Нур-Султан

+6

Алматы

+18

SSE 3613.97

FTSE 100 6963.65

Dow Jones 34584.89

KASE 3 434,28

Brent 75.34

WTI 71.97

Золото 24 337.27

PTC 1 745.04

USD 425.3

RUB 5.85

EUR 501.05

CNY 65.88

Окончанию не подлежит

4 июля 2021, 11:3512380

Национальный банк выходит из программы льготного автокредитования, но оставляет банкам право и дальше пользоваться для кредитования населения ранее выданным на эти цели средствами.

Национальный банк принял решение закончить финансирование программы льготного автокредитования. Напомним, что автомобилестроение в Казахстане включено в приоритетные направления индустриальной промышленности. Программа действовала с 2019 года и была призвана помочь национальным производителям конкурировать с импортом.

Согласно условиям программы казахстанцы имеют возможность через банки второго уровня получить кредит на покупку легкового транспорта по номинальной ставке в 4%. Льготные кредиты стимулировали население покупать автомобили отечественного производства.

В 2019-2020 годы Национальный банк выдал БВУ на автокредитование 40 млрд тенге, по 20 млрд тенге ежегодно. На конец мая 2021 года банки выдали свыше 8,5 тысячи кредитов на 49 млрд тенге. При этом кредиты имеют револьверный характер – поступившие деньги за счет погашения ранее выданных кредитов банки направляли на новые выдачи.

Льготное кредитование помогло производителям со сбытом и стимулировало рост производства. По данным Бюро национальной статистики, в декабре-январе 2020 года прирост производства автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов оказался выше на 38,5% к итогам 2019 года. В январе-мае 2021 года автопроизводители увеличили выпуск авто на 24,6% к итогам 2020 года. 

Кроме рабочих мест и налогов в бюджет собственное производство легковых автомобилей приводит к развитию смежных отраслей – металлургии, производству комплектующих изделий, текстильной промышленности и других. Несмотря на упреки экспертов, что производства представляют собой в большей степени «отверточную» сборку, уровень локализации местного автомобилестроения постепенно рос и на данный момент в среднем достигает 35%. Что говорит о хороших перспективах данного вида машиностроения.

Во многом благодаря подъемным по стоимости кредитам в 2020 году казахстанцы приобрели выше 93 тысяч новых автомобилей, что на 24% выше итогов 2019 года. Две трети купленных автомобилей составляют машины отечественного производства, сообщают в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). 

За пять месяцев 2021 года на территории Казахстана было произведено 32 218 единиц техники, общей стоимостью свыше 246 млрд тенге. Объем выпуска опередил результаты января-мая 2020 года на 13,9%. Из них легковых автомобилей произвели на 28 322 единицы, прирост на 16,4% к итогам прошлого года.

В АКАБ отмечают, что продажи новых автомобилей в мае продолжили свой рост и превысили 10 тысяч единиц. В том числе, казахстанские дилеры продали 9 402 легковых автомобиля и легкой коммерческой техники.

Рост оказался на высоком уровне по сравнению с показателями прошлого года, благодаря реализации отложенного спроса казахстанцев, отмечают в АКАБ. По данным аналитиков АКАБ ситуация сохранится еще какое-то время, однако уже в последние месяцы лета можно будет говорить о реальных показателях роста в годовом исчислении.

В любом случае льготное автокредитование несет положительный эффект для экономики в целом и для финансового рынка в частности. Льготные государственные деньги помогают БВУ зарабатывать процентный доход от розничного кредитования. Свою выгоду получают автостраховщики. Страхование ответственности владельцев автомобилей в Казахстане является обязательным. И каждый год страховые организации получают без особых усилий большие суммы денег. В частности, по итогам пяти месяцев 2021 года объем страховых премий, собранных в сегменте обязательного автострахования, составил 37,9 млрд тенге, на 36,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (27,7 млрд тенге), указали в агентстве Ranking.kz.

Поэтому Национальный банк разъяснил СМИ, что программа льготного кредитования будет продолжена. Банки и дальше будут использовать ранее выделенные Национальным банком средства в размере 40 млрд тенге на револьверной основе для льготного кредитования населения.

Действия Нацбанка в отношении автокредитования вполне объяснимы. Национальный банк в январе этого года объявил о поэтапном выходе из финансирования ряда госпрограмм поддержки экономики. Глава НБ РК Ерболат Досаев отметил, что в 2021 году основные усилия будут направлены на создание необходимых условий для развития рыночных принципов кредитования экономики.

Выход Национального банка из программы льготного автокредитования населения должен подвигнуть коммерческие банки больше кредитовать перспективное направление из собственных средств. Не секрет, что в последние годы банки все больше стараются зарабатывать на менее рискованных финансовых операциях, снижая кредитование МСБ и корпораций. Чтобы заместить «потерю» государственных средств и для увеличения предложения кредитов БВУ будут чаще выходить на биржу за финансированием. Это тоже позитивно скажется на финансовом рынке Казахстана. В частности – на развитии инструментов для пенсионного и страхового рынков.

КСТАТИ

● По итогам пяти месяцев на костанайском «СарыаркаАвтоПром» произведено 19 779 ед. техники (+37,1%) на сумму 117,6 млрд тенге.

● Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 9 764 легковых автомобиля общей стоимостью 90,7 млрд тенге.

● Семипалатинский СемАЗ отгрузил 1 505 ед. коммерческой техники (+61%) на сумму 13,2 млрд тенге.

● В Кокшетау «КАМАЗ- Инжиниринг» выпустил 561 грузовик (+55,8%). Завод Hyundai Trans Auto произвел 355 ед. грузовиков и автобусов (+168%). На счету Daewoo Bus Kazakhstan – 72 автобуса.

● В пятерке самых популярных брендов (включая экспорт), продукция которых освоена на предприятиях в Казахстане: Chevrolet (13 384 ед.), Hyundai (9 821 ед.), Kia (3 192 ед.), JAC (2 310 ед.) и GAZ (1 472 ед.).

● Выход на рынки ЕАЭС продолжает стимулировать поставки автомобилей на зарубежные рынки. В 2021 году казахстанские Hyundai планируют экспортировать в республику Беларусь. Автомобили Hyundai, JAC и Chevrolet заказывают дистрибьюторы и дилеры марок в Узбекистане и России. Экспорт за пять месяцев текущего года вырос на 72%, до 2 858 автомобилей на общую сумму свыше 16,3 млрд тенге.

 

Анна ЧЕРНЕНКО

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+