Цены на газ в Европе, по данным нидерландской биржи TTF, за последнюю неделю колебались вокруг уровня $1100 за тысячу кубометров, причем в начале текущей недели немного начали снижаться.
Агентство Bloomberg и «Газпром экспорт», дочерняя компания российского «Газпрома», сообщили о снижении спроса европейских промышленных потребителей на газ из-за слишком высоких цен.
В частности, немецкая энергетическая компания E.ON временно отказалась от заключения договоров на поставки газа. А председатель совета директоров французской корпорации Total Патрик Пуяннэ обвинил в росте цен на газ в Европе слишком быстрый переход на возобновляемую энергетику, что увеличивает риски для потребителей электроэнергии. Тем временем на «Российской энергетической неделе» в Москве официально сообщалось, что «Газпром» в октябре нарастил поставки газа в Европу на 15%, и новости о росте предложения приостановили рост цен на газ на европейских рынках.
Некоторая приостановка роста цен на газовом рынке могла быть также связана и с новостями о замедлении экономического роста в Китае. ВВП КНР за 3 квартал 2021 года рос намного медленнее, чем ожидали аналитики, – всего на 4,9% в годовом выражении и всего на 0,2% по сравнению со 2 кварталом текущего года. Замедление роста в Китае может способствовать более экономному потреблению энергоресурсов в связи с чем рост цен на газ в КНР, к которому подтягиваются европейские биржевые цены, может прекратиться. Власти Китая объявили о намерении сделать ценообразование для электростанций, работающих на угле, более гибким и рыночным, чтобы скорее преодолеть энергетический кризис.
На газовый кризис в Европе и Юго-Восточной Азии откликнулись и в нефтяном альянсе ОПЕК+, хотя мнения были, как это часто имеет место быть внутри альянса, прямо противоположные. Так, в министерстве энергетики Объединенных Арабских Эмиратов тем временем оценили, что текущие уровни цен на нефть и газ являются максимумами года, однако не решились спрогнозировать, когда начнется снижение цен. А в министерстве энергетики Саудовской Аравии считают, что мировому газовому рынку нужен регулятор, для модели которого можно взять за основу модель альянса ОПЕК+, в противном случае резких падений или резкого роста цен на газ не избежать и в будущем.
В Китае, тем не менее, официальные лица выражают уверенность в скорейшем преодолении энергетического кризиса: так, в Народном банке Китая считают кризис временным, как и рост инфляции цен производителей в стране, и ожидают снижения промышленной инфляции к концу текущего года.
Текущий энергетический кризис в Китае для Казахстана как поставщика газа в эту страну выглядит, скорее, возможностью увеличить доходы от экспорта, чем существенным риском. Поставки газа в Китай осуществляются по газопроводу «Казахстан-Китай» на основе контрактных цен. В некоторые провинции Китая уже поставляются дополнительные объемы угля из Казахстана, не исключено, что поставки газа тоже могут вырасти, если будет такой запрос у Китая.
Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари», Москва