Энергия хаоса, или Почему переход на зелёную энергетику поставил мир на грань энергетического кризиса

18117

Европа, объявившая отказ от угольного прошлого, вовсю скупает «грязный» уголь по завышенным ценам и расконсервирует закрытые под давлением зеленой повестки угольные шахты.

Самый резонансный случай произошел в Польше, где в сентябре отказались закрывать шахту «Туров», добывающую 7% польского угля – основного топлива страны: свыше 70% энергобаланса Польши составляет как раз-таки уголь.    

Польское правительство планировало, что страна к 2049 году полностью откажется от угля. Однако жизнь внесла свои коррективы. Нехватка электроэнергии не дает стране уйти от угля. Польское правительство в ситуации с шахтой «Туров» не остановил даже ежедневный штраф в 500 тысяч евро, который будет начисляться до прекращения добычи на шахте. Оказалось, что штрафы – наименьшее зло по сравнению с обозначившимся энергетическим кризисом и нехваткой электроэнергии в зимний период. Важным для небольшой экономики Польши является и стоимость производимой электроэнергии. В данный момент уголь остается наиболее дешевым ископаемым топливом, особенно на фоне все еще остающейся дорогой зеленой энергетики.

Несмотря на экономическую выгоду использования угля, Европа проводит добровольный бескомпромиссный вывод из эксплуатации сотен электростанций, работающих на природном угле и газе, взяв курс на зеленую энергетику. Грязный уголь заменятся экологически чистыми видами энергии – ветряной и солнечной, под эти цели бюджеты европейский стран выделает значительные суммы.    

Мировые надгосударственные структуры оперируют мнением, что использование угля грозит планете повышением температуры с вытекающими для природы и человечества глобальными последствиями.  В авангарде борьбы с угольными шахтами находится ООН. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал сократить к 2030 году использование угля в производстве электроэнергии на 80% по сравнению с 2010 годом, отметив, что сегодня выгодней и дешевле строить мощности с возобновляемыми источниками электроэнергии, чем новые угольные электростанции.

На самом деле скоротечный отказ от ископаемого топлива вызывает у специалистов массу вопросов. В многочисленных публикациях и комментариях говорится, что, не умоляя достоинств и преимуществ возобновляемых источниках энергии (ВЭИ), энергетический переход осуществляется довольно стремительно, без учета состояния дел в экономике стран и окружающей среды. Выход из кризиса 2020 года крупнейших экономик мира проходит быстрее, чем планировалось, им требуется гораздо больше (причем дешевой – угольной) электроэнергии, чем показывали макроэкономические расчеты. Тем не менее, страны уже приступили к быстрой консервации угольных шахт, искусственно создав дефицит электроэнергии на своих рынках и спровоцировав рост цен на оставшийся добытый уголь.

Повышенный мировой спрос привел к тому, что стоимость угля выросла за последнее время в три раза. Агентство Bloomberg известило, что средняя цена на уголь с поставкой в 2022 году на рынках ЕС выросла до 137 долларов за тонну, достигнув максимального значения за последние 13 лет. Рост цен на уголь привел к удорожанию стоимости производимой электроэнергии, и по цепочке – на производимые товары и услуги, все выше поднимая инфляцию.

К тому же природа вновь и вновь показывает людям свой капризный характер, нарушая их планы по зеленой генерации. Оказалось, что солнечные и ветряные станции чувствительны к сезонному фактору и сильно зависимы от погодных условий. Техасский энергетический кризис в феврале этого года – прекрасный пример форс-мажорных обстоятельств не подвластной человеку матушки-природы. Сильные зимние техасские штормы привели к массовым сбоям производства электроэнергии, оставив в течение нескольких дней без света более 4,5 млн домов и предприятий штата.

В январе природа поиграла с Европой, большую часть континента накрыло арктическим холодом. И в Техасе, и в Европе плохая погода привела к обледенению пропеллеров ветряков и к непригодности панелей солнечных батарей, которые просто накрыло шапкой из снега. Еще одно неприятное событие для ветряной генерации – снижение скорости ветра, наблюдаемое в мире. Ученые подняли этот вопрос в 2018 году, заметив снижение скорости приземного ветра в Северном полушарии. Для ориентированных на ветряную генарацию энергетических компаний снижение силы ветра выливается в дополнительные расходы по покупке боле мощных турбин. К тому же Bank of America указывает на большую вероятность аномально холодной зимы в Европе в сезоне 2021–2022  годов, повышая риск невозможности ветряков и солнечных батарей производить электроэнергию. Повысив параллельно прогноз по спросу на газ и нефть в качестве топлива.

Понятно, что нехватка энергии из угля привела к резкому спросу на альтернативный газ и разговорам о важности строительства большего количества электростанций, работающих на газе. В частности, правительство Германии планирует увеличить объемы газовой генерации в ближайшие годы в два раза и готово для этого построить десяток газовых электростанций. В Германии решили, что природный газ – наиболее чистый по сравнению с другими видами ископаемого топлива (нефтью и углем) и назвали газовые электростанции переходной технологией или «мостиком» в зеленое будущее.

Baker Hughes – одна из ведущих мировых нефтегазовых сервисных компаний, видит большие перспективы для использования газа в мировой энергетике. В компании подсчитали, что к 2030 году мировые мощности по производству СПГ вырастут до 800 млн тонн, что более чем в два раза превышает нынешний уровень. Прогноз основан на том, что технологии не стоят на месте и в процессе сжижения природного газа углерод может улавливаться и храниться, приближая СПГ к критериям чистоты углеродно-нейтрального топлива.

Перспективы газа повышают ставки стран-экспортеров и дают надежду на более плавный и обдуманный энергопереход. «Кастрация» угледобычи и логически следующей за ней добычи нефти и природного газа (по мнению апологетов зеленой энергетики – нефть и газ сильно загрязняют планету) приводит к разбалансировке мирового энергетического рынка и появлению зависимости добывающих стран от зеленой повестки, которую продвигают страны, не имеющие в наличии запасов ископаемого топлива.

На ровном месте развивается огромный рынок торговли квотами на выброс СО², не выгодный для стран-экспортеров, но приносящий пополнения в бюджет тех стран, которые вовсю занимаются декарбонизацией своих экономик. Мировой энергетике придется решать сложную проблему и маневрировать между интересами этих двух групп.

 

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -