Наладит ли Казахстан производство полиэфирного волокна

10620

В марте текущего года в СМИ прошла информация о том, что Казахстан в ближайшее время планирует наладить собственное производство полиэфирного волокна.  Между отечественными переработчиками пластиковых отходов и казахстанскими производителями текстиля при поддержке Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и НП «Атамекен» был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве.

Главная его цель, как сообщили подписавшие документ председатель правления Ассоциации упаковщиков Батырбек Аубакиров и председатель правления Союза юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Национальное объединение предприятий легкой промышленности «QazTextileIndustry» Гульмира Уахитова, – наладить совместную работу предприятий легкой промышленности и единственного в Казахстане производителя полиэфирных волокон «Green Technology Industries».

«Подписывая этот меморандум, мы хотим усилить импортозамещение в части сырья. Если Казахстан начнет наконец-то производить полиэфирное волокно, мы сможем не только дальше активно развивать свою легкую промышленность, но и экспортировать готовую продукцию», – говорит Батырбек Аубакиров. По словам Гульмиры Уахитовой, эта договоренность между сторонами даст импульс развитию отрасли переработки и экономики замкнутого цикла, что будет способствовать организации производственной кооперации между отраслями легкой промышленности и отечественными переработчиками пластиковых отходов.

Если то, о чем договариваются переработчики пластиковых отходов и текстильщики, будет достигнуто, то первый в Казахстане завод по производству полиэфирных волокон станет получать сырье для производства штапельного волокна, казахстанские предприятия легкой промышленности – отечественное волокно высокого качества, а потребители – отечественную продукцию по доступным ценам.

 

Зачем нам полиэфирное волокно?

Что для Казахстана значит производство полиэфирного волокна и почему так важно говорить об этом сейчас?  Дело в том, что из полиэфирного волокна можно производить массу крайне актуальной продукции как для рядового казахстанского потребителя, так и для отечественных производств.

Например, полиэфирные волокна, которые Казахстан хотел бы производить сам, широко применяются в текстильном производстве в качестве сырья: по текстильным и техническим характеристикам они значительно превосходят другие искусственные волокна, отличаются стабильностью структуры, мягкостью при высокой прочности и устойчивостью к растяжению. ПЭТ-волокно можно использовать для производства нетканых материалов – технический текстиль, геотекстиль для сферы строительства, для строительства автодорог, аграрного сектора; а также для производства  нитей и ткани для легкой промышленности, одеял, тканей для мебельной обивки, подушек, детских игрушек, мебели и т.д. т.д.  

Список этот далеко неполный, но по нему уже можно судить, что все это Казахстану очень нужно, тем более, в период геополитического и экономического кризисов. Не говоря уже о том, какую в принципе роль в развитии отечественной экономики играет импортозамещение и снижение зависимости от импортного сырья и комплектующих при любом экономическом и политическом раскладе.

Что здесь еще представляет интерес для страны, стремящейся сохранить свою экологию, так это то, что данные синтетические волокна, производятся в основном из вторичного пластика.

 

 

Одежда и мебель… из пластиковых бутылок

То, что пластмассы применяются для производства огромного количества продукции от контейнеров для напитков до посуды и детских игрушек известно, в общем-то, давно.  Пластик, входящий в состав мебели, бытовой техники, компьютеров и автомобилей – тоже не сенсация. Но что из пластиковых отходов получается вторсырье для создания новой одежды, обуви, наполнителей и других вещей – это хорошо знают только близкие к данной сфере люди.

Звучит пугающе – «одежда из пластиковых бутылок» … Ведь нам хочется все же носить одежду и обувь из натурального материала. Но когда узнаешь, что ведущий мировой бренд, производящий спортивную одежду и обувь, которую носят, в том числе, знаменитые спортсмены, представил первые кроссовки, состоящие на 95% из переработанного пластика, и майки, также изготовленные из пластикового вторсырья, начинаешь думать, что, наверное, он не стал бы наносить вред здоровью своего потребителя… И что: смогли же они создать гармоничный баланс между охраной окружающей среды, производством полезной продукции для покупателя и даже модой. 

Оказывается, одежду и обувь из пластика, имеющие в своем составе переработанный полиэстер, изготовленный из пластмассовых отходов, производит целый ряд знаменитых мировых брендов. Мы это все еще называем «помешаться» на тему экологии и иметь, как говорится, «зеленый пунктик»: да, на Западе стараются все больше применять в своем производстве именно вторичный пластик. Но, если говорить откровенно, нам тоже не мешало бы немного «потерять голову» по этому поводу и разгрузить природу и терзающие наш климат мусорные полигоны от пластика.

Может мы немного иначе взглянем на проблему экологии и вторичной переработки пластика в нашей стране, если будем знать или помнить, что, например, для изготовления новой футболки требуется около 7-10 пластиковых бутылок, для свитера – от 40 до 60. Из 14 бутылок запросто, у кого, конечно, есть соответствующее производство, можно создать наполнитель для лыжной куртки. Для спального мешка придется постараться и собрать 114 бутылок.

К пластиковым крышечкам мы отнесемся с гораздо большим сочувствием, зная, что они могут быть переработаны в батареи для автомобиля, садовые грабли, пряжу и новые крышки для бутылок или канистр. И это еще все! Нейлон, получаемый из переработанного пластика, давно заменяет у тех, кто не брезгует пластиковыми бутылочками, шелк и его используют в производстве парашютов, жилетов, канатов и шин для автомобилей…

Так и хочется воскликнуть, забыв о всех приличиях и не стесняясь разыгравшихся воображения и рачительности: и ведь все это могло бы быть нашим! Все это мы могли бы производить…  сами! Неужели?

 

Заводу быть!

Как бы мы ни привыкли, к сожалению, осознавать себя аутсайдерами в плане некоторых технологий, но запуск производства полиэфирного волокна в Казахстане – реальность. В ближайшее время при поддержке правительства страны планируется наладить работу по выпуску полиэфирного волокна уже в этом году.

Более того, по словам Батырбека Аубакирова, такой завод работает у нас уже с 2016 года, но пока еще не выпускает полиэфирное волокно. «Сейчас процесс производства полиэфирного волокна находится на стадии запуска, мы активно готовимся к нему, работаем со многими нашими потенциальными партнерами – предприятиями легкой промышленности, производителями и поставщиками, развиваем как можно активней это направление», – говорит глава ассоциации.

В отечественной отрасли легкой промышленности производителей сырья совсем немного. Это факт насколько известный, настолько же и печальный. Тех же, кто производил бы полиэфирное волокно, нет вовсе.

«Сотрудничество текстильщиков с отечественными производителями полиэфирных волокон значительно бы увеличило ассортимент текстильных предприятий отрасли и способствовало бы сокращению импорта в Казахстан отдельных видов тканей», – отметила Гульмира Уахитова. А какое влияние имеет применение местного сырья на ценообразование готовой продукции, объяснять не надо. Конечно, стоимость таковой будет гораздо ниже, чем если бы применялось импортное сырье. 

 

А сырьё?

ПЭТ-сырье в Казахстане в буквальном смысле слова лежит «под ногами»: на мусорных полигонах, городских свалках и т.д. Не надо его закупать в других странах, как-то сложно и дорого добывать… Но нам оно, вроде как, и не нужно вовсе, судя по скорости решения вопроса формирования стабильной сырьевой базы в данной сфере. Оно нужно переработчикам из соседних стран и даже дальних.  Польша и Германия, например, готовы покупать нашу продукцию – пластиковое вторсырье, но Казахстан пока не готов его поставить, так как очень слабая сырьевая база. Хотя это очень привлекательная возможность для страны – зарабатывать на отработанном пластике, к тому же стоимость вторсырья постоянно растет во всем мире. Но специалисты считают, что лучше его не продавать, а самим перерабатывать и произведенную продукцию продавать в 5-10 раз дороже. 

Какое количество пластика мы сейчас перерабатываем?  В Казахстан сейчас завозится до 1,5 млрд ПЭТ-бутылок, перерабатывается от силы 10%. А должны, как говорят специалисты, из завезенных 1,5 млрд бутылок переработать 1 млрд. В стране по официальным данным (Государственный кадастр отходов) в 2020 году было образовано 110,4 тыс. тонн отходов пластмассы и полиэтилена, в том числе ПЭТ, из них переработано около 5,1 тыс. тонн (4,6%).

«Где же 95,4% отходов? – задается вопросом Батырбек Аубакиров. – Если они не переработаны, то, возможно, сгорели на полигонах, отравив нашу почву и воздух, или захоронены в землю и загрязняют наши леса и степи. Это самая настоящая экологическая катастрофа!»

До сих пор 90% отходов скапливается на мусорных полигонах, трагичность ситуации на которых – тяжелые условия работы, антисанитария, нанесение вреда окружающей среде – в общем-то, не уменьшается. Как мы писали ранее, исключения есть, но они очень редкие.  Мы никак не можем решить проблему мусорных полигонов, а как раз на них скапливается драгоценное для наших переработчиков сырье, которые испытывают острый его дефицит. Так и напрашивается аналогия про один выстрел по двум измотавшим нас всех зайцам.

 

 

Решение – введение запрета на вывоз ПЭТ-сырья

ДК давно следит за ситуацией, которая складывается на рынке переработки пластикового вторсырья, и в одном из материалов мы писали о том, что в Казахстане сложилась парадоксальная ситуация: ПЭТ-мусора у нас много, а  отечественные переработчики вторсырья испытывают такой его дефицит, что в течение последних двух-трех лет заводы закрываются один за другим. Зато наш пластик с завидной скоростью и огромными объемами уходит в соседние страны – Россию и Узбекистан, которые за 1 кг ПЭТ-сырья предлагают более привлекательную цену, чем местные переработчики. 

В 2020 году цена на это сырье выросла в несколько раз – с 60 до 200 тенге за 1 кг ПЭТ-сырья и в 2021 г. – балансировала в пределах 200-300 тенге. В этом году ситуация почти не изменилась.

«Наши переработчики, – рассказывает Батырбек Аубакиров, – готовы платить 200-250 тенге, максимум, 280 тенге за килограмм сырья, а заводы из соседних стран – 300 и выше. Понятно, сборщику выгодней продавать подороже.  Работа тяжелая, неблагодарная… Но в результате отечественные переработчики сидят, практически, без сырья».

Ассоциация предлагала ввести запрет на вывоз ПЭТ-сырья, как ранее, в 2019 году, в Казахстане был введен запрет на вывоз регенерируемой бумаги, картона и макулатуры, давший моментальный эффект: в 2021 году количество предприятий в отрасли увеличилось в 2 раза, а объемы производства – в 3, с 23 млрд до 71 млрд тенге.

На вывоз ПЭТ-сырья запрет пока не введен, но работа в этом отношении продолжается – ассоциация настаивает на его введении, а также на принятии дополнительных мер стимулирования сборщиков ПЭТ-тары, с условием, чтобы они продавали ее своим, отечественным, переработчикам и тем самым способствовали бы развитию перерабатывающей промышленности Казахстана.

Сейчас, как сообщают в ассоциации, степень загруженности казахстанских предприятий, перерабатывающих ПЭТ-сырье, крайне низкая. Один из крупнейших заводов в Туркестанской области периодически просто останавливает свое производство по причине дефицита сырья, а когда оно накапливается до необходимого объема, вновь запускает его. Ситуацию эксперты оценивают как критическую. Правительство поддерживает развитие перерабатывающей промышленности в стране, но, как говорит Батырбек Аубакиров, эта поддержка «бюрократически сложная и долгая, хотелось, чтобы она оказывалась и быстрей, и четче». В сложной экономической и политической обстановке увеличение рабочих мест в отрасли, замена части импортного сырья своим совсем не кажутся лишними. 

В Казахстане в целом работает более десятка заводов, перерабатывающих ПЭТ-сырье. Их загруженность на данный момент колеблется в пределах 20-30% в месяц. При наличии стабильной сырьевой базы отечественные заводы готовы наращивать и мощность, и глубину переработки, предоставлять работу гораздо большему количеству людей, увеличивать налоговые поступления в казну государства, выводить свою продукцию на экспорт – есть реальные запросы, потенциальные покупатели. Но недостаточно сырья, при огромном наличии его в стране «де-факто» на тех же мусорных полигонах. Поэтому одни заводы –– переработчики ПЭТ-сырья сейчас на грани выживания, другие – приостанавливают свою деятельность.

 

Что с программой «EcoQolday»?

Если возможный запрет на вывоз ПЭТ – это только перспектива, способная позитивно повлиять на рынок переработки ПЭТ-сырья, то программа «EcoQolday» в системе РОП в реальности давала ощутимый импульс развитию отрасли. Ее закрытие стало очередной проблемой для и так многострадальных ПЭТ-переработчиков.

Как рассказал Батырбек Аубакиров, программа «EcoQolday» создала сборщикам возможность наращивать продажи, а переработчикам – возможность стабильно загружать свои мощности, обеспечивая баланс спроса и предложения на рынке. Если раньше многие организации по сбору отходов работали «в серую», то система РОП создала стимулы для продажи сырья отечественным переработчикам и способствовала выходу рынка из «тени».

За прошедший 2021 год благодаря этой программе объем сбора вырос в 3 раза и составил 115 тыс. тонн вторсырья. Тонны мусора не ушли на мусорные полигоны, предприятия начали наращивать инвестиции в производство и объемы экспорта, покупать оборудование, спецтехнику, больше отчислять налогов в бюджет. Количество участников рынка за один только год увеличилось с 38 до 1501 предприятия. А это сотни рабочих мест в регионах.

«Мы не знаем, что точно сейчас происходит в РОП, – говорит руководитель ассоциации, – но сложившуюся ситуацию мы – участники рынка – переживаем очень болезненно… На данном этапе развития отрасли и переработчикам, и сборщикам крайне важно продолжить начатые позитивные изменения, сохранить саму концепцию «EcoQolday» вместе с теми мерами и объемами поддержки, которую оказывало государство. Мы очень надеемся на скорейший ее запуск и начало деятельности нового госоператора РОП».

С начала текущего года реализация программы «EcoQolday» приостановлена, в связи с передачей активов РОП в республиканскую собственность и проведением проверок в отношении передаваемых финансовых активов и административной деятельности руководителей ТОО «Оператор РОП». Четыре месяца программа «EcoQolday» не работает, и существует угроза, как говорят в ассоциации, что не заработает вообще. Там считают, что в случае отказа от тех мер поддержки, которые оказывались в рамках программы «EcoQolday», баланс доступности сырья для местных предприятий будет нарушен. Предприятия из-за нехватки сырья вынуждены будут простаивать, и это отразится на показателях обрабатывающей промышленности. Но самое главное, высок риск высвобождения работников предприятий: по оценкам специалистов, в отрасли задействовано порядка 5 тыс. человек.

«Президент Токаев в своих выступлениях всегда ставит во главу угла вопрос загрузки перерабатывающей промышленности доступным сырьем. А сейчас, когда Казахстан столкнулся с беспрецедентными в нашей современной истории финансово-экономическими трудностями, связанными с резким обострением геополитической ситуации, данная мера это уже вопрос экономической независимости страны. Поэтому мы сейчас просим президента страны поддержать наших производителей в вопросе сохранения и скорейшего запуска программы «EcoQolday». Необходимо также вынести вопрос на Оперативный штаб при премьер-министре РК. Мы сейчас на связи со многими сборщиками, которые работают в разных регионах страны. Они все ждут и очень надеются на какую-то господдержку: на такую, которая была в рамках «EcoQolday», или какую-то другую. Но она обязательно нужна».

На текущий же момент известно пока следующее: 18 января 2022 года постановлением правительства АО «Жасыл даму» определено государственным оператором РОП и ведется работа по организации его деятельности. В частности, 10 февраля 2022 года проведено онлайн-совещание с отраслевыми ассоциациями, где была достигнута договоренность о возможности проведении научно-исследовательской работы для определения ставок утильсбора на упаковку, электрическое и электронное оборудование, а также их стимулирование.

 

Фандомат – гроза полигонов

Как известно, одними из основных «источников пластика» являются отечественные производители безалкогольной продукции. Ассоциация постоянно пытается наладить сотрудничество с ними и начать совместную работу над решением вопроса цивилизованной утилизации ПЭТ-тары и дальнейшей ее переработки. Сейчас предметный разговор на эту тему ведется с несколькими казахстанскими компаниями.

Если говорить о проекте повсеместной установки фандоматов – автоматов, принимающих пластиковую тару и имеющих уникальнейший потенциал серьезно уменьшить количество ПЭТ-отходов на мусорных полигонах, то эту идею отечественные производители рассматривают. Уникальность и красота этого направления еще и в том, что участие всех производителей во всеказахстанском проекте по установке фандоматов значительно сократило бы финансовую нагрузку каждого из участников. В перспективе же при взаимопонимании и сотрудничестве сторон «новый пластик» наши заводы вообще могли бы покупать дома, а не за границей и, понятно, дешевле.

Татьяна БИРЮКОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -