Нур-Султан

0

Алматы

+12

SSE 3628.49

FTSE 100 7083.38

Dow Jones 34258.33

KASE 3 394,81

Brent 76.06

WTI 72.1

Золото 24 185.17

PTC 1 747.31

USD 425.75

RUB 5.85

EUR 499.32

CNY 65.88

В тренде – образовательная молодежная мобильность

26 июля 2021, 17:0021714

Китай и Казахстан – из числа тех стран, которые, несмотря на сложную и неоднозначную ситуацию в мире и регионе, пытаются не забывать о важной  гуманитарной составляющей взаимоотношений, активно работая в этой сфере.

С ноября 2017 года в городе Алматы начал действовать Экспертный клуб «Один пояс, один путь», созданный при содействии Исследовательского Института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета /КНУ/ и при поддержке Генерального консульства КНР в Алматы. Идейным вдохновителем клуба является директор ИМРС, профессор Булат Клычбаевич Султанов.

Благодаря участию в деятельности клуба мне в составе экспертной группы с большой научной и гуманитарной программой, организованной МИД КНР, удалось побывать в Китае дважды в 2019 и 2020 годах. Эти поездки оказали неизгладимое впечатление на меня: ведь одно дело рассуждать об успехах и задачах китайской внешней политики, ее инициативы «Один пояс, один путь» и другое – увидеть своими глазами стремительный экономический рост Китайской Народной Республики, неподдельный интерес китайских экспертов к взаимному сотрудничеству.

Визиты были посвящены вопросам энергетической безопасности, инициативе «Пояса и пути», перспективам сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Состоялись встречи и обмен мнениями в ведущих китайских научно-исследовательских учреждениях, в частности Институте России, Восточной Европы и Центральной Азии АОН КНР, Шанхайском институте международных исследований, Фуданьском университете, Китайско-Немецком техническом институте, Китайско-Израильском исследовательском институте и др.

Для КНР суть совместных образовательных программ заключается в привлечении высококачественных международных образовательных ресурсов в сферу образовательных услуг Китая, развитии мягкой силы в обучении и управлении и, в конечном счете, в повышении международной конкурентоспособности образования КНР. Что в свою очередь повлечет за собой удовлетворение растущих потребностей населения страны в качественном образовании и динамичное развитие китайской системы образования.

Сотрудничество в сфере образования играет в этом процессе ведущую роль, так как благодаря ему формируется мировоззрение прежде всего молодого поколения, его видение общества, представления о своей и соседней стране. В дальнейшем это выражается в изменении восприятия другой страны, ее имиджа в глазах общественных кругов, а соответственно, и будущей политической элиты.

С практической и стратегической точки зрения наиболее важными векторами сотрудничества в сфере образования являются обмен учащимися между двумя государствами и содействие изучению и распространению языков. Казахстанская молодежь, бесспорно, отличается очень высокой академической мобильностью. В настоящее время Китай входит в число наиболее привлекательных для образования стран, занимая второе место после Российской Федерации.    

Казахстанская молодежь, желающая учиться в Китае, в основном выбирает специальности, имеющие отношение к сфере информационных технологий, нефтегазовому сектору, молодежной политике, политике и юриспруденции. Большинство изучает китайский язык и смежные области.

Привлекательность Китая для молодежи Казахстана растет с каждым годом. Объясняется это, прежде всего, доступностью (вузы КНР обучают иностранцев с любой степенью начальной подготовки), активной политикой предоставления грантов студентам из Казахстана. А также – относительной дешевизной обучения (по сравнению с США и Европой), хорошим качеством образования в Китае (особенно по естественным, техническим наукам и, конечно, по китайскому языку), относительной безопасностью и географической близостью.

Казахстанских студентов привлекают перспективы трудоустройства в китайских компаниях у себя на родине или в КНР, что предполагает хороший доход и респектабельность. Владение китайским увеличивает число вариантов трудоустройства и повышает рейтинг на рынке труда. Именно поэтому все больше и больше казахстанцев начинают его изучать.

Казахстан, в свою очередь, также весьма популярная для обучения китайских студентов страна. Казахстан в этом плане весьма привлекателен для китайцев ввиду относительной дешевизны обучения и проживания (опять же по сравнению с Европой и Америкой). Подавляющее большинство китайцев приезжает учиться за свой счет, в частном порядке, и лишь малая доля – по государственным стипендиям и грантам. Многие приезжают в Казахстан с целью изучения русского языка. Русский язык востребован в сфере бизнеса и торговли КНР, но многие китайцы считают казахские города более спокойными и безопасными (в первую очередь, с точки зрения терпимости к азиатам), чем российские, поэтому делают выбор в пользу первых.

К тому же, зачастую изучать русский в Казахстане дешевле, чем в России (особенно в Москве и крупных городах). Представители КНР есть и у нас, в Казахском Национальном университете имени аль-Фараби, в других вузах.

На факультете международных отношений, где я преподаю, в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества студентов и магистрантов из Китая. Многие из них, отучившись у нас на бакалавриате, продолжают свое обучение в магистратуре, выбирая актуальные темы своих исследовательских проектов, магистерских диссертаций, посвященных анализу Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), взаимодействию ЭПШП и ЕАЭС и т.д.

Я рекомендую как китайским, так и казахстанским студентам и магистрантам постоянно мониторить рубрику «Окно в Китай» интернет-издания «Деловой Казахстан», так как именно здесь они могут найти актуальную, разноплановую информацию по интересующим их темам.    

Активное двустороннее сотрудничество казахстанских и китайских вузов осуществляется и в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничества, созданного в 2008 году. Основной миссией Университета ШОС является осуществление скоординированной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств – членов организации.

Основные задачи: расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками; подготовка профессиональных кадров для осуществления совместных проектов на пространстве ШОС, для совместного реагирования на социально-политические, экономические, экологические и иные вызовы;  увеличение научно-академического сотрудничества; внедрение современных образовательных методик и технологий; создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами – членами ШОС и мировым образовательным сообществом.

УШОС осуществляет подготовку кадров по семи направлениям программы магистратуры: IT-технологии, Нано-технологии, Педагогика, Регионоведение, Экология, Экономика, Энергетика. С 2011 года ежегодно предусматриваются образовательные гранты на подготовку магистров для УШОС. Казахский национальный университет имени аль-Фараби является координатором УШОС в Казахстане.

КазНУ им. аль-Фараби сотрудничает с 18 вузами Китайской Народной Республики. Установлены прямые партнерские отношения с такими вузами КНР как Ланьчжоуский университет, Синьцзянский технический институт физики и химии Китайской академии наук, Сианьский инженерный институт, Пекинский технологический университет, Пекинский университет экономики и бизнеса, Пекинский университет иностранных языков, Шанхайский университет «Хуадун», Тяньцзиньский университет и другими.

Сотрудничество включает широкий спектр направлений: обмен студентами и преподавателями, реализацию совместных научных проектов, приглашение профессоров, осуществление руководства над PhD докторантами.  На сегодняшний день основная доля контингента иностранных учащихся в КазНУ приходится на КНР, что составляет более 80%.

Это партнерство еще в развитии, пока имеются и некоторые проблемы и препятствия в области реализации совместных программ, требующих срочного решения. К ним относятся: различия нормативно-правового регулирования, включая национальное законодательство; различия систем обеспечения качества, включая системы оценок, регулирование экзаменационных процедур, приема  и т.д.

В числе сложностей при открытии и реализации совместных программ казахстанских и китайских вузов остаются языковые барьеры для всех участников образовательного процесса.

Сотрудничество в области образования между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, поиск новых форм взаимодействия образовательных учреждений разных стран соответствуют мировым тенденциям, потребностям рынка труда, запросам работодателей, что, в конечном итоге, составляет основу образовательных потребностей обучающихся.

В процессе взаимодействия необходимо выработать общие подходы к решению этих проблем, обращая должное внимание на эффективность и функциональность выбираемых дисциплин и передовое методическое обеспечение для повышения качества образования.

 

Галия МОВКЕБАЕВА, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений и мировой экономики, директор Центра евразийских исследований КазНУ имени аль-Фараби

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+