Настройки
Язык
Тема
Обновление

2004-2005 годы: Выборы на фоне политической турбулентности

17426

Период 2004-2006 годов запомнится многим казахстанцам парламентскими и президентскими выборами, прошедшими в нашей стране на фоне драматических событий в Украине и Кыргызстане, где вспыхнули «оранжевая» и «тюльпановая» революции.

В 2004 году в Казахстане состоялись парламентские выборы, прошедшие 19 сентября. В выборах приняли участие 12 партий, из которых 4 вошли в состав избирательных блоков.

 

2004 год: Новый Парламент

В частности, Аграрная и Гражданская партии присоединились к блоку Аграрно-Индустриального Союза Трудящихся (АИСТ), а оппозиционная Коммунистическая партия и движение «Демократический выбор Казахстана» объединились в блок «Оппозиционный народный союз Коммунистов и ДВК». В выборах приняли участие Республиканская политическая партия «Отан», партия «Акжол» и новая партия – партия «Асар», основанная Даригой Назарбаевой, старшей дочерью действующего президента страны.

Как и ожидалось, большинство голосов набрала партия «Отан» (60,6%),

получившая около 70% мест в нижней палате Парламента. После «Отан» наибольшее число мест получили: блок АИСТ (18,2%), партия «Асар» (5,2%), партия «Акжол» (2,6%), Демократическая партия (1,3%). При этом 5,2% мест получили самовыдвиженцы. Выборы останутся в памяти по причине того, что в Мажилис прошли лишь 30 депутатов из 77 членов нижней палаты Парламента предыдущего созыва. Кроме того, вне Парламента осталась половина из зарегистрированных партий – 6 из 12.

Как показывает история, в выборах 2004 года оппозиционные партии Казахстана не получили значимого представительства в нижней палате Парламента. К примеру, от партии умеренного оппозиционного толка «Акжол», занявшей второе место по партийным спискам, в Парламент прошел лишь один кандидат. При этом этот представитель – Алихан Байменов, получив мандат в Мажилис, отказался от него, мотивируя свое решение «нечестностью» проведенных выборов.

Такое же мнение высказал другой оппозиционный деятель – Алтынбек Сарсенбаев, занимавший в то время пост министра информации и подавший в отставку после выборов 2004 года. Выборы также запомнились тем, что после оглашения результатов в лагерь оппозиции перешел Жармахан Туякбай, бывший генеральный прокурор Казахстана и бывший спикер Мажилиса страны. Он, как известно, впоследствии возглавил движение «За справедливый Казахстан».

Как известно, партия «Акжол» была образована в 2002 году на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана», созданного, в свою очередь, в 2001 году. В парламентских выборах 2004 года блок коммунистов и ДВК, как известно, не получил ни одного места. К 2005 году ситуация сложилась таким образом, что в январе 2005 года движение ДВК было ликвидировано решением суда на основании «неконституционной» деятельности в ходе парламентских выборов в 2004 году. В начале 2005 года печальная судьба также настигла партию «Акжол» – в результате многочисленных трений и конфликтов она раскололась на две фракции. Одна из них была нацелена на сотрудничество с другими партиями для выдвижения единого кандидата от оппозиции для участия в запланированных на 2006 год президентских выборах, другая же была критично настроена против этой идеи.

Выборы 2004 года подтвердили, что в Казахстане к тому времени так и не было создано достойных конкурентов партии «Отан», успех которой напрямую связывался с поддержкой Первого президента страны Нурсултана Назарбаева, во многом благодаря доминирующей роли которого были достигнуты высокие показатели экономического роста и социальная стабильность в обществе.

Ставка на эти «ценности» оказалась как никогда актуальной в тот период, когда в конце 2004 года разразились драматические события в Украине и чуть позднее, в 2005 году – в Кыргызстане. Как известно, в ноябре 2004 года вспыхнула «оранжевая революция» в Украине, когда после проведения президентских выборов в этой стране начались массовые протесты и политическая обстановка накалилась до предела.

В соседней Киргизии дело вообще дошло до того, что в марте 2005 года после проведения парламентских выборов и вспыхнувших массовых протестов среди недовольного населения президент страны Аскар Акаев вместе с семьей покинул страну.

