В преддверии Всемирного дня балета в Актауской Ассамблее народа Казахстана состоялось памятное мероприятие «Заманмен заңғарланған Нұрсұлу», посвященное выдающейся казахстанской танцовщице Нурсулу Тапаловой (1923-1998). По инициативе хореографа-исследователя Серика Сариева со всего Казахстана съехались видные деятели искусства, чтобы принять участие в работе круглого стола, увидеть уникальную выставочную экспозицию, посмотреть документальную киноленту в память о талантливой исполнительнице прошлого столетия. Мероприятие состоялось при поддержке областного акимата Мангистауской области.
Мало кто знает, что в военные годы Нурсулу Тапалова танцевала на сцене оперного театра в одном спектакле с Галиной Улановой, не имея при этом специальной классической подготовки. Зарема в ее исполнении в балете «Бахчисарайский фонтан» была настоящей восточной красавицей. Старожилы помнят невероятно эмоционально насыщенный испанский танец, каким только может быть страстное исполнение с элементами фламенко из балета «Лебединое озеро». А первым дебютным исполнением стала роль простой колхозной девушки Дариги в балетном спектакле «Весна» («Коктем») на музыку Надирова. В танцевальных движениях танцовщица передавала дух народного танца. Она словно порхала, жила в танце, не представляя себя вне его. По архивной хронике восстановлен танец Нурсулу, в рамках проекта «Бидын нуры-Нурсулу». Эти и многие другие уникальные факты из творческой жизни великой танцовщицы на протяжении 4-х лет изучает и исследует режиссер-хореограф, руководитель ансамбля «Жорга», отличник культуры РК Серик Сариев.
– Мне всегда было интересно ее творчество, и поэтому, вот уже четвертый год, я с большим интересом исследую творческий путь Нурсулу Тапаловой. Когда у меня спрашивали, кто такая Нурсулу Тапалова, то я мог сказать, что первая балерина, певица, киноактриса и танцовщица. Более подробной и глубокой информации о ней было практически не найти. Этот интерес со временем перерос в определенную исследовательскую деятельность. Занимаясь глубоким изучением истории жизни и творчества Нурсулу Тапаловой, я познал разные стороны ее жизни, – говорит Серик Сариев. – Увлеченно изучая материал, можно найти много интересных фото-, видеоматериалов и фото-фактов. Особенно, если делать это целенаправленно, вкладывая в проект свои финансовые сбережения. Имея накопленный материал, приходит осознание, что она личность, которая не вошла, а стремительно ворвалась в балетный мир танца, не имея при этом специального образования. Это был бриллиант, сверкающий в танце всеми цветными гранями и их оттенками, обладающий врожденным природным даром. 30-40-е годы прошлого столетия ознаменованы эпохой становления казахского театра оперы и балета. В этот период Нурсулу Тапалова была очень востребована и для режиссеров, и для балетмейстеров, несмотря на то, что имела всего лишь двухгодичное подготовительное образование. В каждой ее работе был виден профессионализм, выполняемый с большой любовью и максимальной отдачей. Этого не могли не заметить деятели искусства того периода. В 40-х годах Нурсулу стала примой казахского балета, исполняя главные танцевальные партии перед первыми лицами государства. В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы она была не только артисткой, ведущей активную концертную деятельность, но и проявила себя, как достойный патриот своей Родины, активно занималась общественной деятельностью, стала депутатом, прилагала все усилия на восстановление послевоенной разрухи. Ежегодно молодой оперный театр, которому еще не было присвоено имя Абая, впитывал в себя все богатство национального и мирового классического наследия. На его сцене создавались уникальные образцы музыкально-сценического искусства. Каждый театральный сезон пополнялся новыми постановками. Нурсулу тоже была в постоянном творческом поиске, открывала для себя новый жанр в искусстве, исполняя вокально-хореографические номера. Перед выступлениями она очень волновалась, но в очередной раз имела успех зрительских симпатий и долгие, продолжительные овации. С концертной программой в 1958 году Нурсулу Тапалова приняла участие в третьей декаде казахского искусства и литературы в качестве Заслуженной артистки КазССР. До меня уже были специалисты, работающие в этом направлении. Благодаря труду своих предшественников мне намного легче было собрать полный материал о Нурсулу Тапаловой.
И вот, 14 октября нами презентован был проект «Заманмен заңғарланған Нұрсұлу», состоящий из трех отделений. Первое отделение – это выставка из пяти экспозиций, включающая 132 экспоната, куда входят картины художницы Юлии Кошкиной из Санкт – Петербурга, работы казахстанских художниц Жансаи Борашевой и Жұлдыз Жолбарыс. Для работы использовались все современные методы живописи и художественно-изобразительного искусства. На выставке представлено множество портретных изображений танцовщицы, включая электронную живопись, графику, печать на натуральном дереве, на холсте, масляную живопись. Была воссоздана реконструкция сценического костюма, афиш выступлений Нурсулу Тапаловой. Раздобыли мы фотографии из семейного архива, ее личные архивные материалы, где помимо ее собственной автобиографии была и автобиография ее младшего брата Нургали Тапалова, который тоже был артистом хора при театре оперы и балета им. Абая. Заинтересовала многих и уникальная фотография Шары Жиенкуловой с Нурсулу Тапаловой. Сохранена даже афиша с изображением красавицы Нурсулу работы театрального художника Сергея Калмыкова. Судя по вспышкам смартфонов и фотокамер, интерес к выставке был исключительный.
Вторым отделением памятного мероприятия стал большой круглый стол при участии хореографов республиканского масштаба, музейных работников и СМИ. В рамках круглого стола с докладами о творчестве выдающейся танцовщицы выступили известные хореографы страны. Старожилы делились воспоминаниями и эксклюзивной информацией о Нурсулу Тапаловой.
В третьем отделении состоялась презентация документального фильма «Заманмен заңғарланған Нұрсұлу». Монтаж документального фильма осуществлял Бакытжан Бозабаев. Спустя месяц Бахытжан предоставил первый вариант будущей работы. Подготовка к фильму началась в 2020 году. Съемки проходили в феврале 2021 года в Атырау, в июне в Актобе и Алматы, а в августе в Мангистау и в населенных пунктах Шетпе, Жармыш, Жанаозен, Актау. С самого начала и до конца проекта с нами работал профессиональный фотограф Бакытжан Туржан.
И финальным этапом этого проекта, вишенкой на торте, стало восстановление танца Нурсулу Тапаловой. Эту композицию мы назвали «Бидын нуры-Нурсулу», то есть как «Посвящение Нурсулу». Танец из ее репертуара, где восстановлена была не только музыка, но и сценический костюм, и танцевальная хореография. Музыкальная композиция, созданная основателем Мангистауской домбровой школы Абыла Таракулы (1820-1892), «Аренжаннын шалкымасы» обладает танцевальным ритмом. Произведение очень легкое, мелодичное, приятное на слух. В оригинале музыка была только в исполнении на домбре, а Айдарбек Онайбаев сумел заново записать ее в исполнении ансамбля. Обновленное произведение прозвучало в исполнении этно-фольклорного ансамбля «Ақшагыл». Надо отметить, что немалых усилий стоило само возрождение танца, его воссоздание и сценическое воплощение. Такого нет нигде по всему Казахстану, мы первые, кто восстановил и осуществил этот проект. Танец, исходящий с большого экрана сохранившейся видеохроники Нурсулу, исполнялся параллельно с живым танцем солистки ансамбля «Жорга» Аягоз Хайруллиной. Это исполнение вызвало одновременно и восторг, и слезы у большинства присутствующих. Для возрождения танца Аягоз, тщательно изучив и досконально проанализировав каждый танцевальный жест, сумела воплотить его в танцевальной композиции. Особая благодарность Казыбеку Мырзагулову за то, что он круглосуточно трудился, подготавливая видеоконтент к постановке.
Наряду с музыкой и танцем, большой поиск работы проделан и в подготовке копии сценической одежды, разработкой которой занималась дизайнер Тарбия Айдымбаева. Стоит подчеркнуть, что в костюме присутствуют элементы орнамента, свойственные жителям западной части страны.
В наших ближайших планах осуществить этот уникальный проект в Атырау, Актобе, Нур-Султане, Алматы. И хотя в выставку были вложены немалые средства, мы не собираемся зарабатывать на этом. Основная цель и задача нашего проекта в сохранении и пропаганде наследия Нурсулу Тапаловой, передаче фактов будущему поколению. Очень надеемся на поддержку коллег из вышеперечисленных городов. Пользуясь случаем, приношу огромную благодарность всем, кто поделился воспоминаниями о Нурсулу-апай, кто оказал посильную поддержку и помогал в осуществлении проекта. Благодаря сплоченности командного духа проект реализован и представлен будет как в столице, так и в крупных городах страны.
Айгуль БЕЙСЕНОВА