Место рождения – КарЛАГ

5276
Фото: Лена ВОЛЬФ, Караганда, апрель 1949 года / архив Конрада РАЙССА

Во второй половине мая Казахстан посетила небольшая группа туристов из Германии. В ее состав входил берлинец Конрад Райсс с дочерью Аней. В маршруте поездки был город Караганда, близ которого он родился в апреле 1946 года в одном из лагерей «исправительно-трудовой» системы КарЛАГа.

Волнительной целью поездки Конрада Райсса стало посещение родных мест. В Караганде он не был с 1954 года, когда его мать Лотта Райсс (1912-2008) получила свободу и право выехать в Германию после более чем 16 лет заключения и ссылки в СССР.

В поездку Конрад Райсс взял с собой несколько экземпляров 650-страничных мемуаров своей матери, Лотты Штруб-Райсс «Проклятая и бесправная. Штутгарт – Базель – Москва ... 16 лет ГУЛАГа и ссылки». Книгу, вышедшую в 2018 году в берлинском издательстве «trafo Literaturverlag», к печати подготовил Конрад Райсс. Даже на фоне обширной литературы о судьбе немецкой антифашистской эмиграции 1930-40-х гг. и советской лагерной системы мемуары Л. Штруб-Райсс, охватывающие первые 42 года ее жизни, занимают особое место.

 

Поиски счастья

Молодая женщина левых взглядов из семьи среднего достатка, студентка Штутгартской академии художеств, желающая просто жить и любить, в 1933 году бежит из Германии от пришедших к власти фашистов в СССР и через 5 лет попадает в жернова системы коммунистического террора. В Москве, а затем в городе Энгельсе, административном центре Автономной республики немцев Поволжья, Лотта оказалась из-за связи c известным драматургом и врачом Фридрихом Вольфом.

В СССР она приехала в мае 1934 года с их общим ребенком, недавно родившейся дочерью Леной. Фридрих Вольф был активистом КПГ, видным деятелем антифашистской эмиграции структур Коминтерна, а в послевоенные годы, уже в ГДР, вознесен на пьедестал классика немецкой литературы. Не менее знамениты два его сына. На одном из старых московских домов в Нижнем Кисловском переулке можно увидеть мемориальную доску с двумя мужскими профилями. Это изображения живших здесь в 1930-40 -х гг. Фридриха Вольфа и его сына Конрада, известного кинорежиссера, в течение 17 лет возглавлявшего Академию искусств ГДР.

Профиль второго сына, Маркуса, отсутствует на мемориальной доске. Хотя он пользуется куда большей известностью, войдя в историю как «человек без лица». Так Маркуса Вольфа называли в западных спецслужбах, долгое время безуспешно пытавшихся заполучить фотографию удачливого руководителя внешней разведки Министерства Гос. Безопасности ГДР. На этом посту он прослужил более 30 лет, выйдя в отставку в звании генерал-полковник.

Маркус Вольф подвергался судебным преследованиям в объединенной Германии, писал книги, сам становился прототипом литературных героев у многих авторов «шпионских романов», среди которых классик жанра Джон Ле Карре.

В книге Лотты Штруб-Райсс немало места отведено семье Вольф. На снимке 1930 г. запечатлена пионервожатая Лотта Райсс с группой детей, среди них Маркус и Конрад Вольфы. Фото сделано под Штутгартом, в пионерском лагере, курируемом местной ячейкой коммунистов. Тремя годами позже беременная Лотта нелегально вывезла Маркуса и Конрада из уже нацистской Германии к находящимся в Швейцарии их родителям.

В другой свой рискованный вояж в Штутгарт она спасала архив Фридриха Вольфа. Чемоданы с рукописями коммуниста и еврея помогал нести ничего не подозревающий офицер СС Вольфганг Райсс, брат Лотты. В том же 1933 году Лотта еще раз спасает семилетнего Конрада Вольфа, теряющего сознание и тонущего в морском водовороте у пляжа французского остова Бреа. Она не была политической активисткой, но в марте 1933 г., участвуя в акции рабочей театральной труппы, лично установила красный флаг на 20-метровой трубе завода «Kodak» в пригороде Штутгарта: «Это должен быть протест против Гитлера, сигнал надежды. Чтобы залезть на заводскую трубу, выбрали меня, потому что парни не помещались в дымоход. Согласившись, подумала о Вольфе. Я сделаю это для него!»

Но столь смелый поступок оказался не оценен драматургом. Личные взаимоотношения Лотты с Ф. Вольфом гармонично переходили в рабочие. Многогранно талантливая Лотта была не только музой, но и литературным секретарем писателя, участвовала в подготовке его театральных постановок. Замысел и авторство чернового варианта одной из самых известных пьес Ф. Вольфа «Профессор Мамлок» принадлежит Лотте.

Сюжет драмы основан на реальной истории находящегося под давлением нацистов успешного немецкого врача еврейского происхождения и перекликался с личной историей Ф. Вольфа. Это был подарок Фридриху, в стремлении вывести возлюбленного из творческого кризиса. Впоследствии по пьесе было снято два одноименных кинофильма: в СССР режиссером Гербертом Раппапортом, 1938 г., и в ГДР Конрадом Вольфом,1961 г.

Лотта РАЙСС с Маркусом и Конрадом (внизу) ВОЛЬФАМИ, 1929 г.

 

Так велела вдова Ленина

Жизненный путь Лотты пересекался с многими неординарными личностями. Одним из поворотных моментов в ее судьбе стала аудиенция августа 1934 г. у вдовы В. Ленина в Наркомате просвещения РСФСР: «Крупская сказала мне, что я должна поступить на исторический факультет педагогического института. Я попросила о литературном факультете, что было ближе моим интересам. «Нет, – она отказала в моей просьбе. – После ухода Гитлера нам нужны подготовленные люди в Германии».

Истинной причиной удаления Лотты из Москвы в г. Энгельс стал свободный взгляд супругов Вольфов на семейные отношения, практикуемый в среде левых интеллектуалов, как европейских, так и советских. Достаточно вспомнить «жизнь втроем» Владимира Маяковского с Лилей и Осипом Бриками. У Лотты с Вольфами была «жизнь вшестером», с тремя детьми.

«В случае Лотты Райсс партия и государственная власть вмешались «в качестве меры предосторожности» и в виде вдовы Ленина посодействовали переезду Лотты Райсс из Москвы. В Советском Союзе известный литератор мог потерять свою репутацию или подвергнуть опасности себя и своих друзей», – комментирует ситуацию культуролог Хорст Грошопп. Он отмечает необычность положения Лотты в СССР: «При «нормальных» обстоятельствах Лотта Райсс не получила бы убежища в Советском Союзе, она не состояла ни в «Ассоциации коммунистической молодежи Германии», ни в «Коммунистической партии Германии». Вид на жительство в Советском Союзе она получила только по заступничеству Вольфа, литератора и политика, которого знают и уважают в стране».

Уже в Энгельсе Лотта окунулась в местную культурную жизнь, успешно работает в «Немецком государственном театре» и государственном издательстве, в том числе как художник и дизайнер. В 1935 году выходит замуж за журналиста Лоренца Лохтгофена, иммигранта-антифашиста. Накануне ареста у супругов родилась дочь Лариса. Как и Фридрих Вольф, Лоренц Лохтгофен был убежденным сторонником коммунизма.

Но Лотта критически, даже с иронией, относилась к советским порядкам: «С Лоренцем мы не могли не спорить о Сталине. Для него Сталин был неприкосновенной идеальной фигурой. Меня это обожествление очень беспокоило. Я не позволила себе критиковать Сталина, Лоренц бы разозлился на это. Мне было ненавистно очевидное поклонение огромного количества людей Сталину, его возвышение над людьми, подобно Богу. Повсюду снова и снова людей заставляли изучать биографию Сталина, на заводах, в учебных заведениях, колхозах. Я сознательно говорю «изучать», потому что это было больше, чем просто «читать» биографию».

В 1937 г. для Лотты и ее мужа наступили запредельно жестокие времена, вошедшие в историю как «Большой террор» в СССР.

Вадим КРАВЦОВ

Окончание в следующем номере...

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -