Остросоциальная кинодрама «Схема» казахстанского режиссера Фархата Шарипова в прошлом месяце была признана лучшей в программе Generation (фильмы о детях и подростках) 72-го Берлинского кинофестиваля. Лента снята кинокомпанией Medeor при содействии НАО «Государственный центр поддержки национального кино» по заказу Министерства культуры и спорта РК. 7 апреля «Схема» вышла в ограниченный казахстанский прокат.
Фильмы Фархата Шарипова неизменно завоевывают призы, в их числе и главные, на престижных международных кинофестивалях. «Тренинг личностного роста» получил Гран-при 41-го Московского международного кинофестиваля, а «18 килогерц» стал обладателем Гран-при 36-го Варшавского международного кинофестиваля.
«Схема» воспринимается как вторая часть дилогии о жизни молодежи южной столицы. Предыдущая лента режиссера «18 килогерц» рассказывала о драматических перипетиях жизни алматинских подростков 90-х годов прошлого века. В «Схеме» исследуется процесс взросления сегодняшних алматинских старшеклассников. У пятнадцатилетней Маши (Виктория Романова) скучная будничная жизнь, проблемы с родителями. Ровесник и красавчик Рэм (Таир Свинцов) открывает для нее яркий мир тусовок и запретных удовольствий.
Незаметно для себя Маша становится жертвой криминальной схемы, поначалу кажущейся игрой с приятным бонусом. Пройдя через испытания, у героини появляется шанс найти собственную дорогу, обрести свою жизненную позицию.
Как и в фильме «18 килогерц», в «Схеме» все роли подростков сыграли юные дебютанты, 15-летние ровесники своих персонажей. У режиссера сложилась собственная методика работы с молодыми непрофессиональными актерами, не предполагающая уроки актерского мастерства.
«Мы не играемся внутри кадра, а проживаем сцену, пока вся группа не начинает верить в происходящее... Мы сделали фильм для детей, для подростков. Прежде всего, это их решения, их выбор, их жизнь. За них этот выбор сделать невозможно», – отметил Фархат Шарипов, снявший «Схему» по собственному сценарию, основанному на реальных историях молодых людей.
По мнению киноведа Карима Кадырбаева, ошибочно считать последнюю работу Фархата Шарипова лишь антинаркотической социальной драмой: «Режиссер в своих картинах говорит о том, насколько казахстанцы стали безучастны к насилию… Насилие, равно как и предательство, становится частью повседневности, обыденным и для кого-то привычным образом жизни».
«Схема» – это еще и фильм о южной столице 20-х годов ХХI века. Вероятно, таким Алматы будут вспоминать нынешние молодые люди через много лет благодаря стараниям оператора Александра Плотникова и художника-постановщика Алексея Шиндина – многоликим мегаполисом с блеском модернистских торговых центров и серостью непотопляемых советских многоэтажек. Городом, запечатленным в разных тональностях в разные времена года.
Фильм выходит только в ограниченный казахстанский прокат. Перспективы показа «Схемы» в дальнем и ближнем зарубежье пока не ясны. Фархат Шарипов объясняет это сложностью международной обстановки и особенностями организации кинорынка на последнем Берлинском кинофестивале, который проходил в режиме онлайн. В то время как фестивальные показы шли традиционно с публикой.
«Казахстанские дистрибьюторы и прокатчики не заинтересованы в прокате нашего кино, это коммерчески не выгодно, – говорит Дина Жумабек, продюсер фильма «Схема». – По их мнению, это не тот жанр, который они хотели бы видеть на экранах. Сейчас у нас хорошо продается Голливуд и казахстанские комедии. К сожалению, в Казахстане отсутствует система стимулирования проката национального кино. Поэтому многие новые достойные фильмы вообще могут не попасть в прокат. Надеюсь, такое положение изменится, но только с государственной поддержкой»
Вадим КРАВЦОВ