Настройки
Язык
Тема
Обновление

2006 год: Перегрев в политике и экономике

Проведение парламентских выборов в 2004 году и переизбрание президента на новый срок на выборах в 2005 году не охладили политическую обстановку в Казахстане. В экономике страны также наблюдался перегрев, подпитываемый нефтяным бумом и безудержным ростом внешних займов со стороны банковского сектора.

СР

После гибели в ноябре 2005 года известного политического деятеля Заманбека Нуркадилова в феврале 2006 года общественность страны потряс очередной шок – в Алматинской области был найден застреленным другой известный политик Казахстана – Алтынбек Сарсенбаев, который до окончательного перехода в лагерь оппозиции занимал высокие государственные позиции вплоть до сентября 2004 года.

 

Политика: Страсти накалились

Трагическая гибель политических активистов Нуркадилова и Сарсенбаева была воспринята многими наблюдателями как признак обострившейся внутренней борьбы среди различных группировок, приближенных к казахстанским властям. В основном эти домыслы касались близких членов семьи первого президента, которые рассматривались многими обозревателями в качестве основных претендентов на приход к власти после окончания правления Нурсултана Назарбаева.

Конфликт в то время сконцентрировался на фигуре «старшего» зятя президента – Рахата Алиева, который оказался отрицательным образом замешан в другом громком инциденте – в случае с похищением банкиров Нурбанка в январе 2007 года, после чего он в срочном порядке был назначен послом Казахстана в Австрии.

Этот шаг рассматривался многими обозревателями как мера по удалению Алиева из радара внутренней политики страны. Что касается Дариги Назарбаевой, дочери президента, то, хотя ее партия и не проявила себя во время парламентских выборов 2004 года, она все же продолжала сохранять огромное влияние в политической жизни страны. Несмотря на провал на выборах, она стала часто высказываться по различным вопросам внутренней политики. В частности, в конце января 2006 года Дарига Назарбаева призвала к проведению политической реформы, намекая на необходимость перераспределения президентских полномочий. В июле 2006 года, однако, ситуация несколько поумерилась, и партия «Асар» объединилась с республиканской партией «Отан», в конце года получившей свое нынешнее название – «Нур Отан».

2006 год внес изменения и в судьбу другого стана президентской семьи – в феврале было принято судьбоносное решение о создании национальной холдинговой компании «Самрук», призванной управлять активами крупнейших государственных компаний Казахстана, среди которых на первом этапе числились такие гиганты, как «КазМунайГаз», Казахстанские железные дороги, Казахстанская компания по управлению энергетическими сетями «КЕГОК», Казпочта, Казахтелеком. Заместителем председателя правления холдинга стал другой зять первого президента Казахстана – Тимур Кулибаев, одновременно возглавивший советы директоров КЕГОК и КазМунайГаз, что, по мнению многих обозревателей, еще более усилило его экономическое влияние в стране.

2006 год также запомнился многим казахстанцам дальнейшим укреплением позиций Карима Масимова, служившего помощником президента с 2003 года. Вступив в 2006 году на очередной срок президента страны, Нурсултан Назарбаев открыл его призывом к достижению чрезвычайно амбициозной цели – вхождением Казахстана в число 50 самых конкурентоспособных стран мира в последующие 10 лет. И хотя запуск этой идеи президент доверил правительству Даниала Ахметова, однако, переназначив его на позицию премьер-министра, Нурсултан Назарбаев четко обозначил, что главную роль в реализации новых стратегических идей будет играть другой человек.

Им стал Карим Масимов, занявший в правительстве Ахметова должность заместителя премьер-министра. «Будучи моим помощником, он занимался экономическими вопросами и был одним из разработчиков Стратегии индустриально-инновационного развития. Надеюсь, что, с одной стороны, огромный опыт и прагматизм, а с другой стороны, знание тенденций современной мировой экономики, сделают этот тандем эффективным в осуществлении поставленных задач», – заявил Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на совместном заседании палат Парламента в январе 2006 года. В начале 2007 года, как известно, Даниал Ахметов покинул пост главы казахстанского правительства, и на пост «второго человека в государстве» официально вступил бывший помощник первого президента страны – Карим Масимов.

 

Экономика: растущий пузырь

Политические изменения в Казахстане в 2006 году не привели к серьезным последствиям в экономической жизни страны. Продолжавшийся нефтяной бум позволил Казахстану добиться высоких показателей экономического роста – на 10,6% в реальном выражении в 2006 году. Это намного превысило прогнозный показатель казахстанского правительства, прогнозировавшего получить в том году 9%-й прирост ВВП.

Растущие поступления от нефтяного экспорта дали возможность казахстанскому правительству улучшить целевые установки бюджетной политики и получить еще в 2005 году профицит в размере 46,7 млрд тенге, или 0,6% от ВВП (вместо ожидаемого правительствам дефицита в размере 113 млрд тенге). В основном это было достигнуто благодаря более чем двукратному увеличению сбора подоходного налога, при этом сумма поступлений от налога на прибыль компаний сырьевого сектора выросла в 6 раз – с 59 млрд тенге (в 2004 году) до 370 млрд тенге (в 2005 году). В целом это привело к 2005 году к увеличению государственных доходов на 63% в номинальном выражении и повышению их в структуре ВВП с 22,8% до 28,3%.

Такой скачок в бюджетных поступлениях позволил Казахстану в то время пересмотреть планы и по бюджетным расходам – было принято решение об их увеличении до 27,7% от ВВП в 2005 году (по сравнению с 23% в 2004 году). Такое увеличение расходов (на 57%) во многом было продиктовано необходимостью реализации предвыборных обещаний первого президента, данных в 2004-2005 годах.

Несмотря на то, что представители международных финансовых организаций советовали правительству воспользоваться благоприятной ситуацией и увеличить расходы на улучшение инфраструктуры и другие долгосрочные цели, правительство направило щедрые выплаты на краткосрочные цели, что было связано с предшествовавшими обещаниями увеличения социальных выплат и заработной платы работников государственного сектора.

В 2006 году ситуация получила аналогичное развитие – правительство получило бюджетный профицит в размере 81,6 млрд тенге ($647 млн, или 0,8% от ВВП), и расходы бюджета составили исторически высокое значение на уровне в более чем 20%, увеличившись за год на 10,5%.

Тем временем, еще в 2005 году, МВФ стал бить тревогу, напоминая правительству, что такое «фискальное послабление» приведет не только к росту инфляции, но и в целом не даст общего положительного эффекта для экономики страны. Особенно это касалось роста заработной платы работникам государственного сектора, что прозвучало в Послании президента 2005 года и которое казахстанское правительство запустило уже с 1 июля 2005 года. На повестке дня в то время стояло еще одно обещание – повышение с 2007 года заработной платы работникам государственного сектора еще на 30%.

Послание президента 2006 года, с которым Нурсултан Назарбаев обратился к народу Казахстана 1 марта, содержало дополнительный комплекс мер по увеличению государственных расходов на социальные выплаты. В частности, это касалось увеличения выплат различным категориям граждан с 1 июля 2006 года (ветеранам, вдовам, например).

Повышение темпов роста экономики и ускоряющаяся инфляция (с 6,5% в 2003 году до 6,9% в 2004 году, 7,6% – в 2005 году, 8,6% – в 2006 году) стали оказывать в тот период все большее давление на действия Национального банка Казахстана, который, не располагая адекватными финансовыми инструментами,  сталкивался с проблемами стерилизации масштабных притоков иностранной валюты, получаемой от нефтяного экспорта. На рост предложения иностранной валюты также влияло в то время стремительное повышение внешних займов со стороны частного сектора. Это привело к тому, что цены на недвижимость в стране в 2005 году в крупных городах Казахстана выросли на 20-30%, а за период с 2000 по 2005 год они поднялись в 10 раз!

На фоне такого перегрева Национальный банк Казахстана заявил о том, что будет пересматривать учетную ставку на квартальной основе и требования по минимальным резервам банков, в целях замедления роста выдачи кредитов. Начиная с 1 октября 2005 года, Нацбанк пошел на изменения в методологии расчета минимальных резервных требований, согласно которым стал включать внешние обязательства и исключил депозиты в Национальном банке, кредиты «овернайт» и активы в золоте, против которых коммерческие банки могли заимствовать средства. Эти меры привели к существенному сокращению базы по активам коммерческих банков, что, в свою очередь, снизило их «кредитный» потенциал (по выражению экономистов EIU).

В 2006 году Нацбанк также повысил учетную ставку рефинансирования – в совокупности на 100 базисных пунктов. Эта мера имела несколько ограниченный результат в силу того, что казахстанские банки не нуждались в масштабном рефинансировании, хотя она оказала эффект на краткосрочные ноты и депозиты в Нацбанке.

Дополнительной проблемой для Национального банка в то время стало ускоряющееся укрепление тенге в реальном выражении. После того как тенге укрепился до 120 тенге за один доллар в июне 2006 года, Национальный банк стал усиленно «вмешиваться» в операции на рынке иностранной валюты. Эти меры дали временный эффект, позволив тенге упасть до 130 за доллар в октябре 2006 года. Однако в апреле 2007 года национальная валюта снова повысилась в стоимости – до 123 тенге за доллар. Такая ситуация подтверждала, что за укреплением тенге стояли базовые факторы, связанные с масштабным притоком иностранной валюты в Казахстан.

В то время Нацбанк столкнулся с тем, что повышение учетной ставки, на которое пошло руководство банка в 2006 году, могло еще более усилить укрепление тенге, путем привлечения еще большего притока твердой иностранной валюты в Казахстан. Избыток твердой валюты в стране в основном черпал себя из увеличивающихся поступлений от нефтяного экспорта, что стало усиленно расширять внутреннее денежное предложение. Это, как мы уже подчеркивали, оказывало давление на Национальный банк, который в то время неимоверными усилиями смог снизить рост денежного агрегата М2 (наличные деньги в обращении) с 70% (в 2004 году) до 25% (в 2005 году).

Перегрев экономики, подпитываемый бурным ростом банковского кредитования, был также опасен тем, что основывался на зарубежных источниках. При этом масштабные внешние ресурсы проходили через отечественные банки, которые в то время еще не до конца созрели в качестве эффективных денежных посредников.

К примеру, в январе 2006 года совокупный объем банковских активов в Казахстане составлял около 2 трлн тенге ($115 млрд), в то время как внешний долг банковского сектора к концу третьего квартала 2005 года достиг $9,4 млрд. Эти данные говорили о том, что объем внешнего долга казахстанских банков в 4 раза превышал размер внешнего долга казахстанского правительства.

При этом доля краткосрочных обязательств в структуре внешнего долга казахстанского банковского сектора также значительно возросла, достигнув практически 32% к концу третьего квартала 2005 года (против 27% годом ранее). В целом же общий объем выданных кредитов экономике в январе 2006 года достиг 2,6 трлн тенге, что было на 72% выше уровня января 2005 года (1,5 трлн тенге). Несмотря на то, что структура выдаваемых кредитов сдвинулась в сторону местной валюты и более длинного срока их погашения, озабоченность по поводу качества принимаемых решений по выдаче кредитов усиливалась. Особую тревогу вызывал рост ипотечного кредитования, происходящий на фоне раздувающегося пузыря на рынке недвижимости.

 

Нефтяной бум и улучшение условий жизни – проблемы остались

В целом нефтяной бум предшествующих пяти лет (2000-2005 годы) привел к некоторому росту реальных денежных доходов населения, что отразилось, например, в повышении объемов розничной торговли – на 10% с 2003 года (к 2005 году) и на 12,4% – в 2005 году.

Существенную подпитку росту денежных доходов оказали также правительственные меры по повышению заработной платы работников бюджетного сектора, объявленные накануне президентских выборов. 30%-е увеличение с июля 2005 года оказало повышающее давление на рост оплаты труда в остальных секторах экономики, как в номинальном, так и реальном выражении.

К примеру, по данным экспертов EIU, в долларовом выражении заработная плата в Казахстане в течение 2005 года выросла более чем наполовину. Средний уровень доходов на душу населения в 2005 году составлял 185 313 тенге ($1425), что означало 12%-й рост в реальном выражении. По данным на 1 января 2007 года средний размер заработной платы в Казахстане составлял 45 716 тенге, что означало рост в номинальном выражении на 27%, и в реальном – на 17% (в годовом измерении).

Проблема, однако, в Казахстане заключалась (и до сих пор заключается) в том, что рост доходов населения показывает слабое взаимодействие с показателями роста экономики. Дело в том, что рост производства в Казахстане концентрируется в отраслях, которые не отличаются высокой трудоемкостью.

К примеру, нефтегазовый сектор, на буме которого Казахстан смог достичь высоких показателей экономического роста в те годы, имеет относительно низкую численность занятого населения. Беспрецедентный рост отрасли строительства в те годы (на 38% в 2005 году, против 11,2% роста в 2004 году, и на 35,6% – в 2006 году) также не принес существенного сдвига в улучшении доходов населения страны, поскольку огромная доля занятых представляла собой незарегистрированных иммигрантов.

В силу этого уровень безработицы в Казахстане, несмотря на растущую экономику, оставался на относительно высоком уровне – около 8% на начало 2007 года. При этом повышение уровня оплаты труда в экономике означало, что казахстанцы стали «пренебрежительно» относиться к низкооплачиваемым рабочим местам, и их места стали заполняться «дешевыми» мигрантами. По оценкам, в те годы на сезонные работы приезжало порядка 45 тыс. граждан в год из соседнего Кыргызстана, и еще больше – из Узбекистана. По официальным данным, к концу 2006 года в Казахстан прибыло 164 400 рабочих из стран СНГ, 70% из которых являлись приезжими из Узбекистана.

 

Асель АЛИШЕВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -