30666

В то время как алматинцы и жители других городов Казахстана, изнывающие от жара по-зимнему нагретых батарей отопления, вынуждены открывать настежь окна и форточки, чтобы охладить жилье, в развитых странах жителей учат выживать в холода без электричества и газа, значительного подорожавших там в последнее время.

Большинство из этих стран обделено углеводородными ресурсами и в придачу делает ставку на возобновляемые источники энергии в борьбе за экологию, поэтому не может позволить себе отопительную роскошь.

 

За что боролись…

Вот и размещает в соцсетях, к примеру, Федеральное управление по вопросам гражданской защиты и помощи при стихийных бедствиях Германии видеоролик с советами, как выживать в квартире при отключенном отоплении и электричестве. На видео пожилая женщина замерзает в своем жилище, у нее идет пар изо рта. Для начала она надевает куртку, шарф и перчатки, потом утепляет окна, заклеивая их фольгой. Потом делает из цветочных горшков самодельную мини-печурку на свечках, чтобы согреться самой и принять в гости молодую пару. В итоге все располагаются вокруг этой печки, не снимая верхнюю одежду и протягивая временами руки к нагретым горшкам, тогда как ноги приходится укутывать теплыми пледами.

Судя по динамике цен на газ в Европе, такой сценарий сегодня выглядит вполне реалистичным. Ведь если в начале этого века цена на «голубое топливо» складывалась там на электронной торговой площадке с точкой сдачи на виртуальном газовом хабе National Balancing Point (NBP, «Национальная балансовая точка») в Великобритании на уровне в $100 за 1 тысячу кубометров, то в начале октября текущего года они вплотную подошли к $2 000.

Теперь рыночная цена на газ определяется на хабе Title Transfer Facility (TTF, «Главный пункт перевода») в Нидерландах по результатам торгов, проводимых амстердамской биржей ICE-Endex Exchange. В ситуацию пришлось вмешаться российскому президенту Владимиру Путину, заявившему о возможном увеличении предложения на газовом рынке со стороны России, после чего биржевые цены на газ начали падать.

Впрочем, сам по себе газ тут ни при чем. Европу, давно ставящую в энергетике не на углеводородное ископаемое сырье (уголь, нефть, газ) и атомные электростанции, а на возобновляемые источники энергии, в первую очередь ветер, солнце и биогаз, подвела безветренная погода, установившаяся на несколько недель в конце лета на Северном море. Ветряные станции, расположенные там, резко сократили выработку, из-за чего в Великобритании цены на электроэнергию подпрыгнули в разы, а в Германии почти в полтора раза. В итоге пришлось срочно запускать газовые и даже угольные электростанции. В Германии ситуация усугубилась еще и тем, что под давлением «зеленых» там сворачивают еще и атомную энергетику.

 

К «голландской болезни» привыкли, справимся и с углеродной нейтральностью

Для казахстанских угольщиков такие перемены на европейском рынке стали манной небесной. После падения в прошлом году экспорта угля почти на четверть в стоимостном выражении, за 7 месяцев текущего года его объем увеличился на 31,9%, а в натуральном исчислении – на 29,2%. Примечательно, что львиная доля нашего угля пошла в Россию, где тоже не стояли на месте, увеличив его добычу за январь-сентябрь на 8,7%. Приобретали казахстанский уголь и Украина с Белоруссией. А в дальнем зарубежье он дошел до Швейцарии, Великобритании и Турции. И это неудивительно, поскольку по оценкам аналитиков за минувшее лето энергетический уголь подорожал более чем на 60%. А в начале октября в Европе цены на него поставили новый рекорд, перевалив планку в $300 за тонну! При этом угля не хватает и в Азии.

Конечно, нельзя не порадоваться за отечественных угольщиков, которым высокие цены на уголь несут дополнительные весомые доходы. Свою маржу получат и нефтяники с газовиками. Как уже не раз могли убедиться казахстанцы, ничего плохого в приступах «голландской болезни» нет. Бюджет и Национальный фонд РК получают новые поступления газо-, угле- и нефтедолларов, что позволяет своевременно выплачивать пенсии и пособия, реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, увеличивать зарплаты бюджетникам и так далее.

Своя доля финансового «пирога» в те «тучные» годы доставалась и СМИ в виде рекламных доходов. Ведь до сих пор редакции с удовольствием вспоминают «золотой дождь» рекламы, обрушившийся на СМИ в первом десятилетии этого века перед глобальным финансовым кризисом 2007-2008 годов.

С другой стороны, глава государства вполне ясно заявил, что Казахстан намерен достичь углеродной нейтральности к середине текущего века. Для этого придется трансформировать национальную экономику, зависящую сегодня от добычи и сжигания углеводородных ресурсов, в пользу ВИЭ, модернизировать топливно-энергетический комплекс, пересмотреть индустриальную и агропромышленную политику, перевести на новые рельсы ЖКХ и радикально изменить образ жизни казахстанцев.

Как именно произойдет этот исторический переход страны к новому энергетическому бытию, минимально зависящему от углеводородного ископаемого сырья, пока не очень понятно. Ведь зимы у нас гораздо холоднее по сравнению с Европой, а расстояния и территория намного больше, поэтому на ветряки, солнечные батареи вместе с немногочисленными ГЭС рассчитывать не приходится, даже если вместе с ними будут работать атомные электростанции.

Здесь поучителен печальный опыт не только Германии и других европейских стран, но и соседнего Кыргызстана, которому предсказывали светлое экологическое будущее по причине огромного гидроэнергетического потенциала этой страны. Светлым оно должно было стать после поголовного перевода потребителей на прямое электрическое отопление, которое обходилось бы жителям гораздо дешевле энергии, получаемой на ТЭЦ от сжигания угля.

По такому пути давно и успешно продвигается Норвегия вместе с некоторыми другими развитыми странами. Увы, у Кыргызстана такой прогрессивный переход не удался, в результате его столица – Бишкек – отапливается в основном углем за исключением нескольких десятков многоэтажек. К тому же из-за снижения уровня воды в Токтогульском водохранилище теперь приходится экономить энергию, получаемую с ГЭС.

 

 

С таким фундаментом все по плечу

Напомним, что и в Казахстане были попытки перейти на электрическое отопление в пору, когда энергетики предлагали дифференцированные тарифы, введенные с 2009 года. Тогда, к примеру, владельцы частных домов или теплиц могли отапливать их ночью по минимальному тарифу, а днем отключать отопление.

Но с августа 2017 года Министерство энергетики отменило такие тарифы, что привело к их неизбежному росту. Что касается ВИЭ, то их доля в общем балансе мала, а вырабатываемое ими электричество обходится гораздо дороже. Да и неспециалистам понятно, что в наши морозы, когда дни коротки, а солнце светит, но не греет, надеяться можно только на углеводородные ресурсы, в первую очередь на уголь и газ. Как бы их ни уничижали экоактивисты, называя «экскрементами дьявола» и предвещая «проклятье ресурсов» странам, богатыми такими ископаемыми источниками энергии, пока полноценной замены им в нашей стране нет и не предвидится в ближайшие десятилетия.

Другое дело, что уже сегодня можно экономить эти ресурсы, подавая с ТЭЦ в жилье меньше тепла, когда слабеют холода, дабы не приходилось массово открывать окна и форточки, когда дома температура зашкаливает под плюс 30! Технологии «Clean coal» – чистого сжигания угля – позволяют использовать его без нанесения вреда окружающей среде в нынешних масштабах. Ветераны же редакции ДК, которым довелось топить печки и котлы в частном секторе, с удовольствием вспоминают уголь-«орешек», официально именуемый «длиннопламенный орех мелкий», или сокращенно «ДОМ».

Этот уголь горел практически без дыма по причине низкого содержания серы в нем, оставляя после сгорания не шлак, а лишь немного пепла наподобие дров. Есть еще технологии газификации угля, позволяющие развивать углехимическую промышленность, как это делается в соседнем Китае и других странах. Ее продукция используется для выпуска удобрений, тканей, пластмасс, предметов повседневного обихода и других товаров, а также экологически чистого топлива.

Развивать возобновляемые источники энергии, конечно же, нужно. Но делать это лучше одновременно с совершенствованием доставшейся нам в наследство от «плохого» СССР старой советской системы, благодаря которой в наших домах тепло, и даже в сильные морозы можно ходить в них в футболках и шортах, а не изобретать обогреватели на свечках, трясясь от холода в куртках, перчатках и шапках.

Выработка тепла и электроэнергии на угольных станциях, транспортировка до потребителей, промывка и опрессовка отопительных систем, слаженная работа энергетиков, сантехников и других служб жилищно-коммунального хозяйства, надлежащая подготовка к отопительному сезону и быстрое реагирование на аварии – все звенья этой наработанной десятилетиями сложной системы у нас относительно успешно функционируют. Особенно это проявилось в прошлом году во время действия режима ЧП из-за пандемии коронавируса.

На этот прочный фундамент можно настраивать другие составляющие отечественной энергетики, развивая ее равновекторно и балансируя разные источники в зависимости от меняющихся природных условий. Огромный потенциал имеет цифровизация этой отрасли с использованием «интернета вещей», мобильной связи 5G и спутникового широкополосного интернета. Но при этом главное – следовать народной мудрости, которая учит: «На весну надейся, а дрова припасай!».

 

Тулеген АСКАРОВ, фото с сайта kaztransgas.kz

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -