата отказались покинуть здание Верховного Совета 16 марта 1995 года. При этом один из депутатов заявил о готовности самоподжога перед зданием американского посольства  (из книги С. Шеретова «Новейшая история Казахстана: 1985-2002 годы»).

Исторические референдумы

Апогеем 1995 года стало решение о проведении 29 апреля 1995 года республиканского референдума, на который был вынесен исторический вопрос:

«Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 года срок полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декабря 1991 года?». 

Как и ожидалось, общенациональный референдум обеспечил полную поддержку населения по данному вопросу, и президент страны получил мандат на сохранение властных полномочий до 1 декабря 2000 года. Решение о проведении референдума, по выражению Джонатана Айткена, автора книги «Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана», было «одним из самых сложных в карьере» первого президента страны. 

Однако оно было принято в период сложного политического и экономического кризиса, разворачивающегося как в Казахстане, так и в соседней России, где после роспуска Борисом Ельциным Верховного Совета и Съезда народных депутатов в сентябре 1993 года в конфликте между президентом страны и парламентом была применена военная сила, приведшая к кровопролитию в октябре 1993 года. 

Не желая подобной развязки событий в Казахстане, а также в целях продолжения рыночных реформ, Нурсултан Назарбаев, как известно, принял в то время еще одно историческое решение – проведение в августе 1995 года общенационального референдума по принятию нового проекта Конституции страны. Проект Конституции, прошедший через 18 «окончательных» просмотров у президента страны, был вынесен на всенародное обсуждение. В результате этого в проект Конституции было внесено более 1100 поправок, а 55 из 98 статей подверглись изменениям (данные взяты из книги Айткена «Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана»). 

30 августа 1995 года в стране состоялся второй референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в печати первого августа 1995 года?». Результат референдума не принес неожиданностей – 90% голосов было отдано в поддержку нового проекта Конституции, «оформившей», по словам Нурсултана Назарбаева (озвученных в ходе выступления по представлению новой Конституции главе государства), «переход к современной президентской форме правления». 

Конец 1995 года ознаменовался еще одним историческим событием – после девятимесячного отсутствия законодательного органа в стране 9 декабря в Казахстане были проведены парламентские выборы. Второй тур выборов состоялся 23 декабря. Выборы означали, что впервые в истории Казахстана парламент Казахстана был представлен нижней палатой (Мажилис) и верхней палатой (Сенат), в состав которых вошло 67 и 40 депутатов соответственно (плюс 7 депутатов Сената, назначенных президентом). Спикером Мажилиса, как известно, стал Марат Оспанов, а спикером Сената – Омирбек Байгельди.

Как подытожил итоги года в своем выступлении на первой сессии парламента в январе 1996 года Нурсултан Назарбаев: «По сути, мы переживали кризис всей государственной системы, не сумевшей последовательно и полностью отрешиться от советской идеологии и практики. Кризис этот достиг своего пика к 1995 году и требовал безотлагательного конституционного разрешения, ибо государственные структуры уже не могли действовать эффективно и без сбоев. В результате было принято политическое решение о конституционной реформации всей системы государственной власти, в том числе и законодательной ее ветви».
 


Сначала политика, потом – экономика

Несмотря на то, что масштабные политические изменения 1995 года затмили собой все остальные явления того года, рассматриваемый период ознаменовался ключевыми событиями в экономике страны.

Смена политической модели развития, переход на президентскую форму правления, принятие новой Конституции, – все эти изменения имели и экономическую основу. В стране, где углублялся кризис и происходил колоссальный обвал промышленного производства и массовый отток европейского населения из страны, приоритетом для спасения ситуации в экономике было объявлена политика по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Как подчеркивает в своей книге Айткен, Нурсултан Назарбаев «очень хорошо понимал, что без притока иностранного капитала и управленческого опыта, экономика Казахстана имела мрачные перспективы в будущем. Однако что могли бы инвестировать в бывшую коммунистическую республику западные инвесторы, если страна не имела стабильной законодательной основы, как для своих граждан, так и для зарубежных компаний?» 

Поэтому не случайно, что за долгие месяцы законодательного вакуума (в период с 1993 по 1995 год) президентом страны был издан 141 Указ, имеющий силу Закона, и более 60 Указов, направленных на ратификацию международных договоров. Основная масса этих актов была направлена на решение экономических проблем, которые продолжали тяжелым бременем давить на благосостояние казахстанцев и финансовое положение страны в целом. Среди этих документов были такие исторические указы, как «О Национальном банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности», «О банкротстве», «О налоговом регулировании в Республике Казахстан», «О нефти», «О недрах и недропользовании» и многие другие. Выступая на первой сессии парламента в январе 1996 года, Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Издавая многие указы, имеющие силу законов, я стремился урегулировать отношения, которые ранее не имели законодательного обеспечения, в то время как сама жизнь требовала этого».

Такой подход привел в том году к определенным положительным макроэкономическим результатам – итоговые данные за 1995 год показали, что ВВП в реальном выражении снизился на 8,9%, что явилось самым низким значением спада с 1991 года. Инфляция также пошла на спад, хотя среднегодовое значение инфляции по итогам 1995 года на уровне 175% превысило целевую установку правительства в размере 160%. Кроме этого, Казахстан смог удержать размер бюджетного дефицита в рамках, установленных МВФ – на уровне 2,8% от ВВП при «разрешенном» значении МВФ в 3,5%. 

В целом в экономическом плане 1995 год ознаменовался приходом в страну иностранных инвесторов, среди которых самым громким событием стала покупка Карагандинского металлургического комбината зарегистрированной в Лондоне компании «Испат Интернейшнл». После неудачных попыток передачи предприятия под управление австрийскому консорциуму Voest-Alpine и американской компании USX-US Steel Group ведущий казахстанский сталелитейный завод «ушел» индийскому бизнесмену Лакшми Митталу, владевшему компанией «Испат».

На момент продажи «Кармета» в ноябре 1995 года на предприятии работало 38 тысяч человек, а производственные возможности комбината составляли 6 млн тонн стали в год. «Испат», как известно, заплатил Казахстану $450 млн, пообещав правительству дополнительно вложить на развитие предприятия $500 млн в последующие 5 лет и увеличить выпуск продукции на 30% по итогам 1996 года. 

Кроме продажи «Кармета», в 1995 году в металлургическом секторе Казахстана активизировала свою деятельность Евразийская группа, «контролирующая» в настоящее время треть горно-металлургического комплекса страны. 

Как известно, основателям Евразийской группы еще в 1994 году были переданы Павлодарский алюминиевый завод, Краснооктябрьское и Торгашеское бокситовые рудоуправления. А в 1995 году с участием Евразийской группы была создана компания «Казхром», включившая в себя весь производственный цикл по выпуску ферросплавов на территории Казахстана.


Асель АЛИШЕВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -