Опера Джузеппе Верди «Аида» всегда была статусным спектаклем, украшением репертуара лучших музыкальных театров мира. После пятилетнего перерыва шедевр оперного искусства снова идет в Алматы на сцене Казахского национального театра оперы и балета им. Абая в новой постановке Ляйлим Имангазиной.
Со дня первой постановки оперы Джузеппе Верди «Аида» на сцене Каирского оперного театра прошло 150 лет, но она и поныне остается образцом «большой оперы». Для «Аиды» характерны масштабность, монументальность, наличие хора, маршей, балетных вставок. Важное значение имеет гуманистический посыл Верди, который своим творчеством всегда утверждал право людей на счастье. Несколько основных характерных персонажей вступают в сложные, эмоционально насыщенные вокальные дуэты и ансамбли. Это позволяет вокалистам всесторонне продемонстрировать свое мастерство.
По мнению режиссера-постановщика Ляйлим Имангазиной, возвращение «Аиды» на сцену алматинского театра не только не случайно, но просто необходимо в постковидное время. «Есть произведения, которые необходимы в данный момент, они объединяют людей. «Аида» сейчас была нам нужна для солидарности, чтобы мы просто собрались и сказали: «Ребята, мы это можем! У нас все впереди».
В значительной мере «Аида» получила свежее звучание благодаря новой сценографии художника-постановщика Вячеслава Окунева и видеографии Виктории Злотниковой. Хорошо узнаваемый по знаменитым артефактам мир Древнего Египта в эффектном оформлении российских художников ожил, приобретя при этом сюрреалистический оттенок. Неожиданный видеоряд придал спектаклю загадочность, ощущение иного пространства.
«Египетская мифология в последнее время дополнилась огромным количеством конспирологических теорий. Высочайшие достижения древней цивилизации объяснялись внеземным, инопланетным происхождением. Нам показалось интересным использовать стилистику стыка двух цивилизаций – Древнего Египта и фантастического мира. Мы придумывали пазл из осколков древних артефактов и дизайна техногенного мира», – говорит художник-постановщик Вячеслав Окунев. Кстати, это его пятая постановка «Аиды» в различных театрах.
Режиссер Ляйлим Имангазина в новой постановке стремилась сохранить все лучшее из работ своих предшественников в алматинском театре. «Аида» – это опера всех времен и народов, – сказала Ляйлим Имангазина. – Мы следовали классическому решению в декорациях и костюмах. Для нас было очень важно оставить хореографию Минтая Тлеубаева. Но в то же время этот спектакль для воображения, для фантазии! В нем появились образы космоса, новые решения и видеоряда, и персонажей. Наша задача – удивлять зрителя, сделать так, чтобы он включал свое воображение, чтобы он был не пассивным наблюдателем, а становился соучастником истории, где герои стоят перед выбором между чувствами и долгом».
Дирижер-постановщик «Аиды» – главный дирижер КНАТОБ им. Абая Ерболат Ахмедьяров. В премьерных показах партии Аиды и Амнерис исполнили ведущие солистки КазНТОБ им. Абая Джамиля Баспакова и Оксана Давиденко. На партию Радамеса был приглашен Ахмет Агади, драматический тенор из Санкт-Петербургского Мариинского театра.
«Я благодарен за приглашение, ведь Казахстан – моя Родина! – сказал Ахмет Агади. – Спектакль получился очень ярким с прекрасными декорациями. Как и во многих операх, здесь тенор – главный герой. Партия Радамеса очень сложна. Я перепел ее по всему миру 500, может, 600 раз. Молодые исполнители не часто берутся за нее, многие срывают голоса на этой партии. Здесь важно показать характер героя. Он воин, полководец. В партии много драматизма, активного звука. Здесь нельзя петь мягко, лирично. Надо подавать героизм, сильный характер. Свою задачу я вижу в том, чтобы зрители поверили моему Радамесу, поверили в искренность его чувств к Аиде, в их страстные взаимоотношения. Мне хочется, чтобы зрители ушли со спектакля, наполненные силой любви».
Вадим КРАВЦОВ