 

2005 год: «Новый» президент

В тот период стало очевидным, что в Казахстане, в целях недопущения украинского и тем более – киргизского «сценария», власти продолжат «строгую» политику в отношении оппозиции и появления различных «альтернативных» лидеров. Это было четко обозначено в послании президента Казахстана в феврале 2005 года, в ходе которого Нурсултан Назарбаев неоднократно подчеркнул, что Казахстан не намерен в чистом виде переносить западные демократические ценности и процедуры в нашу страну, а постепенно адаптирует их к «восточной» культуре Казахстана.

Перечислив, каких «серьезных результатов» достиг Казахстан «в либерализации политической жизни» страны, Нурсултан Назарбаев поставил акцент на том, что «все это позволило стране успешно преодолеть наследие прежней эпохи и развиваться более высокими темпами, чем большинство государств Содружества» «в сочетании с сохранением сильного института президентской власти».

Послание 2005 года, тем не менее, подтвердило, что казахстанские власти опасались потенциального риска повторения украинского сценария. В частности, из уст Первого президента прозвучали слова о том, что «нашей повесткой дня» должны стать «радикально новый этап в экономическом и политическом развитии страны, дальнейшая модернизация и демократизация Казахстана». Предложив в ходе послания «Общенациональную программу политических реформ», Назарбаев призвал «на основе диалога со всем обществом» разработать «законодательные контуры» программы политических реформ. Более конкретными пунктами послания при этом стали идеи о децентрализации системы исполнительной власти с возможным переходом к выборности акимов.

Предупредив, что «необдуманные перемены создадут хаос в стране», Нурсултан Назарбаев четко обозначил свои планы в очередной раз баллотироваться на запланированных на 2006 год президентских выборах. Однако, как показала история, время внесло в этот процесс существенные коррективы, и в Казахстане, в очередной раз, было принято решение о проведении досрочных президентских выборов и их переносе на 2005 год.

Проведению президентских выборов предшествовала уникальная ситуация с правовой коллизией, когда в июле 2005 года депутат Мажилиса Валерий Котович подготовил запрос в Конституционный совет страны о противоречии статей 41 и 94 Конституции. Проблема заключалась в том, что после предшествующих выборов Нурсултан Назарбаев вступил в должность президента страны 20 января 1999 года, а поскольку срок правления президента составлял 7 лет, то формально срок истечения его полномочий на этой должности истекал в январе 2006 года.

Согласно другой статье Конституции, выборы президента в Казахстане должны пройти в первое воскресенье декабря. В связи с этим проведение президентских выборов в декабре 2006 года могло привести к тому, что с января по декабрь 2006 года образовывался период в 11 месяцев, когда конституционность пребывания Нурсултана Назарбаева на должности президента страны могла оказаться под вопросом.

После многочисленных дебатов по поводу того, должны ли президентские выборы состояться в декабре 2005 или в декабре 2006 года, данный вопрос был передан на рассмотрение Конституционного совета, который постановил, что выборы должны пройти в декабре 2005 года. После этого Мажилисом Парламента было объявлено, что выборы президента назначены на 4 декабря 2005 года. И хотя в своем выступлении на телевидении Нурсултан Назарбаев упомянул о возможности наложения вето на решение Конституционного совета, было ясно, что «депутатский запрос и работа Конституционного совета», по словам кандидата исторических наук МГУ Алексея Власова, – «это внешняя сторона вопроса», и за ней «стоит давно готовившееся решение президентской администрации, о котором знали уже все». По его выражению, «всем было ясно, что выборы состоятся в декабре 2005 года, и все действия президентской стороны с определенного момента были уже, по сути дела, подготовкой к предстоящим выборам».

Подписание Указа президента от 9 сентября 2005 года «О мерах по реализации избирательных прав граждан Республики Казахстан» стало техническим окончанием этого правового инцидента. В рамках данного Указа Центральной избирательной комиссии, государственным и местным органам власти предписывалось принять определенные меры и действия в связи с предстоящими президентскими выборами.

Как и ожидалось, на должность президента Казахстана был избран Нурсултан Назарбаев, набравший подавляющее число – 91,15% голосов избирателей. Основной «конкурент» Назарбаева – Жармахан Туякбай – занял второе место с 6,61% голосов. Алихан Байменов, представляющий на выборах партию «Акжол», набрал 1,61% голосов избирателей.

 

Экономика предопределила политику

Политические выборы 2004 и 2005 годов прошли в рамках благоприятного экономического климата, что во многом позволило Казахстану избежать повторения ситуации в соседних странах, где массовые митинги граждан во многом были обусловлены ухудшающимся экономическом положением населения.

В Казахстане, по официальным данным, рост реального ВВП по итогам 2004 года сложился на уровне 9,4% (по сравнению с 2003 годом, который, в свою очередь, завершился 9,2%-м ростом). Нефтяной бум, все еще продолжавшийся в то время, позволил добиться 13%-го роста реальных доходов населения и снизить официальный уровень безработицы с 9,1% (в 2003 году) до 8,6% (в 2004 году). Аналогичные тенденции продолжились и в 2005 году, который Казахстан завершил с показателем 9,4%-го роста ВВП. По официальным данным, номинальный ВВП достиг в то время размера в 7,5 трлн тенге. Это примерно составляло $3690 на душу населения, что по тем временам было вторым лучшим значением (после России) среди всех бывших союзных стран. 

Несмотря на то, что социально-экономическая обстановка в Казахстане отличалась от ситуации в Украине и Кыргызстане, вопрос повышения жизненного уровня населения страны остро стоял на повестке дня казахстанских властей, опасавшихся любого проявления социального недовольства. Еще задолго до официального старта предвыборной кампании, в феврале 2005 года, в Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложениями, напоминающими посылы предвыборной кампании: он дал поручения правительству по реализации мер по повышению расходов на социальное обеспечение населения страны.

В частности, президентом были озвучены предложения по выплате с 2006 года малообеспеченным семьям ежемесячных пособий на детей до 18 лет, повышению размеров специальных государственных пособий многодетным матерям. Президентом страны также было дано поручение дополнительно ввести со второй половины 2006 года государственных пособий по уходу за ребенком до одного года – мера, которая изначально планировалась к реализации с 2007 года. Отдельное внимание было выделено одной из ключевой части электората –пенсионерам Казахстана, для которых президент поручил ввести с 1 июля 2005 года дополнительную базовую пенсионную выплату в размере 3000 тенге.

Кроме того, послание также включило повышение с 1 июля 2005 года размеров стипендий студентам вузов и учащимся средних профессиональных заведений более чем в два раза. Президент также поручил дополнительно выделить 2 млрд тенге в течение ближайших 5 лет на нужды системы гарантирования кредитов для студентов. Одним из основных акцентов послания стали поручения по повышению с 1 июля 2005 года на 32% заработной платы работникам бюджетной сферы – учителям, врачам, работникам культуры и социальной сферы. Было также озвучено предложение об увеличении с 1 июля 2005 года минимального размера заработной платы до 9200 тенге, что должно было дать стимул к повышению заработной платы не только в государственном, но и в частном секторе.

«Я всегда говорил, что наступит это время, когда мы, наладив экономику, улучшим жизнь наших граждан. Как видите, такое время наступает. И я выполняю свои обещания», – заявил Нурсултан Назарбаев, дав всем понять об уверенности в своей победе на будущих президентских выборах.

Февральское послание подтвердило, что на протяжении последующих лет основной темой экономической политики Казахстана будет активное участие государства в реализации проектов по диверсификации казахстанской экономики. Как мы уже подчеркивали в предыдущем номере, в 2003 году Казахстан принял Стратегию индустриально-инновационного развития, основными проводниками которой должны были стать пять государственных институтов развития: Банк развития, Казахстанский инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также Центр маркетингово-аналитических исследований (ЦМАИ), получившие свою специализацию для реализации прорывных проектов в индустриальном развитии страны.

Стратегией задумывалось, что эти институты, в особенности Банк развития, Инвестиционный и Инновационный фонды откроют финансирование для рискованных проектов, игнорируемых традиционным банковским сектором, и это даст импульс трансферту технологий и развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью. Также возлагалась надежда на то, что такая политика даст толчок реализации кластерной инициативы, для разработки которой были привлечены авторитетные зарубежные ученые и эксперты. Кластеры должны были получить развитие в таких сегментах рынка, как туризм, пищевая и текстильная промышленность, нефтегазовое машиностроение, металлургия, производство строительных материалов, транспортно-логистические услуги.

 

Асель АЛИШЕВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -