Баланс требует… баланса

11686

Супервысокие цены на нефть сделали профицитным платежный баланс Казахстана в первом квартале 2022 года. Однако для полноты экономического развития требуется усиление других компонентов платежного баланса, в том числе частных инвестиций.

Торговали очень удачно – именно так можно объяснить итоги опубликованного Национальным банком предварительного платежного баланса за первый квартал этого года. В первом квартале часть баланса, отвечающая за результат экономического взаимодействия страны с окружающим миром в виде экспорта и импорта, сложилась с профицитом в 2,2 млрд долларов США, тогда как год назад, в первом квартале 2021 года, наблюдался дефицит в размере 1,6 млрд долларов. Тем самым, цифры говорят, что приток денег в казну от экспорта превысил расходы на импорт: ввезли денег больше, чем вывезли.

 

Нефть на фоне суперцикла

Торговый баланс Казахстана по итогам первого квартала показал рекордный результат. Профицит торгового баланса превысил 9,9 млрд долларов – в 2,7 раза больше, чем в первом квартале прошлого года. Профицит был вызван сильным превышением экспортной выручки над импортными потоками. Так, экспорт вырос на 7,6 млрд долларов (на 66,3%) и принес экономике 19,1 млрд долларов, тогда как импорт увеличился на 1,3 млрд долларов (на 17%) и составил 9,1 млрд долларов.

Повышенный экспорт обеспечили чрезвычайно высокие мировые цены на сырьевые товары, прежде всего на нефть – основу казахстанского экспорта. На фоне начавшегося в 2021 году очередного сырьевого суперцикла и подстегнутые в феврале 2022 года резким усилением геополитических рисков реальные поставки физического сырья в последние месяцы на мировом рынке идут исключительно по трехзначным ценам.

В моменте (в начале марта) сорт Brent достигал 139 долларов за баррель. Ситуация по нефти продолжает оставаться максимально благоприятной для стран-экспортеров. На фоне обсуждаемого очередного пакета антироссийских санкций цены на нефть ускорили рост. 4 мая стоимость июльских фьючерсов на Brent на лондонской ICE Futures Europe выросла сразу на 3% до 108,27 доллара за баррель. В Нью-Йорке фьючерсы на июнь подорожали на 3,4%, до 105,88 доллара за баррель. Физический баррель нефти Brent составил 4 мая 110,6 доллара за баррель и вряд ли станет сильно снижаться в обозримом будущем.

Справедливости ради стоит отметить увеличение добычи нефти и газового конденсата в Казахстане (а значит, и увеличение их экспорта) в январе-марте этого года. Бюро национальной статистики зафиксировало в первом квартале в горнодобывающей промышленности рост на 6,1%, обусловленный, прежде всего, ростом добычи сырой нефти (на 7,6%), природного газа (на 8,2%) и прочих полезных ископаемых (на 6,3%). В физическом выражении в январе-марте 2022 года добыча нефти и конденсата составила 22,7 млн тонн.

Свою лепту в копилку экспортной выручки внесла оперативно решившаяся ситуация с аварией на черноморском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).  После аварии в конце марта речь шла о сокращении объема перевалки нефти иностранным покупателям и естественном снижении экспортной выручки. Ущерб оценили в 150 млрд тенге. Но высокие цены на нефть нивелировали вынужденный простой терминала.

Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков в комментариях СМИ отмечал, что фактическая цена нефти значительно превышает запланированную в бюджете цену и нивелирует риски снижения экспортных поступлений в бюджет.

3 мая Болат Акчулаков сообщил что Каспийский трубопровод работает в полном объеме. По его оценке, потери составят не более 300-350 тысяч тонн нефти вместо предполагаемых ранее объемов до 2 млн тонн. Потери можно догнать до конца года, отметил министр.

 

 

Услуги хромают

Баланс услуг – другая составная часть платежного баланса, увы, сложился не в пользу нашей экономики. Баланс услуг показывает соотношение платежей за услуги государства с другими странами, в частности, за услуги транспорта, фрахта, страхования, финансовых операций, туризма, культурного обмена и т.д.

В первом квартале 2022 года баланс услуг сложился с дефицитом в 369 млн долларов, повторив ситуацию первого квартала 2021 года. Дефицит баланса внешних услуг вырос по сравнению с первым кварталом 2021 года на 48 млн долларов. Казахстанская экономика в основном покупала услуги, а не получала доход за их оказание нерезидентам. Так, экспорт международных услуг составил 1,3 млрд долларов, с ростом на 130 млн долларов, или на 10,6%, к первому кварталу 2021 года. Импорт международных услуг составил 1,7 млрд долларов, нерезидентам оказали услуг на 177 млн долларов, или на 11,5% больше, чем в первом квартале 2021 года.

С другой стороны, импорт бывает разный. Одно дело, когда экономика реализует инвестиционные проекты и покупает услуги иностранных специалистов. И текущий вывод капитала через определенное время подтолкнет экономический рост и компенсирует потоки ушедших за границу капиталов. Другое дело – когда нерезиденты усиливают конкурентное предложение и смещают потоки денег в свою пользу. Как сейчас обстоят дела, пока не ясно. Опубликована лишь краткая выжимка оценки платежного баланса.

Между тем большой интерес представляет состояние международной инвестиционной позиции (МИП) страны. Чистый показатель этого агрегата показывает разницу между тем, чем страна владеет, и тем, что она должна. Поскольку данные за первый квартал 2022 года еще отсутствуют в открытом доступе, следует взглянуть на итоги 2021 года. Они достаточно тревожные. 

За 2021 год МИП ухудшилась на 4,7 млрд долларов, за счет операций платежного баланса, переоценки финансовых инструментов в результате изменения курсов валют и рыночной стоимости, прочих изменений активов и обязательств. На 1 января 2022 года МИП составила 77,2 млрд долларов. Внешние активы выросли до 167,4 млрд долларов – в основном, за счет увеличения инструментов участия в капитале иностранных компаний и доли в иностранных инвестиционных фондах по всем секторам экономики, а также за счет прироста торговых кредитов и авансов, выданных нерезидентам. Тогда как внешние обязательства страны увеличились до 244,6 млрд долларов – в основном, за счет увеличения участия нерезидентов в капитале казахстанских компаний и нераспределенной прибыли прямых иностранных инвесторов.

Еще один важный момент для переживаний – рост государственного долга. Согласно данным за 2021 год, объем внешнего долга Казахстана составил 165,1 млрд долларов, несущественно увеличившись за прошедший год (+0,5 млрд долларов). Однако структура внешнего долга, как говорится в отчете ПФК, за этот период ухудшилась. Краткосрочных обязательств было привлечено на 2,9 млрд долларов, тогда как долгосрочный долг погашался (−0,3 млрд долларов), переоценивался в стоимости (−1,1 млрд долларов) и списывался (−0,7 млрд долларов).

Внешний государственный и квазигосударственный долг вырос на 5 млрд долларов, или 14%, на фоне сокращения на 4,5 млрд долларов, или 3% внешнего долга частного сектора. Все эти цифры будут влиять на итоговое состояние платежного баланса за первый квартал.

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -