Борьба с кибербуллингом на госуровне

11095

Сегодня цифровизация проникла во все сферы жизни. Драйвером перехода в онлайн выступает не только развитие технологических сервисов, но и эпидемия коронавируса. В этом процессе есть свои плюсы, но и минусы – фейки, распространение деструктивного контента. Более того, сегодня мир столкнулся с онлайн-агрессией, и кибербуллинг в Казахстане растет. Общественность и эксперты бьют тревогу, а государство уже взялось за решение проблемы.

Сравнительно новое слово «кибербуллинг» не просто известно многим, уже есть жертвы. Причем жертвы травли – это не только подростки, но и вполне состоявшиеся взрослые люди. В последние годы буллинг, и особенно кибербуллинг, стал представлять большую общественную опасность, приводит к серьезным последствиям. Все это говорит о том, что здесь нужны действенные меры ответственности за совершение противоправного деяния, коим является буллинг. При этом, на практике «не работают» механизмы рассмотрения буллинга и кибербуллинга в рамках статей, касающихся оскорбления и клеветы. Важный законопроект о борьбе с преследованием в сети уже подготовлен. В Министерстве информации и общественного развития разъяснили, как казахстанских детей защитят от буллинга и кибербуллинга.

Как отметили в ведомстве, в одобренном Мажилисом во втором чтении законопроекте по вопросам защиты прав ребенка отсутствует норма по обязательной регистрации филиалов иностранных онлайн-платформ в Казахстане. В МИОР пояснили, что поднимаемая в публикациях норма предусматривалась в первоначальной версии законопроекта, которая рассматривалась 15 сентября 2021 года в первом чтении законопроекта.

Вместе с тем в ходе пленарного заседания по данному законопроекту были даны замечания, в том числе по пересмотру вышеуказанной нормы.

Также представители министерства отмечают, что ряд норм был пересмотрен. Соответственно норму по открытию филиалов или представительств переработали и заменили на назначение своего законного представителя, уполномоченного по взаимодействию с уполномоченным органом в области СМИ, и только для иностранных социальных сетей и мессенджеров, доступ к которым в течение месяца составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории РК. Планируется также внести понятия для социальных сетей и мессенджеров с регламентацией их деятельности на территории страны.

Законопроект по вопросам защиты прав ребенка, разработанный Министерством информации и общественного развития, предусматривает ряд поправок в законы о СМИ, о правах ребенка в РК, об образовании, о связи, об информатизации. Так, законопроект устанавливает, что буллинг и травля – это равнозначные понятия, под которые подпадают действия лица или группы лиц, носящие унизительный характер для ребенка. Если при этом они используют средства информационно-коммуникационных технологий, в частности, соцсети, мессенджеры, то это будет относиться к кибербуллингу.

Документ также предусматривает, что дополнительно Министерством образования и науки будут разработаны Правила профилактики травли (буллинга) в образовательном процессе. Кроме того, планируется также внести понятия для социальных сетей и мессенджеров с регламентацией их деятельности на территории страны. Как показывает международный опыт, Казахстан не первая и не единственная страна, которая на законодательном уровне устанавливает требования по открытию представительств. В таких странах как Россия, Узбекистан, Турция, Франция, Германия уже существуют нормы об обязательном открытии представительств иностранных социальных сетей и мессенджеров. Предлагается использовать международный опыт в части защиты прав детей и налаживания контактов уполномоченных органов с администрациями социальных сетей на предмет удаления противоправного контента.

Действующее законодательство уже предусматривает административную и уголовную ответственность за деяния, совершенные в виде клеветы, оскорбления, доведения до самоубийства, что является своего рода видами буллинга. При этом рассмотрение фактов правонарушений правоохранительными органами и судами осуществляется только на основании заявлений самой потерпевшей стороны. Человек, в отношении которого осуществляется кибербуллинг в социальных сетях, а также его законный представитель в отношении несовершеннолетних, имеют право обратиться в правоохранительные органы с заявлением по фактам травли в социальных сетях. На основании данного заявления сотрудники правоохранительных органов, в рамках порядка взаимодействия уполномоченного органа с государственными органами, установленного законодательством РК, обратятся в МИОР с уведомлением о фактах кибербуллинга в отношении человека.

После принятия же законопроекта человек, столкнувшийся в социальных сетях с травлей, получит также право параллельно обратиться в МИОР для оперативного удаления в социальных сетях оскорбительных постов и комментариев. Кроме того, на основании представленного уведомления от сотрудников правоохранительных органов или обращения от гражданина министерство проведет проверку социальных сетей на подтверждение фактов, указанных в документах, в случае выявления фактов кибербуллинга – подготовит предписание в социальные сети о необходимости принятия мер по ограничению доступа к противоправному ресурсу либо его удалению.

При поступлении обращений от граждан по фактам травли их в социальных сетях МИОР планирует придерживаться трех основных критериев. Это умышленные действия в отношении одного лица со стороны другого лица или группы лиц, осуществляющих переписку. Это ее противоправность, например, в переписке есть оскорбление, унижение чести и достоинства, подстрекательство на совершение каких-либо противоправных действий. Это систематичность, то есть неоднократное высказывание в отношении только одного определенного лица.

В случае, если представленная переписка будет отвечать в комплексе всем вышеперечисленным критериям, тогда МИОР в обязательном порядке подготовит предписание для социальной сети по удалению либо ограничению доступа к данной переписке.

После принятия законопроекта и появления представительств иностранных социальных сетей и мессенджеров это можно будет установить и прекратить травлю, так как правоохранительные органы смогут делать запросы в эти представительства об установлении личности лиц, осуществляющих травлю в социальных сетях, в рамках проводимых оперативно-розыскных мероприятий по заявлениям граждан, подвергшихся буллингу.

Также законопроект предусматривает меры, в каких случаях родителей могут ограничить в правах на ребенка и в каких отобрать его из семьи или из других мест. Кроме того, расширяются и уточняются нормы, касающиеся усыновления детей и его отмены. Законопроект также предусматривает обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем из государственного жилищного фонда. Ожидается, что такая поправка существенно расширит меры государственной поддержки детей-сирот и укрепит права детей-сирот на жилье.  

Также планируется предусмотреть квоты при распределении жилья для семей, имеющих на иждивении ребенка-инвалида, так как с 2019 года в отдельную очередь выведены многодетные семьи. Предлагается с целью предусмотрения при распределении жилья равномерно распределять и квартиры для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, – говорится в документе.

Кроме того, законодательно закрепляется понятие услуг социальной реабилитации и вопросов функционирования детских реабилитационных центров, чтобы расширить доступ к постоянной реабилитации для детей с особыми потребностями, в том числе детей с ДЦП. Законопроект предусматривает финансовую поддержку организаций, занимающих поддержкой и реабилитацией детей с особыми потребностями, и ряд других норм.

Законопроект говорит, что главное в нем все в совокупности – и санкции, и штрафы, и институт, который даст жертве травли защиту от организаторов преследования. Поэтому сделан основной упор на правовые механизмы, которые позволят ограничить контакты агрессоров с жертвой.

Анна ЭЛАС

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -